2.1 Восприятие

Ощущения

Отражение в сознании человека свойств и состояний внутрителесной и внешней сред, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств внутренних или внешних сигналов и раздражителей, и есть ощущения. Они возникают в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных импульсов.

На ощущении и восприятии строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования.

Ощущение — это самое первое соприкосновение нашего сознания с внешним миром с помощью сенсорных систем). Сенсорные системы человека — это его органы чувств, приемники дистантных и контактных ощущений, связывающие человека с внешним и внутренним миром, преобразующие ощущения в восприятие. Их принято классифицировать по органам чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Через ощущения мы узнаем о цвете, вкусе, запахе, движении, положении в пространстве и многом другом в окружающем и нашем внутреннем мире. Благодаря им появляются целостные, предметные восприятия. Ощущения являются первичным информационным материалом, из которых создается образ окружающего мира. Разрушение органа чувств делает невозможным ощущение.

Прекращение ощущений вводит человека в состояние сна или транса, и фактически означает прекращение самого носителя ощущений, т.е. остановку операционной системы «сознание». Это обстоятельство лежит в основании некоторых техник, направленных на достижение так называемых «трансперсональных состояний», активацию программ и операционных систем, отличных от хорошо понятного нам «человеческого сознания». Хорошо известно, что сознание детей, растущих в обстоятельствах сенсорного голода (слепота, глухота, социальная депривация, состоящая в лишении эмоциональных контактов), демонстрирует существенные отличия от «средне-стандартных» параметров.

Ощущения делят на:

- интроцептивные (органические), которые определяются поведением физиологических функциональных систем и сигнализируют с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма;

- проприоцептивные (кинестетические), которые дают информацию о состоянии мышц и опорно-двигательного аппарата, а также отражают движение и относительное положение частей тела благодаря работе расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках рецепторов;

- экстрацептивные (внешние), которые несут сообщения о внешнем мире.

Пороги чувствительности

Существует предел чувствительности каждого рецептора, за которым уже не может наступить возбуждение. Этотфизиологический порог определен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов. Мы далее будем говорить о порогах той чувствительности, которая регистрируется сознанием.

Минимальная сила воздействия стимула (внутреннего или внешнего фактора, вызывающего раздражение рецептора), при которой возникает сам факт ощущения, является показателем абсолютного порога чувствительности. Измеряя силу этого стимула, мы измеряем порог чувствительности и тем самым получаем объективный показатель субъективной чувствительности. Зависимость здесь обратная - чем ниже порог, тем выше чувствительность.

Верхним порогом называется та максимально допустимая сила воздействия, при достижении которой модальность ощущения качественно меняется. Например, вначале приятное ощущение давления при массаже может превратиться в боль.

Относительный порог чувствительности - это минимальное приращение интенсивности стимула, дающее едва заметное различение в ощущении. Его еще называют порогом различения. Он зависит не только от чувствительности органа чувств, но и от фона ощущений данной модальности. В тишине мы замечаем незначительный звук, который в шуме вообще незаметен. Относительная чувствительность измеряется той прибавкой к фону, которая делается заметной.

Повышение порога или его понижение определяет поведение сенсорной функциональной системы, придает избирательный характер ее реакциям. Состояние и уровень порогов изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов. Остановимся на них подробнее.

Изменение порогов

Пороги чувствительности могут изменяться в процессе длительного воздействия стимулов, их соотношений и сочетаний. К примеру, легкое охлаждение кожи лба обостряет слух. Сенсорная адаптация состоит в том, что со временем чувствительность к стимулу снижается. Адаптация к запахам, вкусовая адаптация являются важными факторами управления поведением и приспособлением. Например, регуляция пищевого поведения в некоторой степени обусловлена сенсорной адаптацией. Вкусовое привыкание снижает удовольствие от сладостей, что предохраняет организм от чрезмерного насыщения его углеводами.

Поведение регулируется не только повышением порогов, то есть снижением чувствительности, но и наоборот, снижением уровня порога, то есть обострением чувствительности.

