{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему Telegram не подходит для работы в команде?

Telegram — это отличный мессенджер для общения с семьей и друзьями, поиска чатов по интересам и чтения профессиональных и новостных каналов. Но вот для чего он плохо подходит, так это для работы в команде.

Пару слов о себе

Всем привет! Меня зовут Валентина, я уже шесть лет веду телеграм-канал Digital Eva и восемь лет работаю в маркетинге. Как человек, чья работа и жизнь плотно завязана на одном мессенджере, я хочу рассказать вам, как НЕ надо строить работу внутри телеграма и на какие еще сервисы обратить внимание, если вы хотите оптимизировать бизнес-процессы.

Для чего подходит телеграм?

Давайте начнем с хорошего и рассмотрим, для чего отлично подходит телеграм и как его использовать для личных и профессиональных задач.

Чаты – в телеграме огромное количество чатов: профессиональные, релокационные, игровые, музыкальные, региональные, гендерные, чаты с семьей и друзьями. Мы вступаем в чаты каналов и проектов, чтобы знакомиться с новыми людьми и находить единомышленников.

Каналы – телеграм стал медиа-маркетплейсом, где каждый может выбрать, что и кого ему читать. Тут можно найти канал любимого блогера, популярного политика, музыканта, канал сервиса и даже закрытые платные каналы. Никаких алгоритмов, инфополе каждый создает себе сам.

Боты – помню тот момент, когда боты только появились в телеграме и многие путали их с теми ботами, которые часто используются для накрутки подписчиков. Но теперь телеграм-боты это такой же инструмент получения информации и коммуникации, как чаты и каналы. Сервисы создают ботов для техподдержки, маркетологи используют ботов для создания автоворонок, а эксперты создают курсы и оформляют их с помощью простого конструктора ботов.

Это то, как используют телеграм пользователи и компании – одни приходят в мессенджер за информацией, другие эту информацию дают.

Тут все хорошо и логично, потому что телеграм действительно открывает огромные возможности:

- можно найти чат, где тебе помогут с переездом (я состою в трех таких чатах);

- подписаться на канал, где каждый день будет полезная информация (думаю, мы все подписаны на профканалы в телеграме);

- создать закрытый клуб с платным или бесплатным участие (состою в бесплатном закрытом книжном клубе) и многое, многое другое.

Если для создания инстаграм*-аккаунта, YouTube-канала или подкаста нужно серьезно работать над контентом, заниматься обработкой и монтажом, то в телеграме минимальный порог входа – все, что нужно уметь, это интересно писать и делиться полезной информацией. В этом плане телеграм стал еще одним социальным лифтом для многих авторов.

НО после того, как все массово полюбили телеграм за простоту и удобство, в мессенджер переехали не только друзья и родственники, но руководство и коллеги. И это было ошибкой.

Для чего НЕ подходит телеграм?

Коммуникация с командой

Это, наверное, первое, для чего стали использовать телеграм массово в России все – от локального мелкого и среднего бизнеса до компаний с миллионными бюджетами на рекламу.

Плюсы

  • Оперативность
  • Появились реакции
  • Загрузка файлов
  • Таймер в чатах

Минусы

  • Зоопарк чатов
  • Линейные диалоги (нет тредов)
  • Ад из уведомлений
  • Голосовые сообщения в рабочих чатах

Сразу скажу, что основная проблема не в телеграме как инструменте, а в отсутствии культуры корпоративных коммуникаций, онбординга и постановки задач. Я не раз попадала в ситуацию, когда после фразы “Сейчас я познакомлю тебя с командой” меня просто добавляли в чат без какого-либо контекста. Или когда вместо четких задач вся команда обсуждает идеи, не понимая, за что в итоге браться.

Телеграм идеально подходит для обмена файлами или “пушинга” – когда надо срочно что-то спросить, уточнить, напомнить. Но он точно не подходит для общения команды, которой помимо диалога нужна структура и понимание, где диалог начался, а где закончился, и к какому итоговому решению пришли.

Подписки на каналы и чаты мешают фокусироваться на работе, так как уведомления и сообщения постоянно попадаются нам на глаза. Сюда же добавлю про искушение поставить задачу голосовым сообщением, что неэффективно и непродуктивно, да и уже стало дурным тоном.

Но, к сожалению, до сих пор есть команды, в которых руководители и фаундеры любят закинуть задачку голосовым сообщением, не думая о том, что сотрудникам потом придется искать информацию и прослушивать голосовые заново.

Решение

Как вариант, я бы посоветовала всем, кто столкнулся с ростом корпоративных чатов в телеграме, попробовать Slack, и вот почему:

- отдельное пространство для работы, а значит вас не отвлекают уведомления из каналов и сообщения от мамы;

- есть треды, которые позволяют сместить все обсуждение в ветку под конкретным сообщением;

- соблюдение режима рабочего дня, когда коллеги не напишут вам, просто потому что вы “в сети”, а значит можно уточнить вопрос или попросить помочь;

- интеграция с google-календарем и google-диском;

- наличие статусов, которые позволяют без лишних уточнений увидеть, кто сегодня работает из дома, а кто в офисе, а google-календарь сам поставит вам статус, что вы на встрече;- реакции, которые более функциональны, чем в телеграме.

Задачи и статусы

Начнем с того, что ставить задачи мало кто умеет, а находясь в пространстве, где все обсуждают всё, поставить задачу так, чтобы она была понятна и принята в работу, становится еще сложнее.

Плюсы

  • Оперативность
  • Возможность сразу обсудить текстом задачу или вопрос
  • Задачи и статусы в одном пространстве

Минусы

  • Отсутствие визуализации, только текст
  • Ограничение функционала только чатом (поток информации)
  • Нужно разрабатывать систему для постановки задач и сбора статусов

Если рабочую коммуникацию еще как-то можно оставить внутри телеграма, заранее обговорив все тонкости, то вот работу с задачами точно нужно переносить в другое поле.

Я видела множество различных хитростей, как ставить задачи и собирать статусы внутри телеграма. Например, одна команда присылала утром список задач, а вечером этот же список, но уже с эмоджи, где каждый эмоджик обозначает статус. Окей, это решение, но, повторюсь, такие решения нужно разрабатывать под свою команду и быть уверенным, что все будут придерживаться единой структуры.

Зачем? Если есть готовые сервисы, где все уже собрано и создано специально для работы с задачами – канбан-доски, файлы, статусы, спринты и все то, что годами разрабатывалось, чтобы упростить нам работу.

Решение

Приведу список сервисов, которые стоит попробовать, если вам надоело бегать по чатам в телеграме и собирать статусы, искать обсуждения по конкретной задаче и напоминать о дедлайнах.

Weeek. net – российский сервис для командной работы на основе досок с задачами. В комплекте идет раздел для текстовых документов “База знаний”, календарь и проекты. Я открыла для себя WEEEK, когда команда сервиса пригласила меня гостем в свой подкаст. Тогда у меня было сразу несколько проектов и я не могла найти удобный вариант для организации работы, чтобы в одном окне видеть задачи, но при этом разделять их по проектам. У WEEEK есть замечательная функция – можно делиться публичной ссылкой на доску с задачами.

Todoist – классический сервис для канбан-досок, где можно разделить задачи по рабочим направлениям внутри одного проекта. Чтобы заказчик видел, над чем вы работаете, у него должен быть доступ к доске задач.

Asana – популярный сервис для работы с проектами, который включает варианты канбан-досок, списки задач и аналитику по прогрессу.

Trello – более простая версия Todoist, все тоже самое, но интерфейс попроще.

Важное замечание – какой бы сервис вы не выбрали, сам по себе он не станет волшебной палочкой, которая одним взмахом решит все ваши проблемы с планированием и постановкой задач. Нужно будет ввести в привычку постоянно сверяться со списком задач, добавлять комментарии к задаче и проставлять статусы.

Но это та самая культура работы с задачами, без которой ни одна команда и ни один бизнес не смогут расти и масштабироваться, потому что успех всегда завязан на системном подходе, а не на конкретном человеке или команде.

Планирование

Когда мы говорим о планировании, то в телеграме это исключительно текстовый формат. Он не передает взаимосвязи, не позволяет визуализировать, а значит мы теряем возможность наглядно показать куда и как мы двигаемся. Поэтому предлагаю попробовать несколько альтернатив:

Miro – сервис для визуализации и командной работы с большим количеством шаблонов. Можно создать майндкарту или визуализировать последовательность, раписать каждый шаг, добавить картинки и текстовые комментарии.

Notion – что-то среднее между google-документами и Trello. Есть возможность создавать текстовые материалы с вложениями, оформить календарь со статусами в каждом событии, добавлять файлы и ссылки внутри текста и многое другое.

Weeek. net – я уже писала про него выше, но тут хочу отдельно рассказать про разделы “База знаний” и CRM – эти два раздела помогают описать процессы и не потерять клиента. Внутри одного сервиса можно вести проекты, контролировать продажи и оформлять документацию.

“У нас все и так прекрасно работает”

Я уже вижу, как руководители и менеджры пишут комментарии под этим постом с подробной инструкцией того, как они успешно организовали работу в телеграме и с помощью каких решений эта работа выполняется командой успешно и в срок.

Да, если вы крутой управленец, который умеет ставить задачи и организовывать людей, то у вас все получится независимо от инструмента. Пусть хоть в почте общаются, главное, что результат есть. Но в этом случае результат всегда будет завязан на постоянной вовлеченности руководителя в контроль и информирование команды, иначе все рухнет.

Эта статья нацелена на тех, кто хочет развивать свой бизнес, нанимать классных специалистов, масштабировать процессы и ищет для этого решения, которые не будут отнимать время и размывать фокус, а позволят каждому делать свою работу хорошо и в удовольствие.

Дело в том, что выбирая телеграм единственным инструментом сразу для нескольких областей корпоративного взаимодействия, мы лишаем своих сотрудников фокусировки на задачах, возможности разделять личное и рабочее время и необходимости видеть всю картину целиком, а не отдельные ее части.

Отчасти поэтому сотрудники выгорают, процессы ломаются, а планы не достигаются. Потому что тот ресурс и время, которые можно потратить на решение задачи, мы тратим на поиск того самого сообщения в чате полгода назад.

*Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Maxim Issayenko

Какой-то трэш, телега - это мессенджер, не больше и не меньше, для корпоративного использования по прямому назначению - ничем не уступает другим решениям. Для постановки задач, контроля, планирования никто не использует мессенджеры, они не для этого.

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Евтюхина
Автор

Да, они не для этого, но когда не знаешь альтернатив – начинаешь выдумывать велосипед

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда