Наставник, трекер, ментор, бизнес-психолог - кто есть кто и в чем отличия?

Запускаем исследование!

У многих предпринимателей и руководителей бизнеса рано или поздно возникает вопрос о привлечении к работе тех или иных «развивающих» специалистов.

Но как разобраться во всем существующем многообразии консультационных и консалтинговых услуг?

Если с определением кто такой наставник или тренер еще более-менее понятно, то к новомодному «бизнес-психолог», на первый взгляд, много вопросов: чем занимается, чем может быть полезен и как вообще все работает.

Сегодня попытаемся разобраться с разными видами ролей и понять кто за что отвечает, как работает и кто необходим вашему бизнесу именно сейчас.

Наставничество в СССР существовало еще с 1930-х годов. А в 1960-е - 1970-е и вовсе приобрело массовый характер. Лучшие мастера, опытные технические специалисты, инженеры и рабочие воспитывали и наставляли молодые производственные кадры, помогая освоить все нюансы профессии.

Звание наставника было почетным. Наставников награждали знаками отличия, денежными премиями и всевозможными подарками в виде путевок в санаторий.

С тех времен утекло много воды, но сам формат наставничества вполне жизнеспособный и подходит в основном молодым, начинающим специалистам, причем как в найме, так и в бизнесе. Причем без разницы в какой нише занят человек - если есть более опытный и менее опытный, их продуктивное взаимодействие в части обмена опытом вполне можно называть наставничеством.

Сегодня в России существует множество бизнес-клубов и несколько около государственных систем, обратившись в которые, начинающие предприниматели могут получить консультацию и даже сопровождение в бизнесе: зарегистрировать юрлицо, создать свой первый продукт, сделать первые продажи.

С понятием «Наставник» очень близко находится понятие «Ментор». По сути, это тот же самый наставник, но в какой-то более узкой, конкретной области. Это человек, который уже прошел тот путь, который еще только собирается пройти его подопечный. И в формате конкретных советов, рекомендаций, а при необходимости и испытаний ментор передает свои знания и опыт.

Попробуем построить некоторую систему координат и отметить на ней различных специалистов и виды ролей, которые могут взаимодействовать с компанией или с конкретным предпринимателем (клиентом) в разные периоды времени.

В итоге попробуем получить некоторую карту (систему координат) специалистов и ролей.

Наша система координат может выглядеть примерно так.
Наша система координат может выглядеть примерно так.

По горизонтали отметим кто именно проявляет экспертность в ходе взаимодействия (делится знаниями; высказывает свое экспертное мнение, демонстрирует компетенции, принимает решения, при необходимости осуществляет контроль и т.д.).

Слева «Клиент» (компания или предприниматель, которые привлекают специалиста для решения какой-либо задачи). Справа - «Специалист».

Соответственно, чем правее в нашей системе координат будет размещен блок с названием Специалиста, тем он больше будет проявлять экспертность в ходе работы с Клиентом. И наоборот, чем левее - экспертность больше будет демонстрировать Клиент.

По вертикали отметим как именно приглашенный Специалист ведет свою работу: самостоятельно и напрямую дает советы, рекомендации и тд. (нижняя часть графика), либо опосредованно, то есть он помогает Клиенту находить решения самостоятельно (верхняя часть графика).

Таким образом, роль наставника или ментора (для простоты объединим эти две роли Специалиста) расположится в правой нижней части получившейся системы.

Такое расположение наглядно показывает, что роль наставника или ментора вряд ли подойдет для опытного руководителя бизнеса или для собственника. Их уровень - executive. Их не нужно ничему обучать, не нужно передавать им какие-либо знания. Они уже являются профессионалами высшего класса в том деле, которым занимаются. А вот для начинающих - наоборот.

Наставничество является хорошим инструментом. Возможно поэтому оно было так популярно в СССР, где в кратчайшие сроки необходимо было поставить промышленности большое количество новых профессионалов.

Я не работаю в формате наставничества или менторинга. Поэтому когда мне звонят потенциальные клиенты с вопросом: «А чему вы нас собираетесь учить?», обнадеживаю их - ничему. Вы уже знаете все, что вам необходимо в части вашей экспертизы. Дело в другом…

Андрей Ратников

Чтобы почувствовать как работает созданная нами система координат, разместим на ней коуча.

Вокруг этой роли в России сломано много копий. И в массовом сознании наших соотечественников сам термин на долгое время девальвирован.

Но если обратиться к международному опыту, то все встает на свои места. В глобальной практике основоположниками коучинга считаются Тимоти Голви (Timothy Gallwey), Джон Уитмор (John Whitmore), Томас Леонард (Thomas J. Leonard) и другие.

Именно они описали ряд современных подходов бездирективной, безоценочной и диссоциативной работы с клиентами. Их смысл для коуча - встать как бы рядом с клиентом, создать условия, пространство, чтобы клиент сам нашел для себя наиболее выгодное решение.

В нашей системе координат коуч справедливо может расположиться в верхнем левом углу.

Наставник, трекер, ментор, бизнес-психолог - кто есть кто и в чем отличия?

Многие в России путают коуча с бизнес-тренером. Коуч при необходимости конечно может прочитать мотивирующий спич со сцены или запустить увлекательный марафон в соцсетях. Но основная работа коуча (если говорить в определениях международной ассоциации ICF, основанной Томасом Леонардом) строится немного иначе. Бизнес-тренера же в нашей системе координат можно расположить в одном поле с наставником.

Любопытно посмотреть, где на нашей карте будет располагаться линейный менеджер (или внутренний сотрудник) самой компании клиента. Он по определению должен предлагать решения, мало спрашивать и демонстрировать компетентность. Таким образом - нижняя правая часть графика.