Адаптация

Чувствительность может меняться, причем иногда – в очень значительных пределах. В начале купания вода воспринимается холодной, а к середине заплыва кажется буквально парным молоком. Точно так же мы быстро адаптируемся к некоторым запахам, к шуму и прикосновениям.

Привыкание органов чувств к раздражениям зависит от длительности того или иного воздействия. Чувствительность глаза может возрасти или уменьшиться в 200 тысяч раз. Слух адаптируется плохо. Адаптация к боли также мала. Температурная адаптация достаточно высока в определенных пределах.

Для нас имеет большое значение тот факт, что и тело, и сознание имеют свойство так или иначе адаптироваться, привыкать к напряжениям и даже сверхнапряжениям, стрессам. Привыкание может доходить до степени, когда напряжение и сверхнапряжение становятся настолько обычны, что превращаются по сути дела в новую, патологическую норму. Эта неестественная новая «норма» и есть болезнь.

Изменение чувствительности может происходить под влиянием научения. У дегустаторов, к примеру, необыкновенно возрастает чувствительность тренируемых сенсорных систем. Чувствительность к определенному виду запаха возрастает, если он сочетается с получением пищевого или иного удовольствия. Если вы провели чудесный отпуск, а в первый день отдыха приобрели в duty free новый одеколон, то этот запах еще долго будет вызывать у вас хорошее настроение и повышенный тонус месяцы и даже годы спустя.

Чувствительность может возрастать также и под влиянием вредного раздражителя, от которого организм хочет избавиться путем определенного защитного действия. Женщина, страдающая от неспособности стать матерью, вдруг становится чувствительной к самым слабым раздражителям, свя-занным с поведением детей. Она жалуется на то, что соседский ребенок не дает ей спать. «У кого что болит…»

Общий уровень внимания и активизация определенного, целенаправленного поведения избирательно повышают чувствительность к стимулам, знакам и сигналам, которые связаны с потребностями человека или же с эмоциями, приобретающими особое значение.

Научение имеет место и при десенсибилизации (понижении чувствительности). Процесс научения десенсибилизации можно легко иллюстрировать, к примеру, если сочетать какой-то звук с засвечиванием глаза. После некоторых повторений окажется, что именно данный звук будет снижать чувствительность зрения. Через некоторое время после опыта выяснится, что один глаз стал менее чувствителен, чем другой. Если это действие будет связано с некоторой релаксацией и снижением болезненной эмоции, то человек может приобрести истерическую слепоту.

Обычная закалка купанием вызывает десенсибилизацию точек холода. Неприятное ощущение холодной воды становится приятным, так как подкрепляется последующим наслаждением повышения энергетики организма. Поэтому моржи наслаждаются холодной водой, а зрителям кажется, что они себя мучают. Почти аналогичным образом при лечении аллергии практикуется научение десенсибилизации к агенту, вызывающему болезненные реакции.

За время жизни организм «самообучается» большому количеству различных соответствий, повышающих или понижающих чувствительность к раздражителям. Подавляющая часть таких соответствий практически никогда не сознается, зато устойчиво вызывает те или иные реакции тела и сознания, которые легко перехватывают управление поведением человека.

Внимание и установка

Повышение чувствительности может происходить и под влиянием динамических факторов. Внимательность и установка воспринимать оп-ределенный раздражитель чрезвычайно способствуют повышению чувствительности. Это является основой того общепринятого в психологии факта, что ощущения носят избирательный характер.

Концентрация внимания на одном объекте состоит в том, что снижается чувствительность к восприятию других объектов. Дерущиеся менее чувствительны к боли, так как их внимание сконцентрировано на агрессивных действиях, а все переживания собраны в гневе. Сильный испуг и бегство делают нечувствительным к ощущениям, не связанным с реализацией данного вида поведения.

Повышение и понижение чувствительности как симптом

Важно иметь в виду, что изменение порогов чувствительности – уже само по себе симптом. Очень часто оно происходит в процессе формирования болезни. Один из ярких примеров – снижение порогов чувствительности при астении. Надо сказать, астения является сквозным синдромом при многих болезнях. Она может быть как начальным проявлением, так и завершением заболевания. Типичными жалобами при этом являются слабость, повышенная утомляемость, трудность концентрации внимания, раздражительность, непереносимость яркого света, громких звуков, тревожный сон. Появляется эмоциональная неустойчивость, обидчивость, впечатлительность.

