Google: бизнес-модель и SWOT-анализ

Google: бизнес-модель и SWOT-анализ
Google: бизнес-модель и SWOT-анализ

Бизнес-модель Google – это многосторонняя платформа. То, что начиналось как поисковая компания, сегодня превратилось в технологического гиганта, предлагающего множество предложений. Можете ли вы сегодня представить себе бизнес, учебу и развлечения без Google? Google покончил с "желтыми страницами", предоставив возможность одним щелчком мыши находить предприятия не только своего города, но и всего мира!

Кроме того, поисковая система сократила посещение студентами библиотек учебных заведений, обеспечив доступ к коллекциям и файлам, разбросанным по всей планете. В общем, на любой вопрос, который приходит нам в голову в любое время суток, достаточно снять трубку телефона и сделать быстрый поиск ответа. Но что от этого выигрывает Google?

Google: бизнес-модель и SWOT-анализ

Что представляет собой бизнес-модель Google?

В основе работы Google лежит схема скрытой бизнес-модели, то есть за услуги платит не пользователь.

В случае с Google основным источником дохода является тот же, что и у коммуникационных компаний: платные СМИ. Компании платят за размещение рекламы в поисковой системе и за то, чтобы первыми ее увидели пользователи, составляющие их целевую аудиторию. И это выгодно для брендов благодаря огромному охвату Google, который охватывает более 90% всех поисковых запросов, выполняемых в Интернете, что составляет более 80 млрд. запросов в год.

Краткая история Google

История Google берет свое начало в 1995 году в Стэнфордском университете, когда Ларри Пейдж знакомился с университетской инфраструктурой, а Сергей Брин, один из студентов, был приписан к группе. В начале их сотрудничества они не соглашались практически ни в чем. Но обоих интересовало, как вся масса информации в Интернете искалась и индексировалась поисковыми системами того времени.

Затем они начали работать над технологией, при которой поиск будет основываться на обратных ссылках сайта (количестве других страниц, на которые ссылаются). Свою новую поисковую систему они назвали "BackRub" - по названию ее системы обработки. Вскоре это название было заменено на "Google", что отражает термин googol, означающий число один, за которым следуют 100 нулей.

После привлечения одного миллиона долларов инвестиций от родственников, друзей и других инвесторов компания Google Inc. официально появилась на свет. В последующие годы компания росла в геометрической прогрессии, нанимала инженеров и продавцов и переехала в свою нынешнюю штаб-квартиру, известную как "Googleplex", в Калифорнии. Первичное публичное размещение акций Google в 2004 году принесло 1,66 млрд. долл., что позволило создать 7 миллиардеров (включая, разумеется, двух основателей) и еще 900 миллионеров из числа первых акционеров.

К концу 2011 года Google ежедневно обрабатывал три миллиарда поисковых запросов. Компании потребовалось построить одиннадцать центров обработки данных по всей планете, каждый из которых насчитывал сотни тысяч серверов. Сегодня в Google работают 60 тыс. сотрудников в 50 странах мира, которые разрабатывают сотни продуктов, используемых миллиардами людей.

Кто собственник Google

Google является основной дочерней компанией холдинга Alphabet Inc., генеральными директорами которого являются основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин. На смену основателям пришел Сундар Пичаи, который с декабря 2019 года занимает должность председателя совета директоров и генерального директора Google.

Миссия Google

Миссия Google заключается в том, чтобы

"организовать мировую информацию и сделать ее универсально доступной и полезной".

Как Google зарабатывает деньги

Более 80% доходов Google в 2019 году было получено от рекламы (Google Ads и YouTube Ads). Но у компании есть и другие важные бизнесы и приобретения.

Реклама

Google работает по принципу так называемой Performance Advertising. Это означает, что рекламодатель платит только тогда, когда пользователь совершает действие, например, щелкает по ссылке. Эти ссылки отслеживаются, а стоимость клика (CPC: cost per click) определяется по средней стоимости клика за время показа конкретного объявления.

Кроме того, существует также брендовая реклама. В этом случае рекламодатели платят за тысячу показов (CPM: cost per mille / cost-per-impressions). Эта стратегия лучше всего работает, когда бренд хочет охватить гораздо более широкую целевую аудиторию, чтобы повысить узнаваемость бренда. Существует пять рекламных площадок:

  • Google Ads. Это старый добрый "Adwords". Всякий раз, когда кто-то выполняет поиск, в верхней части страницы, перед первыми результатами, появляются объявления, относящиеся к этому поиску. Каждый раз, когда пользователь нажимает на эти объявления, рекламодатель платит Google определенную сумму. Сумма зависит от CPC;
  • Google Shopping. В разделе "Покупки" пользователи ищут, сравнивают и покупают товары у компаний, которые заплатили за рекламу своей продукции;
  • Google AdSense. Эта платформа используется в тех случаях, когда на сайтах предоставляются места для размещения рекламных объявлений Google (например, баннеров), которые будут отображаться на основе поисковых запросов пользователей. Рекламодатели платят за выбранное место, время и таргетинг;
  • Google AdMob. Как сообщается на сайте компании, "AdMob позволяет легко получать доход благодаря рекламе в приложениях, оперативной информации и мощным, простым в использовании инструментам для развития бизнеса приложений". То есть рекламодатели могут размещать рекламу в приложениях, и это помогает разработчикам приложений зарабатывать на своих приложениях;
  • YouTube. Возможно, вы видели, что на YouTube реклама появляется перед видеороликами, а в зависимости от их продолжительности – и во время видео. Рекламодатели платят за то, чтобы их объявления отображались в этих местах, обычно на контенте, связанном с их продуктом, услугой или аудиторией.

Google Pixel

Это бренд смартфонов компании Google. Он все еще не имеет большого представительства среди игроков рынка или среди источников дохода Google, но его доля растет. Когда Google приобрела компанию Nest Labs, она объединила это приобретение с Google Home. Компания разрабатывает технологические устройства для дома, такие как камеры, дверные звонки, системы сигнализации, дымовые системы, замки и термостаты.

YouTube Premium

YouTube Premium – это модель подписки, предлагающая потоковый контент без рекламы на YouTube, YouTube Music и YouTube Gaming.

Облако Google

Это набор облачных вычислительных сервисов, работающих на собственной инфраструктуре и предоставляющих ресурсы для работы приложений в Интернете. Это бизнес-модель, основанная на подписке, при которой компании платят в зависимости от количества используемых ими ресурсов. На его долю приходится 5,5% от общей выручки Google.

Наконец, стоит отметить, что помимо этих статей доходов Google инвестирует и в другие приобретения, такие как Waze, Motorola Mobility, DoubleClick, Looker, Fitbit и ITA Software. Кроме того, компания инвестирует в Loon, Waymo, Wing, Verily и Sidewalk Labs, которые нацелены на технологические инновации в разных точках планеты.

Канва бизнес-модели Google

Канва бизнес-модели Google
Канва бизнес-модели Google

Давайте рассмотрим приведенную ниже канву бизнес-модели Google:

[1] Потребительские сегменты Google

Клиентские сегменты Google делятся на три: рекламодатели, создатели контента и пользователи.

  • Пользователи – к ним относятся все, кто ищет информацию в Интернете. Именно этот сегмент поддерживает Google и два других сегмента, ведь без аудитории нет смысла в рекламе.
  • Рекламодатели – к ним относятся все предприниматели, желающие продвигать товары и услуги в Интернете, будь то крупные или малые предприятия, рекламные агентства или частные лица;
  • Создатели контента – это люди или компании, которые создают контент для публикации в Интернете с целью его монетизации, например блоггеры, новостные сайты, развлекательные сайты, цифровые агенты влияния и т.д;
  • Разработчики – программисты или компании занимающиеся разработкой приложений и программ и размещающие свои решения на платформе Гугл.

[2] Ценностные предложения и преимущества Google

У Google есть ценностное предложение для каждого из сегментов потребителей.

