Как снизить расходы, делая грамотные поставки на Ozon

Привет! На связи команда сервиса аналитики Suppi. Довольно часто, работая в маркетплейсе, мы сталкиваемся с проблемой: «а как снизить расходы и увеличить эффективность своего магазина?» давайте разбираться и улучшать работу магазина на маркетплейсе.

Важность задачи поставок

В то время, как большинство задач торговли, логистики, привлечения (отчасти) берет на себя маркетплейс, задача поставок — одна из немногих базовых задач, которая остается за селлером. При этом неважно, торгуете вы по схеме FBO (со складов Ozon) или FBS (со своих складов), судьба вашего бизнеса будет зависеть от того, как вы делаете поставки товаров. И важно продукцию на складах для поставки рассчитывать заранее и понимать, где лучше продается какой-либо товар.

Проблемы лишних расходов и упущенной выручки

Важность поставок очевидна — если на складах не будет товара, то денежный поток оборвется и маркетплейс снизит рейтинг ваших товаров, что негативно повлияет на будущие продажи и вновь нужно будет тратить ресурсы на возвращение к потерянному положению.

💡 Поэтому основная цель, к которой вы должны стремиться — не допустить окончания нужного товара на складах.

Казалось бы, ничего сложного — просто нужно поставлять товары с запасом, чтобы их точно хватило до следующей поставки. И эта может быть неплохой идеей, но есть проблемы:

  • У вас банально может не хватать свободных денег для закупки всех нужных товаров
  • Если свободных денег достаточно, брать товар нужно избегать перетарки складов, иначе вы переплатите за хранение (в случае FBO)

Казалось бы — очевидно, но ошибки допускаются из-за нехватки товаров на складах, а также происходят лишние расходы и проблемы поставок на склад.

А теперь давайте разберем распространенные ошибки поставок на склады:

  • Неправильная упаковка товаров: Продавцы могут неправильно упаковывать товары, что может привести к повреждению товара во время доставки;
  • Отсутствие или задержка в доставке: Продавцы могут не доставлять товары вовремя или вообще не доставлять их, что может привести к недовольству покупателя;
  • Повреждение товара во время доставки: Это может произойти из-за неправильной упаковки или неправильного обращения с товаром во время транспортировки;
  • Задержка в доставке: Это может произойти из-за проблем с логистикой, погодных условий или других факторов, которые находятся за пределами контроля продавца.

Да ошибки поставок бывают разные, но это не исключает того, что можно делать и грамотные поставки и мы их тоже разберем.

Правила успеха грамотных поставок:

  • Прогнозируйте поставку заранее, но так, чтобы товар не закончился раньше времени. Для этого постарайтесь сразу решить, когда будет дата следующей поставки;
  • При планировании поставки товаров, для которых согласно прогнозу потребность небольшая (например: 1-10 шт) рекомендуется брать «с запасом», определив для себя «минимально требуемый остаток». Это поможет избежать окончания товара в случае внезапно увеличившегося спроса;
  • Правильно выбрать частоту поставок (исходя из оборачиваемости) учитывать переплату за хранение, выгоду от закупки оптом, расходы на логистику;
  • Работайте над оптимизацией процесса поставок. Ищите способы оптимизировать процесс поставок, чтобы ускорить доставку и снизить затраты на логистику;
  • Поставлять то, что нужно поставлять в первую очередь.

А теперь давайте рассмотрим пример расчета поставок товаров на склад.

Сколько можно дополнительно заработать. Пример

Давайте на конкретных числах посмотрим, сколько денег можно дополнительно заработать, выполняя описанные правила.

Для простого примера рассмотрим 2 товара. Допустим: мы торгуем набором тарелок и сковородой.

Для набора тарелок имеем следующие важные нам показатели:

  • Себестоимость: 900₽
  • Прибыль с ед: 250₽
  • Стоимость хранения ед. на складах маркетплейса: 2₽/день
  • Месячный прогноз продаж: 400 шт

Аналогичные показатели для сковороды:

  • Себестоимость: 600₽
  • Прибыль с ед: 400₽
  • Стоимость хранения ед. на складах маркетплейса: 3₽/день
  • Месячный прогноз продаж: 1000 шт

Рассмотрим 3 наиболее универсальных пункта, из правил описанных выше:

1. Выбор правильной частоты поставок

Как было сказано, можно экономить на расходах за хранение товара, если поставки будут делаться меньшими партиями, но чаще. На данном примере, рассмотрим разницу стоимости хранения при поставках 1 раз в месяц для тарелок и 2 раза в месяц для сковороды.