Дело в том, что возрастание чувствительности, в том числе болевой, - это нормальная, адекватная реакция организма на перенапряжения и перенагрузки, возникшие при работе различных систем. Сенсибилизация вплоть до появления болевых ощущений способствует усилению защитной реакции организма и тем способствует выздоровлению. Боль вызывает ответное поведение всех функциональных систем, как сенсорных, так и физиологических. Эндокринная и иммунная системы реагируют на боль включением механизмов воспаления, увеличения фагоцитов и т.д.

Резкое возрастание чувствительности к неприятным запахам при отравлении, а также сенсибилизация органических ощущений могут способствовать рвоте и тем самым - очищению желудка от вредных веществ. Аллергия - чрезмерная чувствительность к определенным воздействиям - также является симптомом, а не самостоятельной болезнью. Поэтому лечение аллергии путем снижения чувствительности не устраняет причин и является лишь симптоматическим лечением.

Влияние патогенных факторов может вызывать не только повышение чувствительности, но и ее понижение – в качестве адаптации к постоянному напряжению-стрессу. Например, перманентный гипертонус мышц, вызванный длящимся эмоциональным стрессом, постепенно повышает болевой порог и на каком-то этапе перестает регистрироваться сознанием. Организм привыкает к этой новой «норме». Однако следствием такого гипертонуса становится нарушение обмена веществ в клетках мышечной ткани, ухудшение проницаемости клеточных мембран и – как один из возможных результатов – резкое ухудшение усвоения сахара. Так появляется известный диабет II типа.

Постоянное перенапряжение мышц спины, шеи и плечевого пояса приводит к поражению позвоночного столба в результате дегенерации хрящевой ткани - остеохондрозу. Долгое время считалось, а часто считается и до сих пор, что причина этого малоприятного заболевания – «отложение солей». Соответственно этому представлению велось и лечение.

Остеохондроз позвоночника является одной из наиболее коварных болезней, поскольку долгое время протекает практически без проявления каких-либо внешних признаков. Организм, в какое-то время привыкающий к постоянному мышечному напряжению, повышает пороги чувствительности, устраняя боль-сигнал. Поэтому функциональное нарушение – гипертонус мышц постепенно перерастает в нарушение органическое – дегенерацию хрящевой ткани.

Соответственно, адекватное лечение остеохондроза заключается в восстановлении нормальной эластичности мышц, восстановлении кровотока, обмена веществ и, что очень важно, естественной чувствительности. В этом случае перенапряженные мышцы будут давать о себе знать своевременно, и человек сможет так же своевременно принимать меры к необходимому расслаблению и снятию избыточного тонуса.

Синестезия

Синестези;я (буквально - одновременное ощущение, совместное чувство) —явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Это происходит по причине распространения возбуждений с нервных структур одной сенсорной системы на другую. Примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов, слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями.

Существуют индивидуальные различия людей в характере синестезии, что влияет определенным образом на воображение и фантазию. Поэзия и живопись были бы невозможны без эффекта синестезии, который зависит от нашего сенсорного и эмоционального опыта.

Сознательное и бессознательное в ощущениях

Если сила воздействия раздражителя не достигает порога сознания, это еще не значит, что организм не воспринимает данного ощущения. И воспринимает, и может на него реагировать, но — не осознает. Об этом свидетельствуют объективные методы измерения чувствительности. Организм реагирует на раздражитель, даже если воздействие не достигает уровня сознания. Большинство органов чувств вырабатывают соответствующие сигналы, то есть создают ощущения, которые не воспринимаются сознанием, но воспринимаются реагирующими на них функциональными системами. Мы же осознаем только смутные состояния дискомфорта, а чаще всего только последствия реакции этих систем в виде рвоты, астматического приступа, боли под ложечкой и т.д.

Восприятие

Восприятие — это процесс формирования образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в восприятии в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его неизменных свойств. Т.е. словом «восприятие» называется процесс сборки целостных образов и моделей.