  • Для пользователей главным преимуществом является возможность бесплатно пользоваться крупнейшей поисковой системой в мире. С помощью Google они получают доступ к информации со всего мира в организованном, быстром, простом виде, из любого места (с помощью телефона) и в порядке убывания релевантности.
  • Для рекламодателей самым большим преимуществом является возможность инвестировать в рекламу, зная, что они потратят деньги только на свою конкретную аудиторию. Это связано с тем, что Google Ads основывается на ключевых словах, которые ищут пользователи. Люди часто ищут, чтобы что-то купить. Более 80% современных покупателей, прежде чем приобрести новый товар, проводят поиски в Google. Таким образом, объявления рекламодателей будут показаны людям с намерением совершить покупку, что повышает уровень точности рекламы;
  • Для создателей контента ценностным предложением является возможность монетизировать свою работу. Для получения дохода от производства контента требуется много трафика. Google позволяет таким производителям изучить возможности как органического трафика, так и платного;
  • Для разработчиков – это возможность публиковать свои решения на платформе Гугл.

[3] Каналы сбыта Google

Основными каналами распространения Google, безусловно, являются:

  • Сайт и собственная поисковая система;
  • Приложения, такие как Android, Chrome, Maps и Gmail;
  • Уведомления (Gmail, News, Chrome и др.);
  • Рекомендации (YouTube, Play Store, Play Music и др.);
  • Собственная экосистема для рекламы своих продуктов;
  • Отделы продаж.

[4] Взаимоотношения Google с клиентами

Google – это, по сути, самообслуживание. Однако работа с клиентами предполагает обеспечение точности и релевантности результатов поиска, чтобы пользователи быстрее находили то, что ищут, и меньше рисковали получить дезинформацию. Это касается и рекламы, которая показывается по ключевым словам.

  • Автоматизированное обслуживание через точность и релевантность результатов поиска информации;
  • Поддержка клиентов, которые пользуются платными услугами.

[5] Потоки поступления доходов Google

Полоти доходов Гугл состоят из:

  • От пользователей – бесплатное использование решений Гугл;
  • От рекламодателей – оплата за стоимость клика (CPC) или показы (CPM); Реклама;
  • От создателей контента – реализация продукции и/или услуг; Подписки с YouTube; Ежемесячная / годовая плата или плата за использование;
  • От разработчиков – доля от продаж приложений и подписок

[6] Ключевые ресурсы Google

Самыми большими ключевыми ресурсами Google являются:

  • Интеллектуальная собственность и патенты;
  • Поисковые алгоритмы и Googlebot (робот, проверяющий контент);
  • Глобальная технологическая инфраструктура;
  • Мобильная операционная система Android;
  • Бренд компании.

[7] Ключевые направления деятельности Google

Основные направления деятельности Google направлены на обеспечение хорошего опыта для пользователей, избегая негативных сетевых эффектов. К ним относятся:

  • Сканирование и индексирование информации. Google ищет все существующие во Всемирной паутине страницы и индексирует их в соответствии с их содержанием, образуя своего рода гигантский всемирный индекс;
  • Поиск, соответствие и представление информации. По оценкам, в Интернете насчитывается более 8 млрд. страниц, и Google отвечает за организацию результатов каждого поиска по ключевым словам в соответствии с релевантностью найденных совпадающих страниц;
  • Улучшение поиска информации. Google старается понять, что ищет пользователь, чтобы облегчить ему поиск. По мнению Google, при отображении последних поисковых запросов с помощью автозаполнения или предложений он улучшил результаты более чем на 30% поисковых запросов. По этой же причине Google постоянно старается дисквалифицировать сайты, продвигающие дезинформацию, спам и кликбейт (уничижительный термин, описывающий веб-контент, целью которого является получение дохода от онлайн-рекламы, особенно в ущерб качеству или точности информации);
  • Построение экосистемы. Гугл развивает интеграцию и взаимодействие между своими инструментами, такими как поисковая система Google, Android, Chrome, YouTube, Gmail и т.д.;
  • Маркетинг. Google также нуждается в продвижении своих продуктов и услуг;
  • Развитие и обслуживание платформы и инфраструктуры.

