2.1 Восприятие (продолжение)

Апперцепция (обусловленное восприятие)

Термин «апперцепция» обозначает одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира

- особенностями общего содержания сознательной жизни как целого;

- запасом знаний и опыта;

- конкретным состоянием личности.

В современной психологии понятие апперцепции выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же. Это объясняется тем, что восприятие предмета есть не простое копирование, а построение образа, осуществляемое под влиянием имеющихся у личности сенсомоторных и категориальных схем, запаса знаний и т.д. Иными словами, в процессе апперцепции происходит придание смысла образу восприятия.

Различают устойчивую апперцепцию (обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности) и временную апперцепцию (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому и т.д.), тесно переплетающиеся в конкретном акте восприятия.

Удивительно, но апперцепция – весьма «нераскрученное» понятие. Между тем, оно означает буквально следующее: разные люди, в зависимости от их способности осмысливать, расшифровывать, анализировать прошлый опыт, в зависимости от их целей и мотивов, от их умений распаковывать смыслы, видят разное. У людей - разная апперцепция, разное восприятие одних и тех же объектов. Полагаю, что если бы люди по умолчанию всегда учитывали это обстоятельство, то сами принципы человеческого общения строились бы несколько иным образом.

Важнейшим феноменом, который едва ли не в решающей степени влияет на апперцепцию, является представление человека о самом себе – так называемая Я-концепция.

Рассмотрим явление апперцепции «технологически». Суть дела в следующем.

Всякое приходящее к нам извне впечатление — будь то услышанная фраза, видимый объект или достигшее носа испарение — входит в наше сознание лишь после того, как оно оформится в определенном направлении, свяжется с другими, уже находящимися в памяти элементами и произведет, в конце концов, то, что мы называем «реакцией» с нашей стороны. В какие именно связи оно при этом вступит, определяется нашим прежним опытом и теми ассоциациями, какие установились между этим опытом и тем родом впечатлений, к которому относится вновь полученное.

Воспринятое новое впечатление возбудит те, что ассоциировались с ним прежде. Такова участь всякого впечатления: оно падает в сознание, обладающее идеями и интересами, и ими поглощается. После некоторого опыта и воспитания ни один воспринимаемый нами элемент не остается для нас совершенно новым, недоступным для описания: он всегда напоминает нам либо что-нибудь сходное с ним по качеству, либо тот или иной контекст, который окружал его прежде и вызывается им в сознании в настоящий момент.

Поэтому всякое впечатление понимается каждым человеком определенным образом и обрабатывается соответственно сложившимся умственным тенденциям и наклонностям.

Апперцепция есть результат ассоциации идей. Она создает некоторого рода слияние старого с новым — то слияние, в котором часто бывает невозможно различить долю каждого из этих элементов. Так, например, когда мы слушаем чью-либо речь, в действительности слышим очень немногое. Когда мы читаем книгу, то не замечаем опечаток, подставляя при помощи воображения надлежащие буквы, хотя на самом деле видим другие. Многое из того, что, как нам кажется, мы видим или слышим, извлекается на самом деле из памяти. В апперцепции проявляется некоторый общий закон — закон экономии. Воспринимая что бы то ни было новое, мы инстинктивно стремимся возможно меньше расстраивать уже существующий у нас порядок идей. Мы постоянно стараемся называть новый опыт каким-нибудь таким именем, которое ассимилировало бы его с тем, что уже известно. Мы не выносим ничего абсолютно нового, ничего такого, что не имеет названия и для обозначения чего нужно создавать новое имя. В таких случаях мы берем из числа старых имен наиболее подходящее к новому предмету, хотя оно далеко не вполне ему соответствует. Так ребенок, в первый раз увидевший снег, называет его сахаром, парус лодки — занавеской, яйцо в скорлупе — красивым картофелем, апельсин — мячиком, складной штопор — сломанными ножницами и т. д.

В более зрелом возрасте это стремление к экономии приводит к слепой привязанности к старому, известному. Всякая новая мысль, всякий новый факт, которые могут потребовать больших изменений в прежней системе воззрений, всегда игнорируются или изгоняются из сознания, если оказывается невозможным истолковать их таким образом, чтобы они гармонично приладились к этой системе. Всем нам приходилось вести споры с людьми сложившихся воззрений, приходилось одерживать при этом верх, заставлять их соглашаться с нашим мнением, — но через неделю оказывалось, что они спокойно вернулись к своим старым мнениям, будто бы никогда и не имели с нами разговора.