Наряду с ощущением, восприятие относится к сознательным процессам, обеспечивающим ориентировочную стадию поведенческого цикла. Результатом восприятия является создание образов, «расшифровывающих» воспринимаемые объекты.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства стимула (раздражителя), восприятие воспроизводит предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень.

Термин “ощущение” относится к первоначальному опыту, возникающему в результате элементарных видов стимуляции. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства происходящих вне и независимо от нас предметов, явлений или процессов, , восприятие всегда субъективно соотносится с существующей вне нас действительностью. Причем это происходит даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и восприятие вызывает простое ощущение.

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характер-ный для восприятия, называется объективацией.

Отличие восприятия от ощущений состоит и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некий предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы “привязаны” к анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, который оформляется в виде образа данного предмета или явления.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция, принцип гештальта.

Перцептивные действия

Перцепция по-латыни означает «восприятие». Мы будем использовать это импортное слово только потому, что от самого восприятия невозможно образовать прилагательное. Но суть от этого никак не поменяется: перцептивные действия – это действия сознания, связанные с процессом восприятия.

Фазы восприятия (перцепции)

Каждое перцептивное действие проходит несколько фаз:

- обнаружение объекта восприятия и выделение его из фона,

- идентификация, осуществляемая путем сличения с перцептивным эталоном.

Стоит подробнее остановиться на данном аспекте. Человек всегда сопоставляет воспринимаемый объект, явление, событие, равно как и другого человека со своим личным эталоном восприятия. Это касается реальностей не только физических, но и идеальных – «добрый», «справедливый», «умный», а также социальных – «муж», «чиновник», «друг», «глава государства». Сопоставление с эталоном – нормальный, естественный и абсолютно автоматический способ восприятия. Сознание, «кэш» видит уже результат такого сопоставления и воспринимает его как данность.

Необходимо отметить, что при этом человек не просто сопоставляет воспринимаемое с перцептивным эталоном, но и ожидает от него соответствия эталону. Тоже автоматически. В случае несоответствия эталону результаты такого ожидания и сопоставления могут варьироваться в широких пределах – от легкого удивления до сильнейшего гнева. Варианты реакций зависят от значимости ситуации, но в еще большей степени – от умственных привычек того или иного человека.

Порог восприятия (перцепции)

Это понятие по смыслу близко к понятию порога чувствительности. Но в отличие от последнего, порог перцепции имеет иные количественные и качественные характеристики. Его можно определить как качественное и количественное изменение конфигурации ключевых стимулов, в результате которых возникает восприятие. Так, добавление какого-то элемента к рисунку изменяет весь образ. Буквально единственный взгляд, вскользь брошенная фраза могут кардинально повлиять на восприятие нами того или иного человека.

Возникновение перцептивного действия зависит не столько от силы воздействия стимулов, сколько от смыслового значения их конфигурации. Отдельные пятна вследствие определенной организации и установки воспринимающего могут превратиться в образ некой известной фигуры. Если мы посмотрим в мощную лупу на портрет в газете, то увидим набор точек, а не портрет.

Некоторые свойства элементов в структуре объекта восприятия, дающие образ, и составляют качественный порог перцепции. Для того, чтобы сочетание запахов вызвало образ пищи, нужен информационный процесс, и он не зависит от силы этих запахов. Если вы ощупываете предмет, то не сразу определите, шар это или эллипсоид. Существует некая граница в строении этих объектов, позволяющая произвести различение. Такая граница в организации и может рассматриваться как порог перцепции.

Подпороговые восприятия

Воздействие стимулов на сенсорные системы может быть настолько слабым, что в ответ не возникает никаких осознаваемых или переживаемых человеком ощущений и восприятий. Такие воздействия принято называть подпороговыми. Однако организм бессознательно может реагировать и на подпороговые стимулы.

