А Вы готовы меняться? – трансформация бизнеса

Способность к переменам – успех компании.

Деловой мир в последние 4-5 лет менялся настолько быстро и кардинально, что даже менеджеры с огромным опытом управления периодически терялись. Однако все понимают, что эти изменения требуют серьезных ответов. Level up. Все понимают, что нужны перемены в управлении, но какие, как быстро и с чего начать?

«Самое большое препятствие на пути любых изменений — привычка к устоявшемуся порядку вещей»

Барбара Хамптон, генеральный директор американского подразделения Siemens.

Для начала надо понять, готова ли Ваша компания к переменам. В «Harvard Business Review Россия» (HBR) в первый пандемийный год было проведено исследование и опубликованы критерии способности к переменам в компаниях. Приведу их ниже:

· Предназначение

· Устремленность

· Связанность

· Независимость

· Скоординированность

· Масштабирование

· Развитие

· Активность

· Гибкость

Согласно исследованиям HBR24% компаний сталкиваются c серьезными проблемами, потому что у них нет специалистов по управлению переменами, способных провести реструктуризацию бизнеса. Так из-за отсутствия квалифицированных кадров компания может упустить или не вытянуть необходимую трансформацию. И таких примеров в мире бизнеса много.

Все мы знаем сервис Netflix, который входит в пятерку крупнейших технологических компаний FAANG наряду с Facebook, Amazon, Apple и Alphabet. Однако мало кто помнит компанию BlockBaster Video, которая в 2004 году была главным конкурентом Netflix с такой же бизнес-моделью проката видео и dvd-дисков по почте. Однако компания не увидела вовремя необходимость трансформации бизнеса и перехода на потоковое видео и всего через 6 лет обанкротилась, тогда как в Netflix на конец 2023 года было зарегистрированы 232,5 млн. подписчиков.

По данным того же исследования HBR, еще 19% компаний стремятся к единой цели и совместно пытаются приспособиться к новым условиям, но изменений настолько много, что они не успевают адаптироваться к ним и бегают «как белки в колесе», им не хватает гибкости, скоординированности.

То есть суммарно почти половина исследованных компаний сталкиваются с проблемами при необходимости трансформироваться. Это среднемировое значение. В России показатель однозначно выше, так как у нас более молодая сфера менеджмента, кардинальнее изменились условия работы за последние несколько лет. Экономическая нестабильность усложняет ситуацию: из-за отсутствия ясных ориентиров развития рынка внесение изменений становится сложнее, а необходимость в них ощущается более остро.

С чего начать изменения?

Мы живем в такое время, когда руководители должны адаптировать свой бизнес для успешного существования в условиях нестабильности и быстро меняющейся среды, другого варианта нет. С чего же начать изменения:

1. Проанализируйте ситуацию.

Часто бывает, что руководители не знают детальной ситуации в компании. Сделайте анализ, определите, что можно и нужно улучшить и начинайте.

2. Займитесь процессами.

Не хватайтесь за отдельные улучшения, не изучив всю картину. Смотрите более глобально, отнеситесь к необходимым переменам как к трансформации бизнеса. Инвестируйте время и силы в устойчивое будущее.

3. Развивайте лидеров.

Изменения - отличная возможность для обучения будущих лидеров. Если вы стремитесь изменить устаревшие подходы и методики работы, внедрить современные методы и развить способность компании к адаптации, вам придется приложить значительные усилия. Необходимо эффективно координировать действия команды, определить общие цели и разработать план действий. Но без этого в текущем времени компания быстро окажется неконкурентоспособной.

А Вы готовы меняться? – трансформация бизнеса

Мне понравилась идея, которую воссоздали несколько крупных международных компаний с опытом успешной трансформации бизнеса (такие как Tesco, Unilever) - создание двух коалиций топ-менеджеров, которые работают в тандеме.

Первая – чаще всего это топ-менеджеры- фокусировались на сильных сторонах, укреплении текущих способностей и имеющихся достижениях. Вторая группа активно занималась поиском новых возможностей и трансформацией бизнеса. Взаимодействие этих двух параллельных систем постепенно стало обычным подходом к управлению в компаниях, и эти группы стали неотъемлемой частью их организационных структур. В частности, вторая группа часто предвидела стратегические изменения в быстро меняющейся среде, которые могли изменить позицию компании на рынке. Отличительной чертой компаний, которые успешно прошли трансформацию, стало что открытые конфликты, которые неизбежно возникают среду противоположных подходов, превратилась в метод конструктивного пересмотра бизнес-подходов.

Компании, да и люди в частной жизни, редко по собственной воле начинают какие-то глобальные трансформации, для этого нужен сильный внутренний стержень, готовность к риску и страх оставить все как есть должен быть больше страха к переменам, потому что перемен боятся все. Но надо признать, что в настоящее время выбор перед компаниями стоит иллюзорный, они должны меняться, надо просто это сделать максимально комфортно.

Александра Гостева

22
12 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

В данном контексте скорее про руководителей проектов по улучшениям, которые помогают и менеджерам, и инженерам весь проект по оптимизации от начала и до конца провести.

Ответить

Уже долгое время наблюдаю оптимизацию под видом трансформации а именно сокращение инженерно-технических кадров при этом выращивание карманных руководителей в низах которые ничего не просят а только угождают, только бы не сократили.

Ответить

Сокращение сотрудников - это самый примитивный способ сокращения затрат, а не трансформация бизнеса.

Ответить