Эта неспособность к восприятию нового образуется в более молодом возрасте, чем принято думать. Похоже, что у большинства людей она начинается в возрасте около двадцати пяти лет, а к сорока превращается просто в броню, непроницаемую для всякой новой информации. Совершенно справедливо, что взрослый человек в течение всего зрелого возраста приобретает массу детальных сведений и большие познания в отдельных областях своей профессиональной или деловой жизни. В этом отношении его понятия развиваются в течение очень долгого периода времени, так как знания становятся все обширнее и подробнее. Но более широкие понятия, более крупные классы вещей и более обширные разряды отношений между ними — все это складывается в сравнительно молодые годы. Мало найдется людей, которые ознакомились бы с началами ранее неизвестной им науки после двадцатипятилетнего возраста. Если человек не изучал политической экономии в колледже, то из тысячи случаев в девятистах девяноста девяти основные понятия этой науки останутся ему неизвестными в течение всей его жизни.

Принцип гештальта

Первичными данными сознания являются целостные структуры — гештальты, в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальт — это пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция сознания к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Согласно этому подходу, о гештальте можно говорить тогда, когда сходство двух целостных явлений как таковых обусловлено их функциональными структурами. Из этого мы можем сделать два существенных вывода. Во-первых, критерием определения целостности того или иного объекта для человеческого сознания является функция объекта, проще говоря – назначение объекта, «что есть этот объект по отношению к человеку». Во-вторых, гештальт-метод есть полный аналог более общего системного метода. Это, в свою очередь означает, что базовым алгоритмом работы человеческого сознания является системно-функциональный принцип. Последний будет подробно рассматриваться в отдельной главе Азбуки.

Некоторые авторы используют для описания того же феномена, который мы сейчас обозначили словом «гештальт», другой термин, из области математики – «фрактал». Этот последний, видимо, даже более точен, так как делает акцент на «организации актуальной среды посредством определенного алгоритма», но в психологии практически не используется.

Инсайт

Тот факт, что первичными данными сознания являются целостные образы — гештальты, далеко не всегда сознается самими носителями сознания. Потому имеет смысл рассматривать саму способность понимания всех составляющих того или иного явления как включенных в целостную структуру, когда всякая часть получает свой действительный смысл только будучи соотнесенной с единой структурой целого. Такое понимание имеет в гештальтпсихологии свое наименование – инсайт.

Восприятие качества гештальта

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостными, завершенными структурами с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта всегда употребляется критерий значимости. Целое может быть важным, а члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все компоненты оказываются одинаково важными (это редкий случай, встречающийся, например, в орнаментах).

В подавляющем большинстве случаев члены гештальта оказываются разных «рангов», весов. Например, в круге 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга.

Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, либо как исходная точка (например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы). Когда сознание строит гештальт - целостный образ - другого человека, оно также всегда использует такую «точку сборки», т.е. некий критерий, имеющий доминантное значение при оценке «функции» данного человека. Например, при создании гештальта «мужа» - материальное положение, сексуальную привлекательность, надежность в смысле обеспечения социальной защиты и т.д.

Человеческое сознание стремится создавать т.н. прегнантные, «хорошие», то есть завершенные образы-гештальты. Завершенные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. Группировке элементов в целостные гештальты способствуют «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось. Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Основные принципы формирования гештальтов

• Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. Наше сознание объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

• Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе. Нам легче объединять схожие элементы. В качестве группирующихся свойств может выступать сходство по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обладающие симметрией или периодичностью. Скажем, продолжение беседы в общем шуме голосов возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном.

• Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании единства структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования. Первая выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Вторая проявляется в том, что при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура остается неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство. И, наконец, третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия человеческого лица достаточно лишь нескольких элементов его контура. В этом смысле целостность есть индифферентность образа по отношению к замене составляющих его элементов, то есть может рассматриваться как структурная константность.

• Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

• Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

• Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Предметность восприятия

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации. Объективация - процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире, там, где располагается источник воспринимаемой информации, т.е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия - не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а функционально, в соответствии с тем, как употребляем их на практике. или по основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия. Так, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут “вести себя” самым различным образом.

Целостность восприятия

Восприятие изначально целостно и поэтому даже самый беспорядочный набор точек и пятен выстраиваются в осмысленный образ. Восприятие не является сочетанием отдельных ощущений, из которых конструируется целое, - наоборот, некоторая целостность, уже готовый образ конкретизируется ощущениями. Целое связано с наименованием образа и его целостной структурой. Слово "яблоко" уже организует восприятие в целое, которое может быть яблоком вообще. А единичное яблоко становится конкретным и неповторимым в восприятии и ощущениях. Поэтому слова, обозначающие объекты, можно рассматривать как некие готовые программы перцептивного поведения, программы восприятия.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.

