С какого вопроса начинать разработку продукта?

Нет, это не "Какую проблему мы решаем?" (Команды, которые приступают к созданию продукта с этого вопроса, часто получают вымученные, искусственные и оторванные от реальности ответы.)

Дело в том, что проблема не возникает в вакууме. Проблема — это субъективное негативное восприятие ситуации. Например, в ситуации, когда нужно публично выступить с презентацией, Аня чувствует себя уверенно и расслабленно, а Лида сильно нервничает. Для Ани в ситуации публичного выступления проблемы нет, для Лиды — есть. Ситуация одна и та же, а восприятие разное.

Поэтому:
- сначала "В какой ситуации...,
- потом "...кто именно находится..." (роль человека в этой ситуации),
- затем "...и какие проблемы у него в этой ситуации возникают?"

(На начальном этапе мы не углубляемся в детали. Здесь нам важно увидеть общую картину).

Когда мы определили 3 этих ключевых аспекта, можно более подробно изучать, что человек чувствует в этой ситуации, что делает, какая перед ним стоит цель и т. д. (Хороший инструмент, который помогает систематизировать все рассуждения, — Карта эмпатии).

Важно, что мы будем собирать только те детали, которые касаются самой ситуации, а не всей жизни человека (то есть составлять полный «портер пользователя» не нужно).

Возвращаясь к нашему примеру: не имеет значения, куда Лида ходит обедать, есть ли у нее домашние животные, 27 лет ей или 32 года, ездит она на автомобиле или на велосипеде (эти данные могут даже запутать и усложнить процесс создания продукта). Важна лишь та информация, которая прямо соотносится с ситуацией публичного выступления.

22
Начать дискуссию