«Купринов на связи»: гости подкаста о бизнесе дали полезные советы предпринимателям

«Купринов на связи»: гости подкаста о бизнесе дали полезные советы предпринимателям

Антон Купринов, исполнительный директор Московского гарантийного фонда

Специальный проект Московского гарантийного фонда – подкаст «Купринов на связи» отмечает юбилей. С августа 2022 года я веду эту аудиопрограмму. Сейчас вышло уже больше 30 выпусков. Их темы – вопросы финансирования малого и среднего бизнеса, интересные кейсы и происходящее на финансовом рынке.

Мои гости – известные экономисты, аналитики, консультанты, банкиры традиционно дают полезные советы предпринимателям. Поделюсь некоторыми из них.

«Все пройдет»

Эльман Мехтиев, член экспертного совета Банка России по защите прав потребителей финансового рынка

«В 2008 году был крупный финансовый кризис. В то время я работал в банке и наш руководитель на следующий день, после того как обанкротился Lehman Brothers, встречаясь с каждым сотрудником, говорил ему: «Верь мне, и это пройдет». И я сейчас тоже хочу сказать всем: «Верьте в себя, будьте уверены, что рано или поздно то, что сейчас происходит, пройдет». Тот бизнес, который имеет эту уверенность, окажется в выигрыше. Я не предлагаю сейчас активно в него инвестировать, но предлагаю хотя бы подумать о том, что вы вкладывали в свою компанию деньги, душу, время. Неужели вы хотите все закрыть и забыть, что все это было?».

«Только взвешенные решения»

Артем Романов, исполнительный директор по кредитованию, управлению продаж малому бизнесу московского банка ПАО Сбербанк

«Когда предприниматель приходит в банк за финансированием, он должен в первую очередь понимать, как кредит поможет развить его бизнес, а также свою способность вернуть деньги в срок, возможные риски в будущем, включая те, которые не зависят от него. Ошибка многих заемщиков – решить заместить оборотные средства кредитными.

Если ваш бизнес чувствует себя хорошо, если у вас правильная команда, есть четкая цель и понимание того, как ее достичь, то при необходимости можно брать кредит и, собственно, рисковать. Если же ваш оборотный капитал позволяет развиваться без заемных средств, если вы можете вовремя платить зарплату сотрудникам, содержать свой бизнес, если вам так комфортно и срочно не требуется какая-то финансовая помощь извне, то, наверное, можно не обращаться за кредитом. В любом случае всегда нужно иметь хорошую подушку финансовой безопасности и помнить, что собственные денежные средства не требуют обслуживания и регулярных выплат с процентами».

«Идите в банки»

Павел Самиев, председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России», гендиректор аналитического центра «БизнесДром»

«Изучите, какие есть кредитные льготные программы с господдержкой по вашей отрасли. Обратитесь в банк или консультационный центр Фонда, чтобы получить более подробную консультацию о них.

Не нужно думать, что банк не хочет выдавать льготный кредит, потому что он дешевле, и ему это невыгодно. На самом деле банк получает за льготный кредит субсидирование от государства, поэтому, даже снижая по нему ставку, он не уменьшает свою маржу. Вместе с тем к кредитору приходит хороший заемщик, который соответствует критериям той или иной программы.

И еще важный совет: не нужно обязательно идти в крупный банк. Можно обращаться и в средние, и в небольшие банки: они тоже активно работают с малым бизнесом, в том числе по льготным программам.

В настоящее время для всех кредитных организаций предприниматели являются очень интересными как заемщики. Этого не было буквально несколько лет назад, когда в приоритете была розница. Сейчас малый бизнес – лучший сегмент для банков».

«Будьте внимательны к деталям и цифрам»

Наталия Нарышева, банковский консультант, специалист по кредитованию малого и среднего бизнеса

«Назову причины, по которым банки могут отказать в кредитовании.

  • Большие заимствования при недостаточном оборотном капитале.
  • Неполный пакет документов. Избежать этой ошибки поможет предварительная консультация менеджера банка, который расскажет, что нужно подать и в какой форме.
  • Неполное (некорректное) раскрытие информации о компании. Например, предприниматель скрывает, что у него имеются связанные компании, дополнительные доходы или расходы. Все тайное становится явным. В распоряжении банка – такие информационные платформы, как СПАРК или Контур.Фокус, где без труда можно найти интересующую информацию.
  • Неправильное, несистемное ведение отчетности. Не забывайте, что выручка должна распределяться по видам деятельности (производство, торговля, услуги). Цели расходов также должны быть четко обозначены. Считаю, что работать с бухгалтером на аутсорсинге – не очень хорошее решение. Иногда такие специалисты делают отчетность поверхностно, ведь у них нет глубокого понимания бизнеса и финансовых дел внутри компании».

«Знай своих людей»

Роман Дусенко, бизнес-консультант

«Однажды я приехал в одну очень крупную компанию. Когда спросил у топ-менеджмента, кто ваши подчиненные, мне стали называть разные имена и фамилии, но не могли больше ничего сказать об этих людях. А ведь рядом с ними руководители ежедневно проводят много времени.

Как можно эффективно управлять сотрудником, о котором вы не знаете ничего как о человеке: что он любит, чем увлекается, какие у него ценности. Если предприниматель не знает, чем живет его коллектив, то впоследствии это приводит к снижению эффективности работы компании и финансовым рискам».

«Осторожно: инвестор»

Сергей Ореханов, предприниматель, основатель клуба инвестиционного нетворкинга

«Инвестора надо проверять, ведь здесь тоже бывают случаи мошенничества. Например, вам может прийти письмо от человека, который якобы желает вложиться в вашу компанию. Но предварительно вам предложат провести оценку бизнеса. Это будет стоить, например, 100-200 тыс. руб., а потом окажется, что у инвестора «изменилась ситуация», но потраченные деньги вам никто не вернет.

Инвестору, по большому счету, безразличен профиль вашего бизнеса. Ему важно, насколько ваше дело прибыльно. Ошибка большинства выступлений: рассказ предпринимателя о том, что он делают, а не том, как на этом можно заработать.

В презентации важно показать 4 вещи:

  • наличие спроса в той отрасли, где вы работаете (планируете работать);
  • объем этого спроса;
  • почему вашу продукцию будут покупать;
  • гарантии воплощения ваших идей.

На основании этих факторов формируется адекватное приложение инвестору – такое, которое он ждет».

«Найти «золотую жилу»

Василь Газизулин, председатель комитета по франчайзингу «Опоры России»

«Назову отрасли, в которых вы никогда не останетесь без клиентов.

  • Все, что касается детства: образование, творчество, досуг, питание, спорт.
  • Индустрия красоты.
  • Общественное питание. В прошлом году мы наблюдали стремительный рост рынка фаст-фуда и доставки фаст-фуда. Аномально выросла доставка суши, особенно на окраинах Москвы и в области».
Начать дискуссию