То, что человек воспринимает в данный момент, зависит от его прошлого опыта, а также от того, чего он хочет в данный момент. Особенно заметна эта закономерность в процессе восприятия человеческого лица. Огромную роль играет внутренний шаблон, а также эмоциональное отношение к воспринимаемому: чем эмоционально ближе наблюдаемый человек, тем большие искажения в его облике корректируются воспринимающим. Причем в отношении близких людей амплитуда колебаний достигает максимума – им либо позволяется все, либо не прощается ничего.

Поскольку восприятие обслуживает поведение, которое вызывается мотивацией, то естественно, что ожидания что-то увидеть, услышать, почувствовать, оказывают большое влияние на восприятие. Голодный человек может прочитать надпись "Обеды" там, где на самом деле значится "Обувь". Общеизвестно, что пятна на полной Луне многими воспринимаются в соответствии с преобладающей мотивацией: агрессивный человек видит в них сцены борьбы, большинству полная луна видится как некий лик.

Влияние мотивации низших уровней реализуется непосредственно. Например, в одном эксперименте детей попросили оценить размеры монет. При этом одна и та же монета бедным детям казалась больше, чем богатым. В другом эксперименте школьникам показывали одни и те же неправильные фигуры до и после еды. При этом до еды они ассоциировались с видом пищи в среднем в два раза чаще, чем после.

Определенное влияние на поведение и восприятие оказывают сильные эмоции. Известно, что рассерженный человек склонен везде видеть врагов. Робкий всегда преувеличивает опасность, принимая порой муху за слона. Влюбленные, подогреваемые стремлением видеть предмет своего обожания, могут ошибочно принять за него постороннего человека. Мотивация непосредственно направляет действия людей на удовлетворение их потребностей. Мотив или эмоция изменяет наше восприятие событий в сторону желаемого их исхода.

Наше сознание имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, имеющее для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура, которая она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.

Это относится, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как “фигура” на звуковом фоне. Подобное явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только становится значимым другой элемент фона. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

Обобщенность восприятия тесно связана с личным опытом человека. По мере расширения опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к предметному объекту, причисляется ко все большему ряду предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется.

Восприятие – это одновременно упрощение воспринимаемой действительности и фиксация наблюдаемых признаков с точки зрения их значимости для человека, сведение этих признаков в устойчивые комплексы и классификация на их основе различных объектов окружающего мира. Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности проявляется в надежности узнавания, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.

Группировка элементов

Сознание человека склонно при реализации восприятия объединять разрозненные элементы в группы. Если мы разглядываем звездное небо, то обязательно сгруппируем светящиеся точки в целостные фигуры. Поэтому любое восприятие будет более достоверным, если мы каким-то образом узнаем заранее, что нам предстоит увидеть или услышать. Однако это же может ввести и в заблуждение, чем пользуются шутники или недобросовестные персонажи. Когда вам хотят вручить "куклу", то предварительно пересчитывают при вас деньги, восприятие этого счета создает образ пачки денег, подменить которую не представляет труда.

Группировка стимулов осуществляется по принципу проксимальности, т.е. близости друг к другу, и принципу сходства: элементы автоматически группируются по тем или иным характерным признакам. Например, «люди в форме». «Кавказцы». «Блондинки». Особенно мощно действует лингвистический критерий – по языку. Это деление практически идентично принципиальному опознаванию «свой - чужой».

Фигура и фон

Процесс группировки постепенно приводит к выделению некоторой группы элементов как «фигуры», которая становится центром внимания, а остальные элементы преобразуются сознанием в «фон». Фоном, естественно, могут быть и другие люди.

Человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, который кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.

В образовании фигуры и фона главную роль играет установка и внимание, которые стимулируют умственную операцию выделения фигуры из фона и отнесения объектов к фону. В двойственной фигуре мы увидим вазу или два профиля в зависимости от установки, что мы намерены увидеть.

Влияние фона на восприятие. Иллюзии

Восприятие связано с вниманием. Как мы помним, предмет восприятия, гештальт, фигура - это объект, на котором сосредоточено внимание. Остальные объекты выступают как фон. Соотношение фигуры и фона меняет смысл восприятия. Например, двойные фигуры: это или два профиля, или ваза.

Иллюзии могут зависеть от конфигурации фигуры и фона, от соотношения элементов. Большая окружность на фоне малых кружков кажется больше другой равной ей окружности на фоне больших кружков. Это создает иллюзию того, что первая окружность больше второй, хотя они и равны.

Если фоном являются органические ощущения, то их восприятие усложняется, и следствием может быть возникновение пространственных иллюзий. Например, боли при остеохондрозе могут быть субъективно локализованы как сердечные. И наоборот, дисбалансы в работе сердечной мышцы могут ощущаться как болевые синдром в области эпигастрия. Иллюзии в восприятии анатомии тела легко могут стать источником страхов.

