Онлайн после карантина: выводы и выгоды

Какие возможности дала бизнесу самоизоляция и смогут ли компании на них заработать

Онлайн после карантина: выводы и выгоды

Карантин завершен, жизнь постепенно возвращается в офлайн. Одни компании подсчитывают убытки, другие внедряют новые продукты. Бизнес извлек из самоизоляции выводы и выгоды.

Выигравшие и проигравшие

Принудительный переход на “все онлайн” ударил по туристическому и гостиничному бизнесу, потери понесли авиаперевозчики и спортивная индустрия, пострадали ресторанный бизнес, офлайн-торговля и фитнес. И все же для большинства компаний уход в сеть стал новым этапом в развитии.

“За время карантина мне удалось научиться инвестировать и продвигать свой личный бренд! Изучить новые технологии по организации финансовой стороны бизнеса и привлечению клиентов. Поэтому пришло время применить все это на практике...”, - написала в своей ленте Ирина Егорова, основательница детейлинг-центра люксовых авто RestorFX Marbella.

Офлайн-сервисы нашли онлайн-выходы. Автодилеры наладили продажи машин через интернет, тренеры перешли к онлайн-фитнесу, индустрия развлечений, хотя и понесла гигантские убытки, ушла в сеть: онлайн-концерты в конце марта и начале апреля пользовались большой популярностью, а “звезды” освоили стриминговые сервисы - посещаемость twitch, spotify, Apple Music выросла на 35%.

На 67% выросла популярность новостных медиа, на 45% - социальных сетей и мессенджеров, люди пытались заменить живое общение видеочатами и поделиться эмоциями через видеохостинги, онлайн-игры и фильмы - стали основным развлечением на карантине - (аудитория YouTube.com выросла на 15,3%, Netflix прибавил 16%).

Люди чаще читали электронные и слушали аудиокниги. По словам генерального директора ГК "ЛитРес" Сергея Анурьева, прирост новых покупателей на ЛитРес, крупнейшем книжном сервисе в России и странах СНГ, составил 52% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Трафик сайта litres.ru в апреле вырос на 49% по сравнению с тем же периодом прошлого года и превысил 25,3 млн пользователей. Количество активных пользователей мобильных приложений выросло на 66%.

В других сервисах ГК «ЛитРес» также наблюдался рост в период карантина. В MyBook, крупнейшем книжном сервисе по подписке, активность пользователей выросла в 3,5 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а выручка в это время выросла в два раза. Аудитория за период карантина также значительно увеличилась: количество пользователей в апреле выросло на 314% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Находясь в самоизоляции, россияне уделяли время не только чтению, но и творчеству: в этот период в 1,5 раза возросло количество регистраций новых авторов и на 137% увеличились регистрации в проекте ЛитРес: Чтец, где любой желающий может стать «голосом» книги и получить авторские отчисления.

Сергей Анурьев, генеральный директор ГК "ЛитРес"

Неожиданно появившееся во время карантина свободное время люди посвятили саморазвитию, что также неожиданно благоприятно сказалось на соответствующих онлайн-сервисах.

По финансовым показателям мы выросли на 30% в выручке к предыдущему кварталу, хотя уже готовились к наступающей сезонности и спаду продаж.

Сергей Белан, генеральный директор и основатель “Викиум”

Оставаясь дома, многие занялись самообразованием. Родители искали способы занять детей и пытались проконтролировать процесс онлайн-обучения школьников. Также люди наконец нашли время воплотить свои мечты в жизнь и научиться тому, что они давно хотели освоить.

В период самоизоляции мы предложили бесплатный доступ к двум начальным курсам “Метода Тичера”, и люди активно пользовались нашим предложением. Начав заниматься, после окончания бесплатного доступа они массово оформляли платные подписки. В целом, первое полугодие еще не закончилось, но мне уже очевидно, что выручка группы компаний Puzzle English за 1 полугодие 2020 вырастет в 1,7 раза в сравнении с тем же периодом 2019.

