Как NFT помогут меньше ненавидеть лоукостеры

Всем привет!

Мы команда инвестиционных аналитиков рынка криптовалют – BLOCK4BLOCK.

В процессе нашей работы мы изучаем тонны информации и иногда любим поумничать и дискутировать, на наш взгляд, интересные темы. Потому, мы решили создать свой блог на VC. Одной из наших любимых тем является вопрос применения и пользы NFT в реальной жизни. Именно с цикла статей на эту тему мы и решили стартануть. Сегодня обсудим NFT-авиабилеты!

Технология NFT привлекла к себе особое внимание в 2020-2021 годах, когда толпы голодных и разбалованных бычьим циклом неквалифицированных инвесторов поверили в то, что невзаимозаменяемые токены буквально снесут рынок искусства в том виде, в котором он существует и по сей день.

Множество попыток было предпринято ведущими аукционными домами и самыми авторитетными инфлюенсерами для легитимизации цифровых изображений, но итогом стало разочарование, измеримое в реальных цифрах: после стремительного роста продаж с $20 млн в 2020 году до $2,9 млрд в 2021 году, в 2022 году продажи NFT, связанных с искусством, упали примерно на 50%.

Связанные с искусством NFT были первым большим бумом, параллельно которому активно развивался следующий. Вопрос, который задавался первым бумом второму, мог бы звучать примерно так: “Я по сути не такая плохая технология, я могу фиксировать право собственности, а еще и программировать токен, где я могу использоваться?”.

Ответом стал рынок GameFi, подаривший миллионам энтузиастов геймифицированную применимость NFT. Польза этой применимости так же сомнительна, как и в случае с арт-NFT. В форму NFT облачали и облачают внутриигровые активы, которые имели разные параметры, от которых, как правило, зависел объём вашей выручки в игре. GameFi стал бизнесом, некоторые даже ехидно смеялись над теми, кто “не в теме”, пока условные кроссовки STEPN приносили первым реальный доход. Однако скептики очень быстро сообразили, что доход не может генерироваться из воздуха, а для стабильной экономики нужны хотя бы стабильно проводящиеся маркетинговые кампании брендов, решивших повысить узнаваемость среди определенной группы аудитории. Наименее спорным результатом попытки реализовать подобную модель, в которой пользователь вознаграждается рекламными бюджетами больших компаний – проект Sandbox. Нет смысла дальше фокусироваться на данном сегменте, промежуточный итог таков – капитализация GameFi токенов сократилась в среднем на 87%. Мы считаем, что игровая индустрия может стать хорошим местом применения NFT, но это тема отдельной статьи.

Крах за крахом вынудили рынок усомниться в серьезности затеи NFT, но реальный сектор понимал, что технология действительно может усовершенствовать множество операционных процессов бизнеса. К самым ярким из примеров можно отнести: рынок музыкального и видео стриминга, рынок недвижимости и все сегменты потребительских товаров, страдающие от контрафакта. Каждый из примеров не описать в паре абзацев, поэтому пока не будем сосредотачиваться на них.

Наше внимание зацепила более актуальная индустрия, изменение которой посредством NFT действительно может принести ощутимую пользу для массы людей. Речь пойдёт о билетах, а именно об авиабилетах.

Сразу забегая вперед, хочется отметить, что индустрия билетов – самая подготовленная с точки зрения пользовательских привычек. Для абсолютного большинства использование электронных билетов – привычка 10-летней давности. Именно в связи с этим нам так нравится эта идея.

Почему авиабилеты? Почему не билеты на матч NBA или концерт? В большом масштабе, билеты на матчи и концерты редко персонифицированы. Если человек не может посетить мероприятие – он отдает его близкому человеку или перепродаёт. С авиабилетами, очевидно, не получится реализовать подобный трюк.

Аргентинский лоукостер Flybondi уже сделал шаг навстречу токенизации авиабилетов. На днях стало известно, что авиакомпания начала предлагать билеты в формате NFT. Технология базируется на блокчейне Algorand и ее провайдером является компания TravelX с технологией NFTicket. Вкратце, технология направлена на улучшение пользовательского опыта путешественников и потенциально способна совместить сокращение издержек авиакомпаний с ростом их выручки.

Как это работает?