Константность восприятия

Наше восприятие устроено так, что образ остается качественно неизменным, несмотря на изменение условий восприятия. Перцептивное действие вносит коррективы в поток информации и сохраняет неизменность образа. Например, человека, который находится в конце длинного коридора, мы не видим втрое меньшим, чем стоящего рядом, хотя образ на сетчатке согласно законам перспективы втрое меньше. И образ «законченной сволочи» не теряет ни своего глубокого содержания, ни своей сочности, если сама «сволочь» находится за тысячи километров, в далеком прошлом или вовсе в другом мире. При этом, как мы помним, «сволочь» во плоти и она же в виде мысленного гештальта для нашего сознания есть одно и то же – по силе вызываемой ответной (эмоциональной + физиологической) реакции.

И константность, и предметность, и целостность, и осмысленность, и обобщенность придают образу важную черту – независимость от условий восприятия и искажений. В этом смысле константность – это независимость от физических условий восприятия, предметность и осмысленность – от фона, на котором объект воспринимается, целостность – независимость от искажения и замены компонентов, составляющих целое, обобщенность –независимость восприятия от таких изменений, которые не выводят объект за границы класса.

Восприятие глубины и расстояния

Бинокулярное зрение возникает вследствие научения, в котором образуются связи между зрительным образом и осязанием предмета, образом и ощущениями, связанными с движениями глаз, их конвергенции или дивергенции. Относительный размер предмета, двигательный параллакс (изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя), градиент текстуры, взаимное накладывание образов предмета друг на друга способствуют восприятию глубины. Это обстоятельство также является источником различных иллюзий.

Слуховое восприятие пространства проявляется в локализации источника звуков за счет движения головы и ее ориентации относительно источника. При этом происходит сличение силы звука в правом и левом ухе, что позволяет сориентироваться. Животные для восприятия звукового пространства шевелят ушами.

В слуховом восприятии особую роль играет фонематическая система кодов, сложившихся в развитии речи и общения. Фонематика — это различение звуковых частей речи (фонем), которое является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Это случается у детей или людей, изучающих иностранный язык. Звуковысотные и ритмико-мелодические коды влияют на восприятие речи и локализацию источника звуков в пространстве. Поэтому человек лучше понимает другого, когда он смотрит на него и следит за движениями губ.

Пространственное восприятие основано на двигательных и кожных ощущениях. Ощупывание состоит из мелких и крупных движений, организованных вокруг некоторой точки отсчета, которой чаще является большой палец. Построение тактильного образа может происходить и в том случае, когда ощупывание происходит с помощью некого предмета, стержня, например, карандашом или зондом. Опытный хирург с помощью зонда с достаточной степень достоверности может ощупать предмет внутри тела больного.

Зрительный образ создается из непрерывных перцептивных "ощупывающих" движений глаз, которые выделяют наиболее инфор-мативные точки. Образ неподвижного относительно глаза предмета, фиксированного с помощью присоски к роговице, может сохраняться не более 1-2 секунд, после чего появляется "пустое поле".

Восприятие времени

Информационное обеспечение поведения требует оценки длительности. Психологи предполагают, что чувство времени связано с восприятием ритмических процессов в организме. Сердцебиение, дыхание, ходьба, жевание, глотание, половое поведение, появление и удовлетворение желаний, возбуждение и торможение нейронов, а также многие другие процессы носят ритмичный характер, имеют соответствующие периоды, частоту. Аналогично действуют ритмы среды обитания, смена дня и ночи и другие периодические процессы. Они являются точками отсчета длительности.

Любой цикл поведения поддерживается за счет соразмерности его некоторой психологической "переменной", характеризующей состояние сознания и задающей начало и конец цикла. Насыщение прекращает потребность жевать и глотать. Восприятие начала и конца любого цикла создает чувство длительности.

Внешние ритмы в процессе восприятия создают чувство длительности. Человек превратил в эталон измерения времени суточный ритм. «Объективность» времени часто подвергается сомнению. Объективно лишь то, что воспринимается нами как время, т.е. последовательность и мерность наблюдаемых нами процессов. Чаадаев говорил, что Бог не сотворил время, а предоставил человеку эту возможность.

Состояние сознания оказывает очень заметное влияние на восприятие длительности. Сосредоточенность на работе или иной деятельности уменьшает чувство времени. Ощущение длительности определяется числом циклов, включенных в интервал времени. Любое событие воспринимается циклично. Число циклов-событий создают "течение времени". Предполагается, что чувство длительности связано с продолжительностью жизни. Поэтому для детей время течет медленно, а для пожилых людей - быстро. То же наблюдается при переживаниях удовольствия и счастья. "Счастливые часов не наблюдают" .

реклама
разместить
Начать дискуссию