Иван Штанько, генеральный директор Puzzle English

К онлайн-образованию обратились и люди, потерявшие из-за коронавируса работу. По словам директора по маркетингу EdMarket Анны Чащиной, за время карантина выручка онлайн-университета EdMarket выросла на 26%.

Рост связан с тем, что все чаще учиться приходят новички, без опыта онлайн-обучения и удаленной работы (менеджеры по туризму, продавцы-консультанты, сотрудники фитнес-центров). Чтобы помочь им адаптироваться, мы разработали вводные уроки о том, как учиться онлайн.

Основной запрос, с которым приходят в EdMarket, - получить профессию для работы в сфере онлайн-образования. Люди хотят с нашей помощью найти работу методиста, технического администратора, продюсера, модератора и обезопасить себя от снижения дохода.

Анна Чащина, директор по маркетингу EdMarket

Вызовы и достижения

Однако рост спроса на “все онлайн” оказался дополнительным испытанием для онлайн-платформ.

По словам генерального директора 4BRAIN Евгения Буянова, сложнее всего было справиться с нагрузкой на сервер, когда одновременно на сайте несколько десятков тысяч человек.

Школьный портал Московской области регулярно “ложился”, не выдерживая нагрузки. Так ученики девятых классов только с третьего раза смогли написать Региональную диагностическую работу онлайн. Это стало возможно после того, как отказались от одновременного входа всех девятиклассников в систему, распределив учащихся по часам.

К переходу в онлайн была не готова не только техника, но и люди.

По словам преподавателя СПбГУ и репетитора Ирины Павловой, ученики школьного возраста столкнулись с хаосом именно в организации школьных занятий - ее ученица, которая находится на домашнем обучении, полтора месяца не могла сдать аттестацию.

Преподавателям тоже было непросто перейти на онлайн-формат.

Все сотрудники СПбГУ в начале 2020 года прошли курс по использованию университетской онлайн-платформы Blackboard, но большинство применяли ее ограниченно - это скорее воспринималось просто как дополнение к традиционным занятиям. Лично мне казалось, что переход на онлайн-режим - дело отдаленного будущего.

После перехода на новый формат мне было не по себе от перспективы вести конференцию в режиме онлайн - казалось, что это очень сложно, и что я непременно опозорюсь перед студентами, которые лучше меня управляются с современными технологиями. Оказалось, что это совсем не так! Студенты были еще больше сбиты с толку и сами ждали поддержки.

Ирина Павлова

, преподаватель СПбГУ

Студентам трудно было самостоятельно организовать себя, кроме того, они испытывали сложности с освоением нового материала, поскольку рядом не было учителя, готового ответить на их вопросы. Так что сложно дающиеся даже при очном обучении предметы, оказались непроходимыми в онлайн-формате.

Переход на удаленку стал еще одним вызовом для онлайн-платформ. По словам Сергея Белана, самым сложным было адаптироваться к ограничениям. В компании “Викиум” устраивали дополнительные звонки с командой, чтобы поддерживать друг друга, в первую очередь психологически.

Но в итоге испытание сделало онлайн-сервисы сильнее. По словам Евгения Буянова, в результате на платформе улучшили некоторые технические вещи, в остальном просто отшлифовали бизнес-процессы.

Стресс-тест также отсек лишнее - компании отказались от нежизнеспособных проектов и сервисов.

Как и многие другие, мы отказались от офлайн-мероприятий (конференций, мастер-классов) - и, возможно, надолго. Как правило, такие события сложно организовать, а еще сложнее окупить и выйти хотя бы в минимальный плюс.

Анна Чащина, директор по маркетингу EdMarket

Одновременно период самоизоляции вскрыл и новые возможности для роста и развития.

В режиме паники мы придумали несколько отличных гипотез, которые дали большой прирост. Так что мозг периодически нужно вгонять в режим стресса, там он генерит отличные гипотезы, касаемо бизнеса. Теперь мы ввели практику «у нас все пропало», когда команда генерит рискованные гипотезы, а не аккуратные.

