Метавселенные для вашего бизнеса

Год-полтора назад о цифровых мирах говорили все, сейчас по запросу «метавселенная» Google выдает меньше 400 тысяч результатов. Для сравнения: если ввести в поисковик слово «нейросеть» можно получить 13,7 млн ссылок.

Мы в Tech Marketing Group внимательно следим за новыми площадками для продвижения, чтобы рекомендовать или не рекомендовать их своим клиентам. Суммируем ключевую информацию по метаверсу.

Метавселенные для вашего бизнеса

Что такое метавселенная — приложение, соцсеть?

Метавселенная/метаверс (Metaverse) — цифровой мир, в котором пользователи взаимодействуют друг с другом и с различными объектами с помощью VR/AR-технологий. Самый близкий аналог — игра в The Sims от первого лица.

С технической точки зрения это платформы, куда вы можете попасть из браузера, либо скачав приложение. Для полноценного погружения пользователям желательно иметь очки или шлем виртуальной реальности, впрочем можно наблюдать за событиями метаверса и управлять своим аватаром на экране компьютера или смартфона.

Главное преимущество метавселенных — иммерсивность: человек выбирает образ (3D-персонажа, аватара) и погружается в виртуальную среду. Не нужно писать тексты, выкладывать фото или видео, как в социальных сетях, можно просто посетить концерт или лекцию, пройтись по разнообразным 3D-локациям. Приятное разнообразие, в особенности для тех, кто устал производить контент.

Метаверс — ответ на желание пользователей попасть в придуманную историю, самые популярные метавселенные выросли из игр (Minecraft, Fortnite) или дают возможность создавать свои игры и отдельные пространства (например, Roblox). Также существуют проекты, которые изначально создавались как метавселенные, то есть платформы для виртуального взаимодействия (Decentraland, Somnium Space, Spatial, Virbela).

Важно: в метаверсе всё, как в реальной жизни, пользователи вступают в экономические отношения, есть игровая валюта, причем чаще всего это — криптовалюта. Для доступа к крипто-метавселенным потребуется криптокошелек (и вообще знакомство с миром крипты, smart-контрактов, NFT).

Что делают в метавселенных

В метаверсе развлекаются, учатся, работают и делают бизнес — всё, как в реальной жизни. Вот четыре наиболее распространенных занятия, интересных как для пользователей, так и для компаний.

1. Организация/посещение мероприятий

Это могут быть образовательные, развлекательные, спортивные, социальные, деловые и другие события; платные и нет; с ограниченным доступом, например, для вип-клиентов, или для всех желающих.

Главное преимущество перед реальностью — можно выбрать самую фантастическую локацию. Представьте себе:

  • урок по зоологии на дне мирового океана, причем ученики «надевают» аватары глубоководных рыб;
  • онбординг для новых сотрудников в виртуальном офисе компании и с «ожившими» маскотами бренда;
  • концерт рок-металл-группы в локациях фильма ужасов или, наоборот, фолк-фестиваль в виртуальной степи и др.;
  • презентацию архитектурного проекта, например, пятизвездочного отеля, внутри которого можно бродить с этажа на этаж.

«Наше агентство запустило онлайн-курс, — комментирует Мария Пешкова, CEO Tech Marketing Group. — Его лейтмотив — серфинг, покорение океана интернет-маркетинга. Мы можем, например, проводить групповые встречи в тропической локации или прямо на бордах! Сразу будет совсем другое настроение и повышенная мотивация учиться».

2. Создание/купля/продажа цифровых предметов

Прежде всего речь идет об одежде, обуви, аксессуарах, которые выделяют аватар пользователя. Самый простой пример — виртуальные коллекции новичков-модельеров и знаменитых кутюрье. Первые могут оценить спрос, вторые — поддержать таким образом выход реальной коллекции.

Также популярно виртуальное искусство (NFT-арт), плюс добавим в эту группу отдельную категорию — цифровой мерч.

К слову, виртуальные земельные участки тоже можно отнести к цифровым предметам.

3. Проведение игр, участие в них

Подразумеваются игры абсолютно любого формата: спортивные или компьютерные, реальные или выдуманные (кстати, в метавселенной Horizon Worlds уже и квиддич играли!); разумеется, с самыми разнообразными призами за победу.

4. Создание виртуальных представительств, получение в них услуг

Модные дома, целые министерства и даже Интерпол уже завели себе офисы (посольства, шоу-румы, магазины и др.), здания в метавселенных или отдельные метаверсы. Это новый уровень оказания дистанционных услуг и вместе с тем развлечение.

Какие уязвимости и недостатки есть в метавселенных

Людям пока трудно находиться долго в VR-очках или шлеме, также серьезным разочарованием может оказаться качество «картинки». В этом смысле у метаверса те же узкие места, что и у видеоигр.

Если вы планируете продвижение в метавселенной, придется позаботиться о повышенной цифровой безопасности и защите вашей ЦА от кибермошенников и буллеров. Например, зимой в метавселенной Sandbox произошла утечка личных данных пользователей.

Также всегда есть риск, что платформа разорится, схлопнется. От Tinderverse, например, разработчики вообще отказались еще до релиза. Недолго просуществовала AltspaceVR — метавселенная, чьей специализацией были массовые мероприятия.

И еще одна сложность: если вы привлекаете вашу обычную ЦА в метаверс, а не работаете с местной, придется много объяснять — как и что работает, зачем это нужно, в чем тут драйв. Впрочем, достаточно одного QR-кода на упаковке продукта или на вашем ресурсе, чтобы открыть портал в новый цифровой мир.

Как (и зачем) продвигаться в метавселенных?

«На вопрос «Зачем?» ответить проще всего, — комментирует Мария Пешкова, CEO Tech Marketing Group. — Во-первых, это новинка, а значит, привлекает внимание, что облегчает проведение маркетинговых кампаний. Сейчас в метавселенных еще легко сделать что-то в первый раз и войти в историю.

Во-вторых, там свежая аудитория — она уже есть, ее не нужно дополнительно привлекать. Вы изначально будете знать о ней больше, потому что все действия в виртуальности фиксируются и анализируются. Это тонны данных! И, конечно, есть свои рекламные кабинеты, инструменты для таргетинга и др.

В-третьих, и это самое увлекательное, в метаверсе открываются принципиально новые бизнес-возможности, например, продажа виртуальных товаров для аватаров (это D2A, Direct2Avatar).

Наконец, я всегда за эксперименты и за то, чтобы на старте входить в интересные проекты — пока это дешево и требует только открытого мышления и креатива. Например, в 2017 году, на старте, в метавселенной Decentraland виртуальные земельные участки продавались — раздавались! — по 20 долларов. Сейчас такие участки уже перепродаются за сотни тысяч долларов, а то и еще дороже, если, например, на них построено что-то особенное или создан какой-то невероятный пейзаж, или, скажем, рядом располагается виртуальный музей или объект какого-то популярного бренда».

Вопрос «как?» — всегда исследование с нуля, с запроса клиента. А чтобы предлагать заказчику варианты, необходимо быть в теме. Рекомендуем отслеживать:

Разумеется, нужно зарегистрироваться на 4-5 ведущих платформах и лично протестировать возможности метаверса. Зачастую для новичков предлагают какие-то шаблоны локаций, инструменты для организации событий и др.

Резюмируем:

1. Хайп на метавселенных прошел — платформы остались и развиваются.

2. Метаверс — идеальное место для экспериментов, пока еще много возможностей довольно бюджетно стать в чем-то первыми.

3. Для знакомства бизнесу рекомендуем провести небольшое мероприятие в метавселенной — для сотрудников или клиентов (игру, конференц-колл, лекцию — вариантов масса!). В продолжении уже можно думать о своем представительстве в метаверсе в каком-либо формате (например, музей, магазин, офис).

4. Важно подобрать точку входа в метавселенную для уже сложившейся аудитории (например, QR-код на продукции).

5. Следите за кейсами, чтобы сориентироваться с возможностями метавселенных, которые обычно описывают так: «что угодно и где угодно в меру вашей фантазии».

11
Начать дискуссию