Апперцепция есть результат ассоциации идей. Она создает некоторого рода слияние старого с новым — то слияние, в котором часто бывает невозможно различить долю каждого из этих элементов. Так, например, когда мы слушаем чью-либо речь, в действительности слышим очень немногое. Когда мы читаем книгу, то не замечаем опечаток, подставляя при помощи воображения надлежащие буквы, хотя на самом деле видим другие. Многое из того, что, как нам кажется, мы видим или слышим, извлекается на самом деле из памяти. В апперцепции проявляется некоторый общий закон — закон экономии. Воспринимая что бы то ни было новое, мы инстинктивно стремимся возможно меньше расстраивать уже существующий у нас порядок идей. Мы постоянно стараемся называть новый опыт каким-нибудь таким именем, которое ассимилировало бы его с тем, что уже известно. Мы не выносим ничего абсолютно нового, ничего такого, что не имеет названия и для обозначения чего нужно создавать новое имя. В таких случаях мы берем из числа старых имен наиболее подходящее к новому предмету, хотя оно далеко не вполне ему соответствует. Так ребенок, в первый раз увидевший снег, называет его сахаром, парус лодки — занавеской, яйцо в скорлупе — красивым картофелем, апельсин — мячиком, складной штопор — сломанными ножницами и т. д.