Сергей Белан

, генеральный директор и основатель Викиум

Изучив запросы и интересы своих пользователей онлайн-сервисы запустили новые продукты и направления.

В течение карантина мы регулярно получали от наших пользователей вопросы о возможности купить тот или иной продукт для двух или трех человек с разным уровнем английского. В результате у нас родилась идея создать новый тариф “Семейный доступ”, который позволяет 3 людям одновременно использовать Премиум тариф: заниматься по индивидуальным программам и получать персональные отчеты о результатах. Мы также в июне запускаем новый продукт Puzzle English LMS для корпоративного изучения английского языка онлайн, и думаем, что после самоизоляции и компании, и люди в большей степени готовы к самостоятельному обучению в онлайн-формате.

Иван Штанько, генеральный директор Puzzle English

Новые продукты разработала и платформа 4BRAIN, а ГК “ЛитРес” запустила собственные проекты с уникальным контентом. По словам Сергея Анурьева, в середине апреля стартовал проект «Постэпидемия»: на сайтах ЛитРес, MyBook и постэпидемия.рф популярные российские писатели-фантасты опубликовали бесплатные рассказы о своем видении жизни после пандемии коронавируса. В начале июня на MyBook запустили первый книжный сериал в России, который будет одновременно выходить сразу в двух форматах — электронном и аудио — «Полное оZOOMление» от Маши Трауб — В ближайшее время такие же сериалы — от Олега Роя и Антона Чижа — появятся на ЛитРес.

После карантина

Жизнь возвращается в привычное русло, уставшие от онлайна люди восполняют нехватку общения и возвращаются в офисы, свободного времени на развлечения, чаты и самообразование остается меньше, кроме того летом в онлайне традиционно сезонный спад, но несмотря на все это эксперты уверены, что онлайн продолжит расти - эту многолетнюю тенденцию усилят новые привычки потребления онлайн-контента, сформированные за время карантина.

Хочется верить, что все пользователи останутся с нами. Однако какая-то часть аудитории будет уже намного меньше контактировать с 4BRAIN. Люди постепенно выходят на работу, больше контактируют с друзьями и близкими – словом, выходят в жизнь. Конечно, свободного времени будет уже не так много.

Евгений Буянов, генеральный директор 4BRAIN

Карантин уже закончился, и конечно люди пробуют в том или ином виде вернуться к своим докарантинным привычкам, но психика человека инертна, поэтому сформированные во время 2,5 месячного карантина новые привычки к потреблению онлайн-контента, развлечений и обучения остануться. В Puzzle English ожидают небольшого охлаждения интереса к обучению в ближайшие пару месяцев, ведь настала летняя пора, но уверены, что спрос снова восстановится в середине августа.

Иван Штанько, генеральный директор Puzzle English

Неизбежно некоторое охлаждение к миру онлайн-образования: когда карантин закончится, люди выйдут на прежние места работы и постараются забыть произошедшее, как страшный сон. Но те, кто попробовал зарабатывать удаленно, те, кто увидел, какие возможности для роста и развития дает онлайн, вряд ли захотят вернуться в офис к прежним занятиям. И со временем адептов мира онлайн-образования будет все больше, и эта сфера будет расти - возможно, не так быстро, как все бы мы того хотели, но постоянно.

Анна Чащина, директор по маркетингу EdMarket

Популярность онлайн-сервисов растет с каждым годом, сохранится эта тенденция и после снятия режима самоизоляции. Среди основных причин востребованности формата — удобство и возможность использовать где и когда угодно, экономия времени, популярность и широкое распространение мобильных устройств, низкая стоимость трафика, активное вовлечение людей в легальное потребление качественного контента, быстрый доступ к новинкам, а также рост проникновения и доверия пользователей к дистанционным способам платежа в интернете и на мобильных устройствах.

Сергей Анурьев, генеральный директор ГК "ЛитРес"
22
Начать дискуссию