Если мы будем делать одну поставку в месяц, сразу поставляя всю месячную потребность (1000 шт), то итоговый расход за хранение (с учетом ежедневной платы 3₽ за ед.) составит 46500₽/мес. Во втором случае, если мы будем поставлять товар 2 раза в месяц, то расход за хранение будет 24000₽/мес. На графике ниже наглядно изображена динамика расходов в обоих случаях. Таким образом, на одном лишь товаре мы экономим 22500₽/мес.

Как снизить расходы, делая грамотные поставки на Ozon

Иногда увеличение частоты поставок может быть наоборот убыточнее, например, из-за увеличившегося расхода за логистику товара до маркетплейса или увеличения закупочной стоимости (если она зависит от объемов ваших закупок). Поэтому в каждом случае нужно просчитывать эффективность этого подхода индивидуально под себя.

2. Поставлять то, что нужно поставлять в первую очередь

Вернемся к нашим товарам — тарелкам и сковороде. Представим себе ситуацию, что вы планируете новую поставку, а ваших свободных денег не более 700.000₽. В данном случае вы хотите поставить товар на месяц вперед. Тогда, что мы имеем:

Общая себестоимость для закупа комплектов тарелок обойдется нам: 400 шт * 900₽ = 360.000₽. Партия сковородок же будет стоить нам: 1000 шт * 600₽ = 600.000₽.

То есть мы имеем частую ситуацию, когда мы не можем, имея 700.000₽, закупить всю необходимую партию товаров, так как нам не хватает 260.000₽. Если у нас под руками нет внешнего со-финансирования, то мы должны правильно расставить приоритеты, чтобы на имеющиеся деньги заработать максимум.

Вспомним, что наша прибыль с единицы комплекта тарелок 250₽, а со сковороды 400₽. Если мы просчитаем потенциальные прибыли каждого товара, которые мы можем получить за месяц, то увидим, что прибыль сковородок будет 400.000₽, а тарелок 100.000₽, так как прибыль сковородок составляет 80% от общей потенциальной прибыли, то согласно классификации ABC-анализа, они принадлежат к категории «A» и являются главным товаром в нашем бизнесе, а тарелки к более низкой категории «B». То есть в такой ситуации, мы сначала должны удовлетворить спрос по сковородам и уже на остаток закупать тарелки.

(Если бы мы закупили сначала полную партию тарелок, а на остаток сковороды, то наша общая прибыль за месяц составила бы 326.400₽. Если же сначала закупить всю партию сковородок, а уже на остаток - тарелки, то итоговая прибыль будет 427.750₽, что на 101.350₽ больше)

Таким образом, правильно расставив приоритеты вы дополнительно заработали 101.350₽, всего лишь на двух товарах.

В данном примере мы рассматривали всего 2 товара, без учета того, что спрос на разных складах может быть разным, и на каждом отдельном складе могут быть разные приоритеты. В реальной жизни, если у вас несколько десятков или сотен товаров, то расставить приоритеты в ручную чрезвычайно сложно, а сервис Suppi за секунды вам это рассчитает.

3. Точный прогноз товарных потребностей

В нашем примере мы показали, сколько нам нужно поставить товаров, чтобы товар не закончился раньше следующей поставки. Однако на практике, самой сложной задачей является, как раз прогноз таких потребностей. По нашим наблюдениям, в среднем не менее 5% продаж чаще всего теряется из-за простоев, вызванных окончанием товара на складах. Если смотреть на наш пример, то из 500.000₽ прибыли с двух товаров, мы бы скорее всего недополучили 25.000₽. А сколько мы недополучили, будь у нас больше товаров?

И таким образом, мы показали как важно считать и выбирать товар при поставке его на склад. Когда товаров не так много, можно и посчитать вручную, но лучше когда за вас считает сервис и показывают всю аналитику по вашему магазину, в том числе количество остатка на складах. Поэтому лучшим решением будет воспользоваться Suppi — сервисом аналитики продаж на Ozon и лучшим помощником по бизнесу! Преимущества сервиса: система показывает, сколько денег вы зарабатываете на маркетплейсе. Учитывает себестоимость товаров от поставщиков, налоги, а также все расходы внутри Ozon. Cпрогнозирует новую поставку важного товара на склад, чтобы он не закончился раньше времени.
Сервис Suppi предоставляет регистрацию на бесплатный период, где вы можете ощутить преимущества сервиса, загрузить магазин через api, а также воспользоваться бесплатной консультацией от менеджера и более подробнее ожизни сервиса, в тг-канале Suppi.

А, есть у вас фишки/советы по грамотному планированию поставок? Делитесь в комментариях, рады будем получить от вас обратную связь и ваши советы.

77
Начать дискуссию