Российский легпром в цифрах на 2023 год. Реален ли рост? Ключевые проблемы отрасли

Вопрос развития легкой промышленности в России в последнее время звучит особенно остро. Уход западных компаний, сломанные цепочки поставок — все это показало, насколько наши предприятия зависят от зарубежных материалов и технологий. При этом оценки текущего положения дел разнятся: кто-то настроен более оптимистично и уже замечает переломные изменения в отрасли. Кто-то, наоборот, более скептичен.

Мнения мнениями, а цифры показывают истинное положение дел. Мы попытались разобраться, где же золотая середина между оптимистами и пессимистами.

Российский легпром в цифрах на 2023 год. Реален ли рост? Ключевые проблемы отрасли

Основные цифры российского легпрома

По официальным данным, вся отрасль сейчас насчитывает 20 тысяч предприятий, где занято 292 тысячи человек. Объем отгруженных товаров собственного производства легкой промышленности за январь-май 2022 года составил 427,5 млрд. рублей или 120,2% от объема отгрузки в аналогичном периоде 2021 года. В частности, 217,7 млрд. руб. (+17,2%) — производство текстильных изделий; 153,3 млрд. руб. (+27,4%) — производство одежды; 56,4 млрд. руб. (+13,6%) — производство кожи и изделий из кожи.

Источник: ruslegprom.ru
Источник: ruslegprom.ru

В то же время, по информации федерации корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, число индивидуальных предпринимателей, самозанятых, малых и средних предприятий в сфере легкой промышленности достигло 46,7 тысяч, что на 2 тысячи больше значения 2021 года и сразу на 5 тысяч — 2020 года. При этом в 2018-2020 годах отмечалось ежегодное снижение числа компаний: за 3 года их общее число сократилось на 4,4 тысячи (или на 9,5%).

Таким образом, по итогам 2022 года число индивидуальных предпринимателей, самозанятых, малых и средних предприятий, связанных с легкой промышленностью, восстановилось до допандемийного уровня.

Особенно в последние годы наблюдается рост числа производств спортивной, детской одежды и аксессуаров. На данный момент каждое четвертое предприятие в легкой промышленности ведет свою деятельность в этих сегментах.

Однако при всем при этом в сфере текстильной промышленности наблюдается сокращение темпов прироста созданных производств. Так, замедлился рост в сегменте производства вязаных и трикотажных чулочно-носочных изделий: за последние два года их открылось на 34% меньше, чем в 2021. Аналогичная тенденция прослеживается и в других сегмантах: производство меховых изделий -17%, производство кожи и изделий из кожи -14% роста. Речь идет о некрупных производствах, подавляющее большинство из них — индивидуальные предприниматели (75%).

Хотя официальные цифры показывают рост, существует множество нюансов, о которых вспоминают не всегда. Отрасль столкнулась с проблемами, которые невозможно решить в два счета.

Кризис легкой промышленности в России

Консалтинговое агентство Strategy Partners пишет, что в легкой промышленности России исторически существует несколько ключевых проблем.

  • Сложность реализации масштабного производства, что затрудняет снижение себестоимости.
  • Недостаток эффективного оборудования — менее 40% парка находится в эксплуатации менее 10 лет.
  • Высокая зависимость от импортного сырья: до 95% материалов импортируется. Причем это касается как натуральных, так и синтетических тканей.
  • Недостаточные меры поддержки, поскольку основные преференции от государства сконцентрированы в области госзаказа, гособоронзаказа, и большинство мелких и средних производителей, очевидно, не имеет к ним доступа.

Разберем подробнее.

Оборудование и производительность

Шить в России в промышленных масштабах дорого. Снизить себестоимость продукции можно путем увеличения объемов производства. Здесь мы упираемся не только в инвестиции и оборудование, но и в наличие достаточного числа обученных кадров.

Однако специалистов не хватает. По словам вице-президента Ассоциации текстильщиков России Светланы Горевой, самая востребованная профессия в легпроме — швея. И со временем дефицит кадров только растет.

