Подготовка фокус-групп в формате онлайн – ТОП-5 пунктов

Формат онлайн-опросов не только прочно вошел в нашу жизнь с ковидом, но, кажется, теперь останется с нами навсегда, как базовый. А потому важно понимать, что стоит предусматривать при его планировании. В данном случае расскажу про специфические моменты, свойственные именно для фокус-групп и именно в формате онлайн.

Подготовка фокус-групп в формате онлайн – ТОП-5 пунктов

1.Все респонденты должны быть вовлечены и не отвлекаться.

Это, безусловно, момент, который стоит проговорить со всеми очень четко и не раз. Да, это важно и для глубинных интервью – но здесь он приобретает решающее значение. Потому что разговариваем мы не с одним человеком, их у нас стандартно должно быть сразу 6. И если каждый из них поочередно будет отвлекаться на детей/ собак/ супруга, искать что-то в интернете или вести машину… А вы в свою очередь – на внушения каждому… Можете забыть про тайминг и продуктивное общение.

И поверьте, проговорить это слишком много раз просто невозможно. Рекрутер очень четко рассказывает про эти правила при проверке респондента и приглашении его на группу, затем – при подтверждении участия в группе за день до этого/ утром этого же дня, а потом еще и модератор в начале группы должен проговорить то же самое, и весьма четко. Я обычно еще и рассказываю про коллективную ответственность каждого участника группы за то, чтобы она прошла четко по нашему таймингу и никто не задерживал «коллег по группе». Только так и никак иначе.

2.Каждый респондент находится строго дома в отдельной комнате.

Момент, который обеспечивает в том числе выполнение предыдущего и последующего пунктов. Строго никаких подключений с улицы, из подъезда, из машины (особенно во время вождения!), с детской площадки, из торгового центра и прочих шумных и ненадежных мест. Только дома и только в отдельной комнате (если в этот момент в квартире есть кто-то еще из членов семьи/ друзей/ соседей).

3.У каждого респондента гарантированно хороший интернет.

Да, этот момент может показаться странным с учетом того, что статья пишется в 2022-м году, когда «у всех хороший интернет». В реальности же это совсем не так.

И знаете, что самое забавное? Мы сталкивались с отвратительно работающим интернетом не в Тюмени или на Камчатке… А в Москве. Да, у респондентов в Москве порой бывает ужасный домашний интернет. Поэтому даже если ваши респонденты живут в Москве/ МО, не постесняйтесь и уточните этот момент. И будьте настороже, если кто-то вдруг упомянет про поездку на дачу в даты проведения фокус-группы – здесь, скорее всего, будут проблемы со связью, так что на такого человека лучше либо не рассчитывать, либо проговорить недопустимость этого заранее.

При этом имейте в виду, что если вы планируете не просто общение, но хотите показывать онлайн какие-то идеи, а то и видео – вот тут хороший интернет вообще будет критичен для понимания и оценки!

4.Никакого участия респондентов со смартфонов – только ноутбук/ стационарный компьютер.

Имейте в виду, что рисков здесь предостаточно.

Во-первых, это потенциально тот самый респондент, который захочет пообщаться с вами из странного места – например, пока ведет машину или гуляет с ребенком на улице. Вовлеченность? Забудьте об этом.

Во-вторых, почти наверняка это мобильный интернет. А значит – здравствуйте, возможные проблемы с интернетом. Да, респондент будет утверждать, что у него «отличный интернет». И все-таки он почти наверняка подведет.

В-третьих, телефон в процессе 2-х часового общения имеет свойство разряжаться, а респондент – вылетать их беседы. Тут, кажется, без комментариев, да?

В-четвертых, это все-таки маленький экран (даже если «У меня большой экран!», он все равно меньше экрана ноутбука). И это может быть очень важно, если вы показываете что-то респондентам. Например, тот же рекламный ролик. Как вы можете быть уверены, что конкретный респондент действительно рассмотрел его?

5.Общение происходит строго с включенным видео.

Скажу сразу, это очень важно и для глубинных интервью – но при проведении фокус-групп становится еще более критичным. Включенная камера помогает как самому респондент оставаться более собранным и вовлеченным, так и вам отслеживать его «включенность и вовлеченность» в группу. А при возникновении каких-то проблем – оперативно сделать внушение.

Прибавьте к этому более простое установление какого-никакого контакта и возможность видеть и обращать внимание на эмоции участников группы, что также важно.

В заключение, пожалуй, пусть будет еще такая мысль для понимания: то, о чем я писала выше, можно как-то пережить на глубинных интервью (хотя не стоит) – но на фокус-группах, когда у вас сразу несколько человек, это может разрушить все. Именно потому, что вам нужно состыковать в одном месте в одно время всех респондентов. Желательно не переделывая потом эту группу.

Только представьте, что это будет за действо, если один респондент будет бесконечно отвлекаться, другой – иметь проблемы с интернетом, третий – не сможет рассмотреть рекламный ролик из-за того, что у него маленький экран… Качественно проведенной фокус-группой я бы это не назвала. Вам в принципе повезет, если вы сможете вытащить из них хоть что-то.

Не забывайте подписываться на наши соцсети:

- Telegram-канал агентства https://t.me/market_qual_research

- Мой личный Telegram-канал https://t.me/marketing_from_Julia

- YouTube-канал на русском языке https://www.youtube.com/channel/UCffpfP52tFf31yAJiIJ0V8w

- Недавно запущенный YouTube-кана на английском языке

- Этот аккаунт на vc.ru

И делитесь, конечно, своими мыслями/ комментариями/ вопросами – буду отвечать!

2 комментария

один раз проводила фокус группу, все пункты были выполнены кроме включенных камер
но все прошло очень хорошо

2
Ответить

Ох, без включенных камер все могло быть хорошо именно потому, что респондентов было невидно, а они занимались там чем-то своим)))
Но надеюсь, что действительно хорошо!

Ответить