{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Рекуррентные платежи: зачем они нужны, что умеют и как их подключить

Рекуррентные платежи — это способ приема оплаты от клиентов по модели "подписка". То есть регулярные списания. Иногда особые любители терминов их называют "рекарринговыми”, "повторяющимися” или "автоплатежами”. Но, как ни назови, деньги списываются с клиента с завидной регулярностью.

Работает такая модель просто: покупатель один раз вводит данные банковской карты, соглашается на подписку — и далее периодические списания идут без его участия по установленному графику.

В этой статье мы рассмотрим:

  • историю подписных сервисов (спойлер — это не новинка века);
  • какие бизнесы используют такой вид платежей чаще всего (и как, есть нюансы);
  • как работают рекуррентные платежи в Robokassa (да-да, мы про подписку на ваш продукт);
  • как настроить подписки (без программистов или совсем кастомно);
  • рекомендации, что писать, приглашая на подписку (бонусы — “стоп-слова” при подготовке рассылок и позитивный стикер-пак).

История подписных сервисов

Самыми первыми продавцами товаров по подписке стали СМИ ещё в 18 веке — так можно было покупать газеты с доставкой (если оплатили за год, регулярно приносит курьер). По похожей модели также работает и оплата жилья — аренда, ежемесячная оплата за газ, свет, воду и пр.

В ИТ подписки начались с услуг. А потом перешли и в область продаж программного обеспечения и ИТ-сервисов. Первыми стали интернет-провайдеры. Затем подтянулись и производители ПО — это стало особенно актуально с появлением облачных сервисов. Одним из тех, кто стал основным драйвером подписок за программное обеспечение в ИТ, стала компания Microsoft, начав продавать своё ПО и принимать оплату ежемесячно. Они настолько поверили в этот способ продаж, что даже давали спецусловия при переходе на подписку. Сейчас тысячи производителей, сервисных компаний и даже продавцов физических товаров пользуются этой моделью.

Самые популярные модели рекуррентов (подписок):

  • “Платишь, пока пользуешься”. Это особенно выгодно, если меняется штат сотрудников: лицензии или сервисы оплачиваются только для тех, кто реально работает в компании;
  • Бонусы за продление. Платишь, пока пользуешься со стимулированием продления — например, по такой модели работала компания Depositphotos: там можно было накапливать запасы. Если у вас в тарифе десять скачиваний в месяц, а вы скачали только шесть, то при продлении оставшиеся четыре переходили на следующий период;
  • “Оптом дешевле”. Оплата за период (ежегодно, ежеквартально или ежемесячно) — большое количество сервисов предоставляют скидку при оплате сразу за год;
  • “Фиксированный период”. Оплата раз в месяц, но с обязательством платить не менее 12 месяцев — так поступала, например, компания Adobe (вы получали привлекательную стоимость при оплате за месяц, но расторгнуть соглашение до истечения года практически невозможно);
  • Дать клиенту выбор. Подписка или постоянная лицензия — при выборе подписки стоимость продукта получается дешевле, чем постоянная лицензия. При этом покупатель получает обновления бесплатно, а постоянная лицензия чаще всего «превращается в тыкву» по окончании срока поддержки купленной версии.

Какие бизнесы чаще всего пользуются услугой рекуррентных платежей?

  • Развлечения: — Cервисы просмотра фильмов и музыки (Кинопоиск, IVI, Okko, Amediateka, Яндекс. Музыка и пр.);
  • Мобильные приложения при оплате подписки или открывают весь функционал, или убирают рекламу;
  • Программное обеспечение облачное или с установкой на серверах заказчика: — сервисы обработки фото и видео (Canva, InShot, Photoshop и пр.); — бухгалтерские и сервисы для бизнеса (МойСклад, КонтурЭльба, AmoCRM, RetailCRM, Unisender, Senler, ROIstat и др); — для разработки вебсайтов (WordPress, Tilda, Bitrix24, Joomla, AutoWebOffice и др).
  • Повторяющиеся услуги: - уборка помещений; — телефония; — доставка продуктов питания; — почтовые отправления и доставка; — доставка воды и алкоголя и тд.
  • Регулярные пожертвования для благотворительных организаций — одним из пионеров стали Гринпис, за ними подтянулись и другие;
  • Абонементы на онлайн-сервисы: — обучающие курсы (Bizon365, AdvantShop, Getcource и др.); — тренировки; — доступ к книгам в онлайн-магазине и т. д.
  • Чаты и аккаунты в соцсетях с полезной информацией — ограниченный доступ или клубная система продаж в инфобизнесе;
  • Донаты (денежные пожертвования): — авторам, блогерам, инфлюенсерам за контент в социальных сетях; — разработчикам или лучшим игрокам в онлайн-играх; — авторам каналов в YouTube.
  • Подписка за премиальность — по такой модели пошёл OZON. Они стали продавать ежемесячную подписку, а также давать спеццены и бесплатную доставку тем, у кого она есть.