В Союзе производителей изделий легкой промышленности отмечают: за 2022 год зарплаты швей увеличились на 20%-30%, при этом дефицит увеличился в два раза. Некоторые владельцы швейных предприятий оценивают нехватку специалистов в 75-80%.

Оборудование для текстильной промышленности на 90% импортное. Более того, современным требованиям отвечает не более 37% технологического парка. В то же время инвестиции в обновление основного капитала не превышают 5-7% выручки от производства.

В Российском союзе производителей одежды подтвердили, что в текстильной промышленности заменить оборудование на отечественное на данный момент практически невозможно. Запчасти быстро изнашиваются, есть сложности с заменой.

По словам гендиректора компании «Аскона» Александра Маненка, в 2022 году предприятию пришлось полностью сместить вектор с европейских и американских поставщиков оборудования и запчастей на Турцию и Китай.

Представитель фабрики «Большевичка» рассказал, что на производстве для пошива и влажно-тепловой обработки используется европейское оборудование, попавшее под санкции. Из-за изменений в логистике оно стало поставляться реже и по гораздо более высоким ценам. Теперь его также закупают из Китая и без каких-либо скидок.

Сырье

Российские ткани в основном производятся из импортного сырья, что делает отрасль крайне зависимой от иностранных поставщиков в целом, а также курса рубля, логистических проблем и появившихся ограничений в платежных механизмах.

Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин отметил, что сейчас в России осталось менее 53 тыс. га льняных посевов.

По словам Валерия Мишарина, исполнительного директора компании “Русский лен”, по общепринятым в растениеводстве показателям Россия находится в тройке крупнейших мировых производителей льноволокна. Однако речи о модернизации отрасли и повышении ее конкурентоспособности не идет.

Если говорить о производстве качественного сырья — длинного льняного волокна — в 2021 году 61% его мирового объема был произведен во Франции, 14% — в Бельгии, еще 14% в Египте, 6% — в Белоруссии и только 3% — в России.

Российский легпром в цифрах на 2023 год. Реален ли рост? Ключевые проблемы отрасли

Что касается других типов сырья, произведенная в России шерсть по большей части уходит на экспорт в Китай за наличку. Синтетика, в том числе вискозные волокна, преимущественно закупаются за рубежом,.

“У нас в стране есть фабрики, которые занимаются глубокой переработкой продуктов нефтехимии, но нет заводов, выпускающих первичное волокно: полипропиленовые и разнообразные полиэфирные волокна, только вторично переработанные”, — подчеркнул Андрей Разбродин.

Ткани и пряжа

Тем временем по итогам 2022 года продажи синтетической и искусственной пряжи в России составили 27,8 тыс. тонн, что на 7,9% больше, чем годом ранее. Объем рынка резко вырос, учитывая, что в 2021-м динамика была на уровне 0,9%, а в 2020 году — вовсе отрицательной (-14,7%). Такие данные представили аналитики BusinesStat.

Согласно этому исследованию, на рынке синтетической и искусственной пряжи в России в 2022 году преобладала продукция зарубежного производства. Её доля в продажах в 2018-2022 гг. в среднем составляла 82%. При этом введенные против России санкции практически не оказали влияния на рынок, поскольку более 70% поставок синтетической и искусственной пряжи в Россию поступают из Беларуси, Турции и Китая.

Россия обладает сырьевой базой для развития производства синтетической и искусственной пряжи – запасами углеводородного сырья (для производства синтетических волокон) и лесными ресурсами (для производства древесной целлюлозы и далее – вискозы). Вот только высокая капиталоемкость новых проектов этого направления становятся большой проблемой. По этой причине масштабных процессов импортозамещения на рынке в ближайшем будущем не ожидается, считают аналитики.

Государственная поддержка

Далеко не все предприятия и предприниматели получают реальную помощь от государства. В результате в выгодной позиции оказываются компании, работающие в сфере гособоронзаказа и производства специальной экипировки, а вот предприятия, сосредоточенные на потребительском сегменте, получают недостаточно поддержки.