Пороги восприятия изменяются и склонны уменьшаться под влиянием мотивации. Например, голодный человек более чувствителен к конфигурациям ощущений, представляющих объектам пищи. Особенности личности, профессии накладывают отпечаток на пороги восприятия. В разнообразных звуках леса охотник воспринимает и распознает множество образов, недоступных для восприятия обыкновенного городского человека. По тому, что человек увидит в пятнах Роршаха, психолог судит об особенностях его личности. Избирательность восприятия определяется индивидуальными уровнями порогов.

Прикладное значение сказанного становится более понятным, если мы примем во внимание, что каждый акт восприятия является реализацией того или иного варианта перцептивного поведения, сознаваемого далеко не всегда. Огромное число готовых программ перцептивного поведения существуют в нас, не давая о себе знать. Но то, какая программа в данный момент возьмет на себя управление сенсорными системами и реализует восприятие, зависит от особенностей ситуации и установок человека. Последние влияют на уровень порога перцепции чаще всего в решающей степени.

Перцептивные категории

При реализации восприятия наше сознание оперирует программами, обеспечивающими построение образов, которые содержат категории качества, количества, размера, формы, веса, упругости, цвета и очень многих других. Эти программы принято называть нервными моделями общих свойств окружающего мира. Именно эти образования под влиянием внешних раздражителей стимулируют построение образа с помощью эталонных категорий на основе уже имеющихся, полученных в прошлом планов перцептивного действия. В основе категоризации мира человеком лежат первичные (онтологические) категории. К числу таковых относятся пространство и время, категории предметов, действий и процессов, признаков и свойств и т.п.

Можно сказать, что некоторое конечное множество общих свойств мира, смоделированных в перцептивных категориях и отнесенное к определенному типу объектов, образуют перцептивный эталон данного класса объектов.

Знание перцептивных эталонов способствует и профессиональному восприятию. В этом смысле мы можем говорить о перцептивных эталонах, обозначаемых, например, словом "камень", "дерево", "систолический шум", "зернистая печень".

Знание собственных, личных перцептивных эталонов позволяет мыслить здраво, понимая, например, в случае возникновения резких эмоциональных напряжений и конфликтных эмоций, что это не «мир плохой», а какой-то из персональных эталонов восприятия оказался неточен. Тогда вместо сильной обиды или вины человек спокойно вносит в свой опыт поправки , не испытывая стресса и душевного дискомфорта.

Удобно считать, что перцептивный эталон всегда представляет собой некоторый устойчивый набор перцептивных категорий. Это делает процесс восприятия весьма экономным, так как одна и та же перцептивная категория может входить в разные перцептивные эталоны.

Сличение, выбор и доступность категорий

Перцептивное действие всегда есть решение задачи выбора из имеющегося множества эталонов того, который наиболее точно соответствует данному множеству сведений, поступающих извне. Психологи установили, что в зависимости от особенностей информации, поступающей извне, изменяется доступ в память категорий и перцептивных эталонов. Например, при восприятии яблока более доступными делаются категории цвета, формы, запаха, а категории звука практически не имеет доступа к управлению восприятием.

Строго говоря, любая категория имеет некоторую вероятность быть использованной в восприятии. Порог перцепции делает ее менее или более доступной и тем самым способствует предпочтению. Улучшение или уменьшение доступности "автоматизирует" построение образа и облегчает подбор перцептивных эталонов, соответствующих данному потоку информации извне.

Доступность перцептивного действия изменяется под влиянием мотивации, силы внешнего и внутреннего стимулирования определенного вида поведения. Именно через изменение доступности категорий происходит регуляция восприятия, его связь с высшими целями личности, действующими в данный момент.

Перцептивное действие осуществляется на основе определенных планов-шаблонов, хранящихся в памяти. Благодаря наличию перцептивных категорий, программ построения эталонов и навыков восприятия, бесконечно многообразный мир упрощается и необходимость хранить в памяти образы огромного числа разнообразных объектов отпадает.

В распоряжении памяти находятся перцептивные категории, связанные со словами, с помощью которых обозначаются эталоны и программы построения целостного образа. Этим объясняется то, что эффективность восприятия возрастает при назывании искомого, и что объекты, для которых не придуманы слова, обладают малой вероятностью восприятия, а во многих случаях их восприятие делается вообще не-возможным.

Начать дискуссию