Быть или не быть подкасту?

Зачем предпринимателям нужны подкасты? Нужно ли запускать свои или достаточно слушать чужие?

Антон Купринов, исполнительный директор Московского гарантийного фонда, ведущий подкаста «Купринов на связи»

фото ru.freepik.com
фото ru.freepik.com

На тему «Зачем бизнесу нужны подкасты» написано и сказано уже много. Попробуйте сделать соответствующий запрос в интернете или на какой-нибудь подкастинговой платформе и получите внушительный список материалов от авторитетных экспертов и источников. Не буду пытаться с ними конкурировать.

Но, исходя из своего уже двухлетнего опыта ведения подкаста, готов помочь с ответом на другой, еще более актуальный вопрос: как понять, нужен ли подкаст именно вашему бизнесу, стоит ли тратить время и деньги на этот достаточно специфичный инструмент?

Ответьте на вопрос: «Зачем?»

С точки зрения продвижения вашего бизнеса подкаст способен решать много разных задач: он может стать воронкой продаж, инструментом внешних и внутренних коммуникаций, повысить узнаваемость бренда и лояльность аудитории и т.д. Вопрос лишь в том, какая именно цель стоит перед вашей компанией. Понимая, какого конечного результата хотите добиться, вы сможете определить, будет ли подкаст адекватным инструментом и помощником в ее достижении.

Поясню. Не надо ставить телегу впереди лошади, то есть под желание обзавестись подкастом придумывать, какие задачи своего бизнеса вы будете решать с его помощью.

Алгоритм должен быть иной:

– начните с оценки приоритетности текущих задач;

– определите имеющиеся для их решения ресурсы;

– оцените, насколько эффективно будут задействованы эти ресурсы, если использовать их именно для ведения подкаста, по сравнению с другими способами решения стоящих перед вами задач.

Когда мы запускали подкаст «Купринов на связи», то задача была вполне утилитарной: создать что-то вроде FAQ (ответов на часто задаваемые вопросы) от первого лица и от лица приглашенных экспертов, а также рассказать о работе нашего Фонда малому и среднему бизнесу. В том океане информации, в котором сегодня обитает предприниматель, вопрос экспертной верификации сведений и фактов становится не менее важным, чем сами сведения и факты.

Во время личных встреч, выступлений на конференциях я постоянно сталкивался с определенным набором вопросов, ответы на которые людям было важно получить именно от меня и профильных игроков рынка. Именно так родилась концепция подкаста.

Кстати, это одна из наиболее частых рекомендаций по первым шагам при запуске подкаста: определиться с концепцией, главной идеей. Нашей идеей было создание канала прямой коммуникации с реальными и потенциальными клиентами Фонда и его партнерами в максимально комфортном для них формате. Именно подкаст оказался здесь оптимальным решением.

Однажды записанный выпуск остается доступным любому желающему в любое удобное время, как книга в электронной библиотеке. А живой голос в наушниках или динамике создает эффект непосредственного общения.

Одновременно с подкастом мы запустили свой телеграм-канал с таким же названием «Купринов на связи». Наши подписчики стали аудиторией подкастов с самого начала. В телеграм-канале мы публикуем анонсы выпусков и получаем обратную связь от аудитории.

Наличие уже действующих каналов продвижения – это необязательное, но предпочтительное условие успешного запуска подкаста.

Сначала слушайте, потом говорите

Прежде чем запускать свой проект, стоит уделить время прослушиванию наиболее популярных подкастов по вашей и смежным темам. Это поможет понять, как работает эта индустрия, какие форматы, подходы, темы находят наибольший отклик у аудитории, какие здесь существуют стандарты.

Как и в бизнесе, вам необязательно быть лучше других во всем. Гораздо важнее отличаться от конкурентов и быть лучше именно в том, что важно вашим слушателям. Четкое понимание аудитории, для которой вы будете вещать, также является необходимым условием успешного подкаста.

Портрет вашего слушателя тоже будет зависеть от поставленных задач: будете ли вы выстраивать воронку продаж в сегменте B2C, создавать репутацию бренда среди партнеров и контрагентов в B2B или просто заниматься информированием людей по важным для них вопросам.

Перед запуском своего проекта начните регулярно слушать бизнес-подкасты, анализируя их сильные и слабые стороны, приемы и форматы, которые вам больше всего импонируют.

Поставьте себя на место вашего потенциального слушателя. В какой степени эти выпуски соответствуют тому, что ему было бы полезно услышать? И если вам есть что сказать дополнительно к уже прозвучавшей теме либо вы можете поднять еще не затронутую, то, вероятно, пришло время садиться к микрофону.

В режиме тестирования

Прежде чем инвестировать средства в полноценный продакшн с арендой студии, привлечением сценаристов, звукорежиссеров, монтажеров, дизайнеров и т.п., не помешает протестировать этот формат общения с аудиторией в более бюджетных вариантах.

Такой подход поможет понять:

– насколько вы готовы к роли ведущего;

– интересны ли поднимаемые вами темы аудитории;

– какие форматы находят наибольший отклик;

– какие гости будут интересны вашим слушателям.

Совсем необязательно размещать подкаст сразу на всех возможных платформах. Начните с использования уже имеющихся каналов коммуникации. Это может быть ваш канал в Telegram (о том, как его создать, я рассказывал здесь) или группа в каком-нибудь другом популярном мессенджере.

Можно записать аудио- или видеосообщения (кружочки) по темам будущих подкастов, поинтересоваться мнением подписчиков по этому поводу, узнать, насколько им это интересно.

Если вы планируете в дальнейшем проводить беседы с экспертами, то в тестовом режиме такую беседу можно провести в формате голосового чата. Сделанная запись, по сути, станет тем же подкастом, которым можно будет поделиться с аудиторией.

Такие действия позволят выяснить, получите ли вы от запуска подкастов именно тот отклик, на который рассчитываете, еще до того, как начнете тратить сколько-нибудь значимые средства на этот проект. Ведь выпуск полноценного подкаста может стоить недешево.

Одним подкастом несколько зайцев

Запуская подкаст, нужно помнить, что это длительная история, требующая регулярных и непрерывных вложений, как минимум сил и времени. Поэтому важно еще «на берегу» определить маршрут и продолжительность своего плавания.

Интересно, что сконцентрировавшись на решении одной конкретной задачи своего бизнеса, при помощи подкаста со временем будут решаться и многие другие. Вы станете создавать медиаресурс, ценность которого будет определяться контентом и аудиторией, его потребляющей. Появятся более широкие возможности для рекламных и партнерских коллабораций, повысятся узнаваемость бренда и лояльность аудитории.

реклама
разместить
Начать дискуссию