Есть также уникальные предложения, которые пользуются меньшим спросом, но их поставщики не сдаются:

  • носки/нижнее бельё с принтами по подписке;
  • вода по подписке;
  • корм и средства по уходу за домашними животными по подписке;
  • косметика и парфюмерия (пробники) по подписке;
  • средства личной гигиены по подписке;
  • подписки с сюрпризом (например, фрукты без упоминания, какие именно);
  • подписки на конструктор (сборная модель, детали для которой поставляются частями).

Плюсы и минусы продаж по подписке

Плюсы рекуррентных платежей:

  • Прогнозирование прибыли. Подписка в некоторых случаях хороша для планирования ресурсов. Особенно, если у клиента есть обязательство оплачивать подписку минимум год (по такой модели работает Adobe).
  • Дорогой цифровой товар? Продайте подписку. С помощью регулярных списаний некоторые продавцы визуально уменьшают сумму — при покупке дорогостоящего товара его стоимость разбивается на небольшие ежемесячные платежи, чтобы клиенту было комфортнее оплачивать, но не брать кредит на покупку.
  • Привлечение ценой. С точки зрения маркетинга может быть выгодно привлечь на низкую цену. Новый клиент обходится в разы дороже, чем длительное взаимодействие с теми, кто вас и так уже давно “знает”. Так что, чем проще точка входа в покупку, тем выше конверсия.
  • Оплата без лишних “слов”. Экономия времени и лишних поводов подумать клиенту о целесообразности — автоплатежи проходят без запроса у клиента реквизитов карты каждый раз.
  • Рост конверсии. Вероятность отказа в проведении транзакции из-за неправильного ввода карточных данных снижается до нуля.
  • Средство для забывчивых. До 20% от общего оттока клиентов в продажах по подписке связаны не с реальным отказом клиента, а с тем, что человек просто забыл вовремя сделать оплату. А если на счету нет денег, то клиенту придет СМС, что была попытка неудачного списания. И он пополнит карту, если подписка актуальна.
  • Автоматизация продаж и экономия времени на выставлении счетов, контроле оплаты, коммуникациях с клиентами и множестве других расходов, в зависимости от процесса.

Минусов у рекуррентных платежей не очень много:

  • Покупатели иногда забывают, за что платили. С карты происходят списания за то, чем они не пользуются и забыли отменить. Если подписки оформляются в разных магазинах отдельно, а не через “стор” телефона, тогда отследить, за что произошло списание, еще сложнее. Это иногда выгодно продавцу.
  • Для b2b продуктов продажа по подписке до сих пор достаточно тяжело дается, потому что в компаниях есть процедура утверждения счетов. Купить что-то существенное для организации проще один раз, чем каждый месяц заниматься согласованиями.

Как настроить подписки?

Раньше регулярный способ приёма оплаты требовал специальную систему или биллинг-платформу. Покупку и поддержку которой могли себе позволить не многие. Для небольших компаний это точно не было вариантом. Но мир не стоит на месте, и системы приема онлайн-платежей научились делать регулярные списания по графику и без особых затрат на поддержку.

В сервисе Robokassa такие платежи носят название “Подписки” и подключаются через Личный кабинет сервиса. Чтобы активировать подписки, покупателю достаточно единожды указать данные своей карты и дать согласие на регулярное списание средств. Первый платёж подтверждается по SMS-коду, который является частью двухфакторной идентификации пользователя 3-D Secure. Все рекуррентные (повторные) платежи проходят в полном соответствии с 54-ФЗ, а клиент получает электронный чек.

Чтобы упростить настройку, Robokassa автоматизировала часть процессов. Раньше для передачи параметров первого совершенного платежа и номера счёта при оплате картой нужен был программист. А теперь всё работает в несколько кликов настройки в Личном кабинете!

Как работают подписки в Robokassa сейчас?

С помощью новой системы рекуррентных платежей Robokassa предприниматель может:

● создать подписки с настройкой суммы и регулярности списания;

● настроить приветственный шаблон сообщения;

● отправить уведомления на e-mail покупателей о ближайшем списании, необходимости пополнить баланс карты и т. д.

● отключать подписку покупателю или создавать запрос на возобновление подписки;

● отслеживать неудачные списания;

● добавить подписчика к любой своей подписке.

Для активации и настройки опции “Подписки” клиентам Robokassa нужно перейти в свой Личный кабинет и создать подписку для своих клиентов в несколько кликов, следуя инструкции.

Какие функции доступны при работе с подписками в Robokassa?

Недавно расширили возможности функционала “Подписки” в Robokassa — теперь без сложных настроек:

- управление уведомлениями (то есть, в любой активной подписке в разделе уведомления в любой момент можно изменить текст письма, приходящего на почту покупателю);

- приостановка и возобновление подписки (причем, после деактивации все подписчики получают письмо о приостановке списаний. А сама подписка переходит в статус «Неактивный»);

- работа с подписчиками: добавление новых через загрузку из файлов с расширением csv; xml; txt. Дополнительно можно посмотреть всю необходимую информацию о подписчике: название подписки; дата начала подписки; статус последнего платежа; дата следующего списания (платежа); дата последнего списания по подписке.