Пользователь покупает билет на сайте Flybondi с помощью банковской карты. После подтверждения покупки, пользователь получает e-mail с ссылкой на активацию Ticket 3.0 (так компания называет эту технологию). Если пользователь хочет активировать NFT копию своего основного билета – он переходит по ссылке и создает там аккаунт, имеющий связь с блокчейном Algorand. В личном кабинете Ticket 3.0 пользователь может совершать ряд действий со своим NFT билетом, каждое внесение изменений - платное. С точки зрения пользовательского опыта, процесс не имеет ничего общего с привычным алгоритмом использования крипто-продуктов, и сильно упрощен до обычного процесса пользования авиа-сервисами.

Какие возможности?

  • Передача билета другому пользователю за комиссию до $2
  • Перепродажа билетов на специальном маркетплейсе, авиакомпания и маркетплейс получают по 2% от стоимости
  • Покупка “апгрейдов” в личном кабинете без обращения в авиакомпанию

Логичные вопросы

Возможно ли переоформлять пассажира или дату вылета в билете сейчас?

Нет, такие случаи редкость. Но лоукостеры часто продают “открытые” или “пустые” билеты. Это часть бизнес-модели низкобюджетных авиалиний. Предлагая такие билеты, перевозчики часто могут продать больше билетов, поскольку у пассажиров есть возможность использовать их позже или передать кому-то другому.

Опция изменения имени также является частью бизнес-модели лоукостеров. Стоимость такой операции варьируется в диапазоне от 35 до 150 евро. Из открытых источников неясно, будет ли технология NFT предлагать более дешевую опцию изменения имени в билете для пассажиров Flybondi или просто предлагает более удобный формат совершения этой операции. Но есть сомнения, что лоукостеры откажутся от этих денег.

В чём тогда преимущества этой технологии?

Со стороны пассажира – это элементарно более удобный формат взаимодействия с билетами. Нет необходимости связываться с авиакомпанией или агрегатором билетов для изменения данных. Имея доступ к билету и возможностям внутри NFT маркетплейса, авиабилет становится активом, а не только услугой. С точки зрения процесса, функция передачи авиабилета другому пользователю ничем не отличается от привычного использования “открытого”/”пустого” билета у лоукостеров.

Со стороны лоукостеров – потенциал роста выручки. Так как пользователи Ticket 3.0 смогут перепродавать свои билеты на маркетплейсе, авиакомпании смогут получать дополнительную комиссию от по сути тех же “открытых” и “пустых” авиабилетов в размере 2%.

Простая арифметика может помочь оценить потенциальный эффект наличия такого маркетплейса для Flybondi. Выручка авиакомпании за продажу авиабилетов в 2022-м году составила порядка $120 млн, лоукостер перевёз почти 2,4 млн. пассажиров. Получаем среднюю стоимость билета в $50. Медианный рыночный показатель неявки пассажиров составляет 7,5%. Не забываем, что авиакомпания получает лишь 2% от вторичной продажи. Таким образом Flybondi потенциально может получать $180 тыс. чистой прибыли при условии, если все потенциально не явившиеся пассажиры продали свои билеты на вторичном рынке без дисконта. Для авиакомпании это даже не смешные деньги. Но наличие такого инструмента для пассажиров однозначно повысит их лояльность к лоукостерам, все чаще вызывающих негативные эмоции.

Вероятнее всего самой привлекательной частью этой затеи может стать снижение затрат на процессинг при совершении пассажирами привычных действий. Например, создав NFT маркетплейс, лоукостеры освободят часть “операционных мощностей” и бюджетов, ответственных за дистрибуцию. По некоторым данным, это может снизить издержки на дистрибуцию до 20-30%. Но точных данных, к сожалению, нет.

Вывод

На текущий момент технология NFT билетов в основном направлена на улучшение пользовательского опыта уже знакомых с крипто-продуктами пользователей. Самой революционной составляющей этой технологии пока является только возможность перепродажи авиабилетов, что явно добавляет гибкости пассажирам лоукостеров, но очевидно не принесет авиакомпаниям значительные деньги.

Но так или иначе, технология NFT в данном контексте действительно может привнести ценность для пассажиров. А как это будет развиваться – посмотрим 😉

55
Начать дискуссию