Формально, существует достаточно много мер: субсидирование части затрат на обслуживание кредитов, субсидирование затрат на производство пряжи и смесовой ткани с содержанием льна, займы ФРП, механизм льготного лизинга, корпоративные программы повышения конкурентоспособности. Однако на деле получить выгоду могут лишь крупные производства.

Добавим и то, что с февраля 2022 года расчеты в долларах, евро и других свободно конвертируемых валютах существенно ограничены, что вызывает необходимость пользоваться иными валютами во время расчета. Ряд логистических маршрутов теперь недоступен, другие сильно перегружены.

Есть ли выход из кризиса?

Кризис в индустрии российского текстиля достаточно глубок. Согласно ожиданиям экспертов, темпы восстановления экономики будут довольно медленными.

Существуют серьезные опасения, что снижение реальных доходов населения ослабит его покупательную способность. Поэтому правительство РФ старается поддерживать внутренний спрос, что должно смягчить последствия для легкой промышленности. Возможно, бюджетный fast fashion вытеснит часть импортных поставок, осложненных проблемами с логистикой.

Также сейчас освободились ниши онлайн-продаж одежды, обуви и аксессуаров. Стало меньше конкурентов у внутренних производителей одежды. У российских брендов, появился определенный шанс наладить производство товаров отдельных категорий и занять часть освободившихся площадей.

У российского легпрома действительно появилось окно возможностей. Однако для успешного развития и преодоления всех проблем нужны крупные инвесторы. И на текущий момент о сколько-нибудь значительных вливаниях в отрасль слышно не было.

Дополнительный импульс легкой промышленности могла бы дать новая стратегия ее развития, принятая на уровне страны. В подобном программном документе должны быть сформулированы стратегические направления развития отрасли в условиях действующих ограничений, модернизирована система мер господдержки. Также следует создать благоприятные условия для консолидации отрасли и вертикальной интеграции производственных компаний в сырье и маркетинг.

Как брендам масштабироваться в таких условиях?

Пока отечественная легкая промышленность будет вставать на ноги, множество брендов столкнется — и сталкивается уже сегодня — с необходимостью масштабирования. И если говорить про оптимальные соотношения цены, качества и сроков для партий от тысячи единиц на одну модель, лучше всего для этих целей подойдет Китай.

Причина не только в огромном количестве предприятий и сотрудников (если легпром России — это не более трехсот тысяч человек, то легпром Китая — более 15 миллионов). Китай — это единственная страна в мире, играющая важную роль во всех промышленных категориях.

Согласно данным Китайской инженерной академии, пять из 26 производственных отраслей Китая находятся на самом передовом в мире уровне, а текстильная промышленность занимает лидирующие позиции.

Текстильная промышленность Китая — это полный цикл производства: от исходного сырья до пошива готовой продукции. Здесь задействованы и нефтехимия, и сельское хозяйство.

По данным Национального бюро статистики, крупные китайские производства заработали 3,86 трлн юаней ($536,2 млрд) за первые девять месяцев 2022 года. Рост на 3,1%, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

При этом экспорт увеличился за то же время на 9,1%.

Многомиллиардную прибыль направляют на постоянную модернизацию производства. Так, в Китае можно встретить полностью автоматизированные склады с роботами. Это позволяет оптимизировать все процессы на фабрике, за счет чего достигается оптимальная себестоимость.

На практике это может означать, что российскому бренду будет выгоднее шить одежду на китайской фабрике, чем в России, даже с учетом стоимости и сроков доставки.

Спасибо, что дочитали эту статью до конца! Если вам понравилось, подписывайтесь на блог, я стараюсь регулярно публиковать полезные материалы о производстве одежды.

Что думаете по поводу развития отечественного легпрома? И есть ли другие возможности масштабирования у брендов? Давайте подискутируем — здесь либо в моем Телеграм-канале: )

реклама
разместить
Начать дискуссию