[8] Ключевые партнеры Google

Бизнес-модель Google представляет собой многостороннюю платформу, а это означает, что все стороны уравнения важны для работы бизнеса. Таким образом, его ключевыми партнерами являются:

  • Пользователи. Не только из поисковой системы, но и из сопутствующих продуктов, таких как Gmail, Maps, Android и т.д.;
  • Производители контента. Владельцы сайтов, блоггеры, авторитеты и издатели YouTube, которые производят контент, отображаемый в результате поиска, и размещают рекламные места Google (например, баннеры) на своих страницах и порталах;
  • Рекламодатели. Бренды и компании, создающие свои сайты (которые будут отображаться в результатах поиска), регистрирующиеся в Google My Business и размещающие рекламу в Google.
  • SEO-партнеры (специалисты по поисковой оптимизации, которые работают над тем, чтобы компании и производители контента привлекали больше и лучше трафика);
  • Акционеры;
  • Разработчики;
  • Alphabet, материнская компания Google.

[9] Структура издержек Google

Структура затрат компании Google состоит из:

  • R&D (Исследования и разработки – НИОКР);
  • Расходы на приобретение трафика (Traffic Acquisition costs, TAC);
  • Траты на маркетинг и продажи;
  • Центры обработки данных;
  • Общие, административные и юридические операции.

Конкуренты Google

Конкурентов у Гугл не мало, вот только несколько из них по сферам деятельности организации:

Поисковые системы

  • Bing. На долю этой поисковой системы Microsoft приходится от 2% до 6% мирового рынка. Тем не менее, эта поисковая система является наиболее близким конкурентом Google в этой отрасли. В то время как алгоритм Google отдает предпочтение свежему контенту, Bing предпочитает старые и авторитетные страницы;
  • Yahoo! Yahoo была одной из крупнейших поисковых систем на планете, но сейчас ее доля на рынке составляет около 2%. Она по-прежнему имеет мощный портал со спортом, музыкой, фильмами, играми и многим другим;
  • DuckDuckGo. Поисковая система 2008 года называет себя "анти-Google", поскольку отличительной особенностью механизма является то, что DuckDuckGo не отслеживает пользователя. Ее рост происходит на фоне серьезных проблем с конфиденциальностью, но она все еще занимает всего 0,3% мирового рынка;
  • Baidu. Это «китайский Google», занимающий более 60% рынка поисковых систем в Китае. В мировом масштабе она занимает четвертое место с долей рынка 0,8%, но на китайском рынке она является самым серьезным препятствием для Google;
  • Яндекс. Яндекс занимает почти 45% доли поискового рынка в России.
  • Амазон. Если пользователи в США хотят купить какой-нибудь товар, но около 15% пользователей ищут его в Амазон, что не может радовать Гугл.

Реклама

  • Facebook. Facebook и Google вместе доминируют в рекламе в Интернете. На долю Facebook приходится около 22% средств, вложенных в интернет-рекламу в США, в то время как Google лидирует на этом рынке, имея около 37% инвестиций;
  • Amazon. Если на первый взгляд такая конкуренция кажется странной, то на самом деле это не так, поскольку Amazon занял лидирующую позицию в категории поиска товаров, на долю которого сегодня приходится 8,8% рекламных объявлений.

Видеохостинг (конкуренты YouTube)

  • TikTok. TikTok насчитывающий более 1 млрд. пользователей, которые зарегистрировались всего за четыре года. Компания является самым скачиваемым приложением на мобильных телефонах, и это может отнять часть аудитории у YouTube. Однако TikTok ориентирован на короткие ролики и фрагменты, в то время как YouTube – на длинный контент;
  • Instagram. Несмотря на различия в работе и сервисах Instagram и YouTube, они сталкиваются, когда речь заходит об обмене видео, поскольку Instagram позволяет публиковать видео в ленте, историях, IGTV (сокращение от Instagram TV)и, с недавних пор, в роликах.