Еще одна роль - привлеченный узкий консультант. Например, таргетолог, маркетолог, пиарщик, ивент-менеджер, внешний аналитик и тд. В чем-то он может помогать клиенту найти ответы самому, но в целом этот специалист, так как и менеджер, должен демонстрировать экспертизу - в этом его ключевая роль. Таким образом, крайняя правая нижняя часть нашей системы координат.

Наставник, трекер, ментор, бизнес-психолог - кто есть кто и в чем отличия?

Есть еще две роли, которые иногда встречаются в работе бизнеса. Это фасилитатор и…. друг. Почему нет? Сделаем нашу систему координат по-настоящему емкой, чтобы было удобно ориентироваться.

Фасилитатор, как справедливо следует из определения РБК, - это человек, который ведет беседу группы и выступает в роли проводника. На тот случай, если вы проводите стратегическую сессию, большие совещания или встречи с какой-либо равноценной второй (третьей) стороной бизнес-процесса.

Задача фасилитатора — сделать так, чтобы беседа прошла максимально эффективно. Он структурирует разговор и при необходимости вмешивается в обсуждение. Фасилитатор помогает установить основные правила общения.

Нередко фасилитатор привлекают для разрешения незатянувшихся споров или даже конфликтных ситуаций. На нашей схеме фасилитатор - в верхней левой части графика.

Друг - это тот, кто всегда поддержит, выступит в качестве опоры. Он может и задавать вопросы и при необходимости давать ценные советы. Вместе с тем, возможности роли «друг» в бизнес-процессах всегда небольшие (если иначе - это уже другая ролевая модель).

Ролевая модель «друг» размещается в самом центре нашей системы координат.

Наставник, трекер, ментор, бизнес-психолог - кто есть кто и в чем отличия?

С начала 2010-х годов на просторах постсоветского пространства появилась роль трекера. Именно в этот период в России впервые было запущено обучение в созданной на базе ФРИИ школы трекеров.

Согласно каноническому определению ФРИИ, трекер - это человек, который обладает методологией роста компании.

Эффективность работы трекера измеряется в количестве изменений, которое произошло с компанией за время работы с ней трекера. Примером таких изменений может быть смена бизнес-модели, первые международные продажи, продажа в новом клиентском сегменте и т.д. Главной задачей трекера, по сути, является поиск и устранение ключевого препятствия в бизнесе.

Наставник, трекер, ментор, бизнес-психолог - кто есть кто и в чем отличия?

Трекер это больше чем наставник. Он может работать в плоскости клиентской экспертизы (левая часть нашей системы координат), может помогать клиенту искать ответы самостоятельно, а также, при необходимости, давать консультации и участвовать в принятии решений (зона линейного менеджера, сотрудника компании).

Наша система координат почти готова.

Для простоты ориентирования в верхний правый угол добавим роль психотерапевта (как некого антагониста коуча и трекера - он демонстрирует экспертизу и помогает клиенту быть самостоятельным. Здесь прошу отбросить мысль, что хороший друг может также быть психотерапевтом. Не может, ведь мы говорим именно о специалистах - людях, имеющих соответствующие образование и практический опыт).

Наставник, трекер, ментор, бизнес-психолог - кто есть кто и в чем отличия?

А вот то, что обведено красной линией, отдадим на откуп бизнес-психологу. Именно в таком обширном диапазоне находится потенциальная зона для работы этого специалиста.

Если немного модифицировать определение ФРИИ, то можно сказать, что бизнес-психолог - это человек, который профессионально обладает набором методологий роста компании, включая методологии трекера, ментора, коуча, психолога и т.д.

Эффективность работы бизнес-психолога, по аналогии с трекером, измеряется в количестве и качестве позитивных изменении, через которые проходит компания в ходе ее работы с бизнес-психологом.

Бизнес-психолог необходим, когда вы решаете следующие задачи:

  • Быстрый поиск ориентира в кризисной ситуации: в бизнесе и в жизни
  • Как масштабировать бизнес
  • Как пробить «стеклянный потолок», который мешает росту компании
  • Как поэтапно и безболезненно выйти из операционки
  • Как перестать тащить все на себе и научить команду быть самостоятельной

  • Как побороть личные депрессии и «залипания», которые мешают бизнесу

  • Как систематизировать свой рабочий день и свой график
  • Увидеть возможные сценарии действий, посмотреть «под другим углом» на развитие бизнеса
  • Как пережить экономический кризис, не сдать позиции и продолжить развиваться дальше

  • Как пережить бурный рост компании?

  • Выговориться, «снять камень с души»

  • Как урегулировать конфликт с партнером
  • Как перестать беспокоиться и вновь вернуть хороший сон

  • Поиск смысла жизни/работы

Для того, чтобы предприниматели больше узнали о преимуществах работы с трекером, коучем, бизнес-психологом, сегодня мы запускаем масштабное исследование.

Пройдите небольшой опрос (не более 2 минут!) и получите книгу Андрея Ратникова по популярной психологии «Unscripted. Жизнь не по программе», а также конкретные кейсы с примерами того, как бизнес-психология и трекинг работают в реальном бизнесе.

88
4 комментария

Искал руду, нашел золото.
Отличная статья, спасибо!

1
Ответить

Большое спасибо за высокую оценку!

Ответить

Спасибо за наглядную систематизацию в виде карты специалистов и ролей!
Часто наблюдаю тренд, что специалисты совмещают несколько направлений, например, коуч, психолог и эксперт могут быть в одном флаконе.

1
Ответить

Теоретически могут. Но на практике это чаще всего приводит к неэффективности и конфликтам интересов.

Ответить