Навык будущего – бережливое производство в жизни и бизнесе

Не раз за последнее время я слышала, что в России за бережливым производством будущее. Почему люди так говорят?

Сейчас во время экономической блокады выживают и развиваются только эффективные компании, способные получить максимальную отдачу при минимальных издержках. Это не про рост цен, потому что уйдут клиенты; не про сокращение стоимости ресурсов – снизится качество, а про устранение потерь в процессах и более эффективном использовании ресурсов. Бережливое производство как раз про это.

Философия бережливого производства родилась в Японии, в компании Toyota, когда страна была в упадке после войны и необходимо было развивать производство. Главный родоначальник системы Тайити Оно разделял все процессы в компании на создающие ценность для потребителя (Гемба) и потери (Муда), которые используют ресурсы, не создавая ценности. И в Тойота научились устранять потери и направлять освободившиеся ресурсы на создание ценности.

Его главным правилом было: «Максимальный эффект достигается лишь при непрерывном совершенствовании».

И непрерывное совершенствование подразумевает постоянный поиск и устранение потерь. Но первый навык, который нужно развить, это видеть потери.

Навык будущего – бережливое производство в жизни и бизнесе

В классической версии их семь, но в современном мире добавляют восьмой – неиспользуемый талант. И, несмотря на слово «производство» в термине, все эти потери можно найти в любом бизнесе и даже в личной жизни. И на более простых примерах будет легче понять суть философии.

1. Дефекты – устранение ошибок или переделывание работы, которую вы уже сделали. Это не добавляет ценности продукту.

2. Перепроизводство – это и создание лишнего объема продукции, и создание лишних документов, отчетов, выполнение ненужных задач, печать ненужных копий документов.

3. Ожидание – потеря времени при производстве, а также потеря времени при согласованиях документов, инициатив, решений.

4. Транспортировка – неэффективное перемещение материалов, изделий, людей.

5. Запасы – избыточные запасы сырья и материалов, которые замораживают активы, затрудняют поиск необходимой номенклатуры. Но под запасами можно понимать и большое количество печатной документации или несистематизированные хранилища на компьютере, включая копии неактуальных и устаревших документов.

6. Излишняя обработка – ненужная для клиента обработка изделий в производстве и дублирование процессов в бизнесе, двойная проверка документов сотрудниками, сбор не обязательных согласований.

7. Лишние перемещения – трата времени на перемещения, которые не приносят пользы. Например, поиск необходимого инструмента по цеху или хождение по офису для согласований, для распечатки документов, для передачи документов из отдела в отдел.

8. Неиспользуемый талант – выполнение рутинной, механической работы квалифицированным специалистом.

Научитесь замечать, видеть и устранять эти потери и на работе, и в личной жизни. Этот навык очень поможет адаптироваться в новом изменяющемся мире, именно поэтому его называют навыком будущего.

Подписывайтесь на Telegram-канал.

Александра Гостева

3
3 комментария

А какое конкретно решение вы видите чтобы устранять потери, даже что касается "Лишнего перемещения" - не бегать с бумажками из отдела в отел, а как по-другому, если компания находится в кризисе, а все переводить в эл. формат и дорого и долго по времени?

Ответить

По моему опыту, очень часто помогает описать процессы именно в команде с исполнителями, узнать у них проблемные места и проговорить со смежными отделами, иногда хождения вызваны просто недоговоренностями или тем, что так "исторически сложилось". Следующим этапом можно что-то перевести в электронный формат согласований, через те же excel-реестры со статусами, датами, ответственными. И только потом уже идет автоматизация.

Ответить

Раньше и не задумывался о том, что потери могут быть разными

Ответить