LEAN-мышление

Если Вы только столкнулись с термином бережливое производство или LEAN и пытаетесь в нем разобраться, то я попробую Вам помочь. Надо сразу сказать, что это только самое начало знакомства, ведь не зря по бережливому производству написано столько книг. И лучшее понимание приходит уже в работе.

Типичные цели бережливого производства.

Цели организаций, практикующих бережливое производство, довольно схожи в разных отраслях. Их цели заключаются в одновременном повышении:

- безопасности

- качества

- доставки (сокращение задержек и ожидания в процессе исполнения заказа)

- эффективности использования ресурсов

- морального духа

Цель состоит в том, чтобы обеспечить долгосрочный успех организации и всех ее участников – клиентов, сотрудников, владельцев, поставщиков и других заинтересованных сторон.

В производстве “поставка” может означать своевременную доставку или отправку нужного продукта в нужном количестве в нужное время. В здравоохранении это означает оказание необходимой медицинской помощи в нужном месте в нужное время, что означает сокращение времени ожидания приема и сокращение сроков ожидания и задержек в медицинском учреждении.

Что же такое бережливое производство и чем оно не является?

Бережливое производство – это не про популярный метод cost-saving и сокращение людей в периоды кризиса. Это его полная противоположность и очень экологичная альтернатива. Если провести аналогию со здоровьем, то LEAN - это не анорексия и не ожирение, это спортивное, здоровое, подтянутое тело. :)

LEAN-мышление

Бережливое производство – это наличие нужных ресурсов для выполнения нужной работы для клиента, с нужным качеством, в нужное время. Бережливое производство – это уважительное отношение ко всем, кто участвует в системе, включая клиентов, сотрудников, поставщиков, сообщество и т.д.

Бережливое производство – это НЕ

НЕ просто несколько инструментов для использования

НЕ набор лучших практик для копирования

НЕ просто набор проектов для проведения

НЕ эксперты, которые говорят вам, что делать

НЕ способ стимулировать увольнения

НЕ просто методология улучшения процессов

НЕ только для передового персонала

НЕ “часть Шести сигм”

НЕ только про скорость и эффективность

НЕ о давлении на людей с целью достижения определенных показателей

НЕ о легкой трансформации

Бережливое производство – это мировоззрение и принципы, которые могут использоваться в разных отраслях. Поэтому все чаще и чаще можно услышать словосочетания – LEAN-стартап, бережливый офис, бережливое предприятие, бережливое здравоохранение, бережливое мышление. Поэтому LEAN– это теперь не только про производства, оно применимо к любому интеллектуальному труду.

Как я рассказывала в предыдущей статье, Бережливое производство основывается на производственной системе Тойоты. По ссылке можно прочитать, как Тойота описывает свою производственную систему, они называют ее «видение и философия».

“Мы определяем производственную систему Тойоты как организационную культуру высоко вовлеченных людей, решающих проблемы или внедряющих инновации для повышения производительности”

Джеймс Бонини, Руководитель Центра поддержки производственных систем Тойота

Другой способ определения бережливого производства (система управления “Путь Тойоты”) состоит из двух частей:

- Устраняйте отходы и деятельность, не приносящую добавленной стоимости (NVA), путем постоянного совершенствования

- Проявляйте уважение к людям, ведь именно на людях все строится

LEAN-мышление

Противоположностью потерям (см. предыдущие статьи) является деятельность с добавленной стоимостью. Деятельность является “добавленной стоимостью”, если и только если выполняются эти три условия:

- Клиент должен быть готов заплатить за эту деятельность

- Действие должно изменить “форму или функцию” продукта, приблизив его к конечному продукту, который клиент хочет и за который будет платить.

- Действие должно быть выполнено правильно с первого раза.

Мы не просто сокращаем потери, мы также пытаемся обеспечить максимальную ценность для клиентов с помощью методов бережливого производства.

К примеру, в сервисе это может быть:

- комфортный процесс

- желание помочь клиенту при аварийных ситуациях

- оперативное решение проблем

- обучение

- превентивное обслуживание с целью недопущения аварийных остановок

Уважение и лидерство.

Достаточно трудная тема и не только потому что у нас культура уважения сотрудников, подрядчиков, даже клиентов еще только развивается. Само определение термина гораздо сложнее, чем может показаться. Это не просто улыбаться и быть милым. Уважение означает, что вы побуждаете людей делать все возможное, потому что верите в них, вы сотрудничаете с ними и работаете вместе с ними над улучшениями.

Бережливое лидерство - это создание возможностей для людей. Бережливое лидерство - это помощь людям в профессиональном и личностном росте, позволяющая им гордиться своей работой. Бережливое лидерство не ставит перед людьми цели, не возвращается в свой офис, а затем не кричит на людей, когда они не достигают этих целей. Бережливые лидеры тратят время на обучение людей. Они проводят очень мало времени в своем офисе. Они руководят людьми и видят, что происходит на самом деле, вместо того, чтобы управлять показателями и читать отчеты. Концепция бережливого лидерства основана на учениях Эдвардса Деминга, который после Второй Мировой войны обучал руководителей японский корпораций и за свою работу в 1960 году был награжден орденом Благодатного Сокровища 2-й степени, одним из высших орденов Японии.

«Японский народ обязан Эдварду Демингу возрождением японской промышленности и ее всемирным успехом» - из указа о награждении Деминга орденом.

Его методы оказались настолько эффективны, что вскоре появился термин «японское экономическое чудо».

Большая часть принципов менеджмента Деминга основана именно на «человеческой стороне» - подготавливайте сотрудников и поощряйте стремление к образованию, создайте систему лидерства, работайте в атмосфере доверия, избавьтесь от барьеров между подразделениями, дайте сотрудникам возможность гордиться своим трудом. Спустя более 50 лет эти принципы не потеряли своей актуальности.

Подписывайтесь на Telegram-канал.

33
1 комментарий

Интересно, как LEAN распространяется на разные отрасли, не только производственные

Ответить