Мобильная индустрия

  • Apple. Android лидирует на рынке (около 75%) и легко опережает iOS, поскольку операционная система Apple используется только в iPhone. Однако Apple представляет угрозу как на рынке программного обеспечения, так и на рынке аппаратного обеспечения, поскольку Google также имеет свой телефон Pixel, а также приобрела компанию Motorola.

Облако

  • Amazon Web Services (AWS). AWS – безусловный лидер в этой области, на ее долю приходится 33% всей облачной инфраструктуры в мире. Google занимает третье место, имея всего 8%;
  • Microsoft Azure. Компания занимает второе место, посередине между Amazon и Google, на ее долю приходится 16% облачного рынка.

SWOT-анализ компании Google

SWOT-анализ компании Google
SWOT-анализ компании Google

Ниже приводится подробный SWOT-анализ компании Google:

(1) Сильные стороны Google

  • Лидерство в поисковых системах. Google является бесспорным лидером на рынке поисковых систем в Интернете, и ни один из конкурентов не подошел к угрожающей позиции;
  • Бренд. Google – один из самых известных в мире брендов и, по данным Forbes, второй по стоимости, уступая лишь Apple;
  • Технологические мощности. Вычислительная система Google способна обрабатывать более 40 тыс. запросов в секунду, или 3,5 млрд. в день;
  • Выручка. Огромный доход Google обеспечивает один из самых быстрых темпов роста в мире и позволяет компании регулярно инвестировать в инновации, новые продукты или приобретения.

(2) Слабые стороны Google

  • Политика конфиденциальности. В отношении компании Google часто задаются вопросы о ее внутренней политике сокрытия информации о своих алгоритмах и т.п;
  • Чрезмерная зависимость от рекламы. Более 80% доходов компании поступает от рекламы, что подвергает риску будущее компании из-за конкуренции и политической / экономической конъюнктуры;
  • Бойкоты. Крупные бренды объявили бойкот Google и YouTube за то, что их реклама сопровождается экстремистским контентом.

(3) Возможности Google

  • Рынок носимых устройств. Google приобрела компанию Fitbit, чтобы выйти на растущий рынок носимых устройств (смарт-часов и фитнес-браслетов);
  • Облачные сервисы. Хотя Google пока занимает третье место на этом рынке и уступает первым двум по количеству предлагаемых услуг, компания инвестирует в эту отрасль, чтобы укрепить ее и диверсифицировать собственные потоки доходов;
  • Google Meet. Недавняя пандемия заставила Google воспользоваться спросом на решения для удаленной работы;
  • Экспансия. Страны с развивающейся экономикой открыты для получения облачных услуг и высокоскоростного Интернета;
  • Диверсификация доходов. У Google есть бизнесы, позволяющие избежать зависимости от рекламы (YouTube TV, Google Cloud, Google Play, аппаратное обеспечение и т.д.).

(4) Угрозы Google

  • Уменьшение доли рынка. На рынке онлайн-рекламы острая конкуренция, которую отнимают у Google доли рынка, особенно это компании: Facebook и Amazon;
  • Устранение технологий шифрования. Правительства и группы защиты детей настаивают на устранении технологий шифрования, чтобы обеспечить быстрое выявление организаций незаконно использующих детей в Интернете. Однако отсутствие анонимности пользователей может привести к потере клиентов Гугл;
  • Политическая напряженность. Гугл планировал предоставлять облачные услуги в Китае, однако этот план был отменен из-за геополитической напряженности в отношениях между США и Поднебесной. Если эта проблема повторится в других странах – это может замедлить глобальную экспансию организации.

Заключение

Если сделать шаг назад и посмотреть на общую картину, то станет ясно, что бизнес-модель Google – это не только поисковые системы или реклама. Она представляет собой гобелен, сотканный из различных сегментов и уникальных предприятий в мире технологий. Куда бы вы ни обратились, везде ощущается присутствие Google, что делает ее грозным соперником практически любого мирового технологического гиганта.

Была статья полезной?
Да
Нет

Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

5
Начать дискуссию