- редактировать письма, отправляемые на e-mail подписчика: информационные сообщения о старте подписки, о статусе регулярного платежа, об ошибках списания суммы, а также о возобновлении подписки.

Обратите внимание: в сервисе Robokassa есть два способа для настройки платежей по подписке.

Первый, который мы описали выше — автоматизированный сервис. Он удобен для тех, кому требуется быстрое подключение и интуитивно понятное управление. Без привлечения программистов.

Второй способ связан с максимальной кастомизацией. Он подойдет для тех, кому необходимо сделать все по своим сценариям. Да, для этого потребуется технический специалист. Но так вы получите продукт, созданный «по индивидуальному техническому заданию».

Рекомендации: как написать текст для рассылки пользователям

Если в работе предприниматель использует рекуррентные платежи (да, вы уже поняли, что мы про продажу по подписке), то информационные письма — ваше всё. Ниже рекомендации, которые можно взять на заметку при подготовке почтовой рассылки для клиента, оформившего подписку.

Слова и фразы, которые лучше обходить стороной:

НЕ применять: “Заранее спасибо”

Только на первый взгляд такая фраза кажется вежливой. По факту она указывает на попытку манипуляции: после ее употребления собеседник как бы лишается возможности отказаться от вашей просьбы.

НА ЧТО заменить: на простое «спасибо» и другие конструкции с благодарностью, которые ни к чему не принуждают собеседника.

НЕ применять: “Спасибо за внимание”

Это слова, которыми обычно заканчивают какое-то письмо или любое обращение к нескольким людям. От их употребления у собеседника (читающего ваше письмо) сложится впечатление, что вы относитесь к нему слишком формально. Такое обращение уже изрядно покрыто нафталином. Лучше так не делать: фраза не способствует запоминанию информации, которая предшествовала этим словам.

НА ЧТО заменить: любое обращение к аудитории лучше завершать call to action, призывом к действию (но желательно не “в лоб”). А поблагодарить новых подписчиков можно нетривиально и от души: «Спасибо, что подписались на наш сервис».

НЕ применять: “Искренне ваш”

В обращении хоть и есть искренние слова, но в их честность не особенно верится: это канцеляризм и штамп

НА ЧТО заменить: на название компании, услугами которой будет пользоваться человек по подписке. Так и время на чтение сэкономите, и лишний раз название примелькается.

НЕ применять: “Вы” — с большой буквы

Если с этого слова не начинается предложение, его будет уместнее писать строчно.

НЕ применять: “Доброго времени суток”

Время суток, когда будет прочтено письмо — лишняя информация.

НА ЧТО заменить: на лаконичное обращение “Здравствуйте, Иван Николаевич!” .

Кстати, Robokassa сделала свои телеграм-стикеры, пользуйтесь, пожалуйста!

Выводы

  • При подключении рекуррентных платежей собственник бизнеса гарантированно увеличивает объём продаж.
  • Покупателям удобно вводить реквизиты карты только один раз, после чего всё будет работать автоматически. В итоге можно легко повысить лояльность существующих клиентов, а также привлечь новых.
  • Услуга рекуррентных платежей предоставляется клиентам Robokassa бесплатно – она входит в условие обслуживания общих тарифов.
  • Важно знать при подключении подписки: оплата подписки на платёжной странице возможна только картой.
  • Продумайте план коммуникации по товарам по подписке от первого заказа и после него.
  • Запланируйте оповещение клиентов по почте или в SMS об очередном списании средств для предотвращения негатива.
0
6 комментариев
Написать комментарий...
Марианна Скворцова

Для забывчивых - это и радость, и проблема, да ))) Но в целом - спасение и автоматизация многих процессов.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Сергеевич

Штука для бизнеса полезная, если уметь ею правильно пользоваться =)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Rubtsov

Спасибо за интересную статью про рекуррентные платежи. Теперь, пожалуйста, попросите свою техподдержку помочь во внедрении этой фичи — разраб наш 2 недели стучится, молчание. Документация пустая. Ребята, мы в вас поверили, выбрали среди более именитых и маститых игроков рынка — не ударьте в грязь лицом! Дайте контакты для связи, куда стучаться-жаловаться, сил нет, проект встал :(

Ответить
Развернуть ветку
Alex Rubtsov

И в ответ тишина... 😢

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Сургутов

Спасибо за разбор, во время нагуглился) В целом, большинство инфы не в новинку, но кое-что - да. P.S. стикеры топ и хорошо, что без лого))) Робокассу юзабельность, но корпоративные стикеры с логотипом были бы точно не айс)

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Можно ли при создании формы оплаты виджета указать, что платеж должен быть рекуррентным (и, соответственно, не показывать все формы оплаты, кроме карты)?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда