Зарплата в процентах, или как деньги портят сотрудников

Личный опыт о том, как высокая зарплата и хорошие условия работы из года в год приводят к уходу сотрудников из компании. У ваших сотрудников есть мотивация в процентах? Тогда этот материал точно для вас=)

Меня зовут Алексей, 12 лет в работе. Текущий проект — контрактное производство косметики, сыпучих и густых продуктов.

http://manufaktura. one

Заходите на сайт, там есть красивая видеопрезентация =)

В чем вопрос?

Тема этой статьи зрела долгие годы, но прорываться лично для меня стала в последние пару лет и сейчас к сожалению является, так сказать, злободневной. Я человек по натуре не жадный, и считаю что если я хорошо зарабатываю, то и мои сотрудники также должны иметь достойное жалование. Однако, на протяжении последних проектов, жизнь намекает мне, что мое искреннее желание хорошо поощрять людей за хорошую работу и делить с ними кусок пирога, является в корне неправильным. На написание этой статьи меня сподвиг очередной случай в моей компании, когда казавшийся стабильным сотрудник с хорошими условиями, начал давать занимательную обратную связь. Где то вам может показаться, что у меня есть обида и негативное отношение к персоналу, но это совсем не так=) Я человек позитивный и уважаю всех людей, которые со мной работают, если они ведут себя соответственно.

Собственник, когда в первый раз сталкивается с недооцененными сотрудниками, которым мало платят.
Собственник, когда в первый раз сталкивается с недооцененными сотрудниками, которым мало платят.

Итак, контекст, для понимания дальнейших пунктов: Вы открываете компанию. Само собой, на старте работы, вы не можете до конца предугадать каковы будут ваши доходы. При этом вы берете некоторых сотрудников с мотивацией в процентах от прибыли/выручки. Через время, на ваших первоначальных процентах зарплата вырастает с 50 тысяч до 200. Вы понимаете что это много, но с другой стороны, человек вам кратно увеличил доход, работал, старался. Да и вообще, вы же честный человек, который не будет переобуваться по условиям зп, а даст людям заработать, верно? Время идет, рынок меняется в вашей компании наступает небольшой кризис/плато, доходы компании, а соответственно и сотрудников падают. Вот тут то и начинаются веселые приключения, когда сотрудники в связи со снижением доходов начинают лениться, ныть, жаловаться, и вообще собираться уйти из компании.

Хотя как хороши изначальные мотивы собственника:

- Дам сотрудникам проценты, чем больше они заработают, тем больше я заработаю. Если дать хороший интерес, люди будут работать с полной отдачей. Вот там Вася за забором, 3 копейки платит и его сотрудники не любят, а я хороший человек, буду хорошо платить и больше зарабатывать.

И вроде бы получается складная история.

Действительно, все хотят зарабатывать. Действительно, сотрудники прикладывают больше усилий, если у них есть мощная финансовая мотивация. Но почему тогда в заголовке есть фраза "Деньги портят сотрудников"? Давайте разбираться =)
Так какие же минусы есть в такой идеальной схеме, при которой все должны быть довольны?

1.Временный эффект

Ваш сотрудник, когда получил зарплату меньше
Ваш сотрудник, когда получил зарплату меньше

К сожалению, человек устроен таким образом, что привыкает и к хорошему и к плохому, причем достаточно быстро. Еще вчера, оклад с процентами в 100 тысяч рублей казался вашему менеджеру пределом мечтаний, а уже сегодня он продал меньше, но заводит разговор о том, что было бы неплохо и накинуть, кто же виноват что меньше купили. Думаете так не бывает? Печальная статистика, но так оно и есть. Только само собой, формулировка другая. Не "просто меньше купили", а товар стал не очень, у конкурентов лучше реклама, маленькая база, клиенты козлы не берут и.т.д. и.т.п. В этот момент собственник узнает много нового о своем товаре/услуге.

2.Эффект насыщения.

Ваш сотрудник через год высоких доходов
Ваш сотрудник через год высоких доходов

Есть такая фраза, "Денег много не бывает". Но на самом деле бывает, и еще как. Представьте, что к вам пришел менеджер Игорь. Активный, бойкий парень, готовый работать на результат. Если Игорь начнет зарабатывать слишком много, через непродолжительное время перед вами может сидеть ленивый кисель, который лишний раз не хочет поднять зад со стула. Почему так происходит? Психология. Если до прихода в вашу компанию человек зарабатывал не много, начав зарабатывать у вас очень хорошо и быстро, он психологически ставит себе галочку по ближайшим целям и начинает тупить. Мыслят масштабно к сожалению единицы, поэтому такой менеджер покупает себе айфон и машину, а дальше можно и расслабиться. Квартира это далеко и долго, а здесь и сейчас он себе уже все сделал.

3.Звездочка. Мое любимое.

Комментарии излишни
Комментарии излишни

Я думаю у многих предпринимателей хоть раз, но встречалась данная болезнь сотрудников. Суть проста - люди такие люди, что очень часто при успехе компании начинают себя считать его причиной, да и вообще они тут стоят контору на плечах держат и ногой подпирают, а злой собственник/директор их не ценит и не уважает. Как говорится у успеха много отцов, а неудача всегда сирота. Как думаете, кто в большинстве случаев первым высказывает недовольство, подговаривает сотрудников на бунты и уходит из компании? Правильно! Наши любимые звездочки. В основном ловят звезду люди, у которых это вышло случайно. Пришли в компанию на старте, продукт оказался топовым, вагон продаж, у менеджера свистит фляга. Классика.

4. А что, теперь надо работать?

Ёж птица гордая, пока не пнешь - не полетит
Ёж птица гордая, пока не пнешь - не полетит

Последняя, но не менее интересная болезнь сотрудников с хорошими зарплатами. Что делает адекватная компания в момент, когда доходы снижаются? Очевидно, работает больше, чтобы их вернуть и увеличить. Только вот сотрудники видят этот момент для себя совершенно по другому. А именно: «Работы стало больше, денег стало меньше». И сколько бы вы не объясняли что, почему и зачем происходит, в большинстве случаев это тупо не работает. Сотрудники начинают просить повышения оклада по соусом того, что с процентами-то раньше было больше. Возникает недовольство и в итоге уход из команды.

Что в итоге?

Собственник, когда ушел очередной сотрудник, в которого вкладывались деньги
Собственник, когда ушел очередной сотрудник, в которого вкладывались деньги

На моем опыте статистика не утешительная. 5 лет назад я был уверен, что для хорошей мотивации сотрудников надо не жадничать и давать хорошую возможность заработать. Думаю ли я так сейчас? Однозначно нет. Так как на протяжении нескольких проектов (лет), классные по началу сотрудники начинают активно делать мозги в период спадов, хотя мы ни разу за 10 лет работы не снижали людям зарплату просто так, потому что мало денег. Опытный читатель может возразить: «да ладно, все вы начальники сказки рассказываете, а на самом деле все совсем не так и вы редиски». Может быть и так, однако, как бы это не было парадоксально, за все время работы, ни один сотрудник на окладе не делал мозги по пунктам выше.

И вот с одной стороны, всегда хочется сделать людям лучше, а с другой - они из раза в раз доказывают, что это было зря. Потому что нет смысла вкладываться в человека, который проработает с вами год, максимум 2. Ему все равно нужно будет искать замену. С опытом приходишь к тому, что сотрудник должен быть в первую очередь контролируемым, а уже потом активным, креативным, умным. Именно с такими людьми складывается максимально продуктивная работа и длительные взаимоотношения.

Надеюсь эта статья поможет кому то не совершить подобных ошибок и нанимать только продуктивных сотрудников для долгосрочной работы))

Если вы дочитали до этого момента, вы восхитительны!

Я не претендую на истину, но делюсь своим опытом. Если есть что добавить - добро пожаловать в комментарии!

22
2 комментария

Жду статью с обоснованиями про сотрудников на окладе. Думаю, она не будет сильно отличаться от этой, нужно только "проценты" заменить на "оклад".
Через время, на ваших первоначальных процентах зарплата вырастает с 50 тысяч до 200. Вы понимаете что это многоМожет, я не настолько погружена в тему, но эта цитата кажется ключевой.
Пара схем для тех, кто боится, что сотрудникам будет "много":
1. Официально платите фикс на уровне минимального прожиточного минимума; остальное — в конверте, без чётких процентов и с условием "только с посторонних проектов".
2. Установите чёткие тарифы — грабительские в отношении сотрудника и выгодные для заказчика; сотруднику некогда будет думать о чём-либо, а заказов будет много.
Конечно, эти схемы подходят не для всех ниш. И да, будет текучка кадров, зато вы не переплатите — 100%.

Ответить

Очень жаль, что из всего текста вы увидели только то, что якобы кто то не хочет переплачивать сотрудникам. Попробуйте прочитать еще раз, статья совершенно о другом.

1
Ответить