«Чувствовать ученика и проживать этот путь вместе с ним…»

Валеева Резеда Салиховна – педагог эстрадного вокала с огромным стажем, который включает в себя не только педагогический опыт, но и опыт выступлений на сцене. Её ученики лауреаты и обладатели гран-при международных конкурсов, участники шоу «Голос» и «Евровидение».

-Здравствуйте, Резеда Салиховна! Спасибо, что согласились на интервью! Расскажите, как вы пришли к тому, что хотите быть педагогом по эстрадному вокалу?

- Здравствуйте! Я сама очень рада поделиться своим опытом. Когда я только поступила в высшее учебное заведение, я уже заранее знала, что буду педагогом. Когда я училась, явного разделения между вокальными стилями не существовало. Точнее как, народный вокал всегда отличался от остальных. Фольк. всегда был фольклором. Эстрадный жанр тогда еще был не очень развит. Он был чем-то смешанным между академическим пением и эстрадным. Не было чёткой методики. Однако я всегда была уверена, что буду педагогом. С первого курса я уже работала музыкальным руководителем в детских садах и школах, а позже вела предмет под названием «хор» и «вокал» в музыкальной школе. Закончила я университет как педагог академического вокала.

-Какие трудности были на пути?

- Самой большой трудностью было полное отсутствие какой-либо методики. Мы были словно слепые котята, всегда тыкали пальцем в небо. Сработает ли это на ученике? Как лучше объяснить работу дыхания? Никто не знал чётких формулировок. Однако после я начала интересоваться Западной культурой и я все-таки очень уверена, что развитие эстрадно-джазового вокала связано именно с западной поп-культурой. Тогда я узнала, что звукоизвлечение эстрадного вокала сильно отличается от того, что я знала из университета. Вскоре я собралась и прошла обучение в Москве и Питере, благодаря этому я полностью переосмыслила мир эстрады. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что всё то, над чем я билась годами, сейчас могло бы прийти ко мне буквально за месяц, благодаря правильной методике.

-Как изменился эстрадный вокал с начала вашего преподавательского пути?

- В плане преподавания всё стало намного проще, благодаря множеству информации в открытом доступе. Однако мне кажется, что не хватает нынешним начинающим педагогам неопределенности. Многие не стараются чувствовать ученика и проживать этот путь вместе с ним, а просто пользуются устойчивыми методиками, не понимая, что чувствует и что запоминает ученик.

Эстрадный или в целом любой вокал – это как спорт. Мне кажется, что в этом плане он не меняется, а эволюционирует. Происходит рост и раскрытие возможностей человеческого голоса. Знал ли кто-нибудь тогда, что голос можно расщеплять? Нет. Горловое пение, к примеру, было использовано только в фольклоре населения республики Тывы за счёт особенных связок этого народа. Однако, это было ошибочное суждение и существуют чёткие методики для осуществления горлового звука.

Всё это говорит о том, что возможности нашего голоса безгранично растут.

-Какие тенденции сейчас? Что ушло, а что осталось?

- Не могу точно сказать, что что-то ушло, а что-то осталось. Вообще русская песня потерпела огромные изменения за все эти годы. В Советском союзе, например, не было разделения резонаторов. Считалось, что, например, Анна Герман, просто имеет такой лёгкий и прозрачный голос, только потом с развитием вокальных методик и знаний, мы поняли, что она пользовалась только головным резонатором. На данный момент, например, для эстрадного вокала более актуальны грудные резонаторы, а также микстовые (это когда грудной звук присоединяется к головному резонатору).

Касательно репертуара, он тоже эволюционирует. Например, в 90-е годы вокал стал очень примитивным и из отечественной эстрады петь было совсем нечего. Из-за этого началось огромное влечение к Западному музыкальному материалу, англоязычному.

Благо, наши министерства стали бить тревогу и многие конкурсы стали требовать исполнение именно русскоязычной программы. Поэтому стали происходить творческие поиски, мы меняли мелодию, делали аранжировку. Это всегда было интересно! Сейчас русскоязычная эстрада развивается и появляется больше интересных композиций как для взрослых, как и для малышей. Однако я всегда в поиске новых аранжировок, фонограмм и стилей!

-Почему часто дети на конкурсах исполняют произведения не предназначенные для возраста?

- Мы всегда даём материал на опережение в плане технических сложностей, чтобы вокалист всегда двигался вперёд. Однако в этом методе есть своя опасность. Как я всегда говорю, главный принцип для всех педагогов должен быть «Не навреди». Поэтому здесь в плане сложности всегда нужно нести полную ответственность. Оправдан ли риск? Не навредит ли это? Нужно всё это тщательно обдумывать.

Касательно слишком взрослого текста, смысловой нагрузки я могу сказать, что вопрос этот очень острый. Странно на конкурсах видеть, когда дети поют низко художественный материал, при всем при этом имеющие проблемы с вокальной техникой. Тогда возникает множество вопросов. Есть ли вкус у педагога? Где его воспитательная работа? К сожалению, ответа на этот вопрос мне никто еще не дал. Педагог всегда должен нести культуру, знакомить с разной музыкой, несущей нагрузку в тексте, мелодике и прочих аспектах.

Мы должны нести культуру в массы и развивать детей не только вокально, но и духовно.

Начать дискуссию