Stage-Gate: принимаем решения и управляем проектом с методикой от Роберта Купера

Запуск дополнения к продуктовой линейке, улучшения или целого нового продукта – это процесс, который порой требует колоссальных финансовых и временных затрат. Компании постоянно бьются над тем, чтобы максимально оптимизировать и автоматизировать рабочие процессы, и уже не счесть тех инструментов, которые ускоряют работу на том или ином этапе. Но что, если внедрить целую методологию? Иметь несколько шаблонов для собственно проектных и послепроектных мероприятий? Подробности в статье.

Stage-Gate: принимаем решения и управляем проектом с методикой от Роберта Купера

Всем привет! С вами снова Никита Кармаз, и мы продолжаем говорить о бизнесе и методологиях. Сегодня я хочу поговорить о том, что привлекает моё внимание с профессиональной точки зрения.

Не так давно прошла встреча CPG Leaders Community, на котором было подробно рассказано о Stage-Gate процессе. Это в какой-то степени уникальная методология, которая позволяет оптимизировать все бизнес-планы на проекте, начиная от задумки, заканчивая дальнейшей поддержкой уже готового продукта. Сегодня я попытаюсь объяснить, что такое Stage-Gate, а также рассказать о том, что лично мне кажется полезным, а где я вижу проблемы. Пойдём по порядку.

Что такое Stage-Gate и как он работает?

Начнём с определения.

Stage-Gate процесс — это операционная основа для управления инновационными проектами в сфере новых продуктов и услуг с целью повышения эффективности всех бизнес-процессов, составляющих развитие проекта.

По сути это некая система шаблонов, в которой прописаны основные стадии развития или создания продукта. Помимо этого, Stage-Gate подразумевает наличие определённых регламентов, чёткое определение сроков и затраченных ресурсов. Конечной же целью является максимально возможное сокращение времени разработки продукта без потери качества.

Может показаться, что процесс едва ли отличается от ещё сотен и тысяч других процессов, продвигающих всеобщую автоматизацию и оптимизацию. Кроме того, существует множество интерпретаций Stage-Gate, а некоторые вообще утверждают, что система неэффективна (невзирая на сотни компаний, включая Apple и Lego, которые давно работают по этой системе). В то же время существует пара моментов, которые выделяют Stage-Gate из большинства.

Во-первых, многие методологии откровенно грешат тем, что не учитывают этапы генерации идеи и целеполагания, считая их чем-то второстепенным и не относящимся к проекту. Stage-Gate в какой-то степени разрушает это представление. Здесь отбор идей определяет концепцию проекта, а дальнейшее повествование покажет насколько многогранной может быть работа на самом первом её этапе.

Во-вторых, Stage-Gate предлагает не один, а сразу несколько шаблонов, каждый из которых предполагает решение нескольких разных задач:

  • Создание продукта;
  • Улучшение продукта;
  • Послепроектные мероприятия (в первую очередь поддержка).

Однако, не всё так просто и радужно.

Немного о краеугольных камнях

Ещё сам Роберт Купер во время создания своей методологии обратил внимание на несколько моментов, без которых Stage-Gate подход едва ли принесёт какую-либо пользу. Изначально он назвал их Innovation Triangle (поскольку моментов было три), но затем был добавлен четвёртый, а треугольник превратился в алмаз (Innovation Diamond). Кратко остановимся на каждом из “камней”:

  • Наличие чётко сформулированной инновационной стратегии компании в отношении разработки новых продуктов и услуг. Для начала стоит в принципе определить, будет ли компания заниматься какими-либо улучшениями старых продуктов или выпуском новых и как часто это будет происходить. Если нет планирования в долгосрочной перспективе, то вам вряд ли поможет какая-либо методология.
  • Наличие ресурсов для достижения поставленных целей. Если вы не располагаете заинтересованным персоналом, финансами и достаточным количеством времени, никакой процесс вам не поможет. Стоит в первую очередь позаботиться о материальной базе, с которой можно будет работать.
  • Инновационный климат, командная работа и лидерство. Ваша компания должна быть слаженным коллективом, где каждый знает свои обязанности, обладает достаточными компетенциями и понимает, ради чего вы все вообще здесь собрались. Иначе, можно вспомнить знаменитое “Лебедь, рак и щука”.
  • Эффективный процесс разработки продукта и вывода его на рынок. Всегда нужно помнить, что всякая методология, процесс или подход – это инструмент, который помогает решать задачи, но на первом месте всегда остаётся непосредственное создание продукта и его доставка клиенту. Иначе, всё это попросту не нужно.

Если все указанные аспекты закрыты, можно переходить к непосредственному процессу.

Рабочий процесс: от формирования проектного совета до запуска

Сейчас мы поэтапно разберём процесс работы компании в контексте Stage-Gate методологии. Обратимся к шаблону, который предполагает создание нового продукта с последующей передаче на рынок. Наглядно он представлен на рисунке.

Stage-Gate: принимаем решения и управляем проектом с методикой от Роберта Купера

Но перед этим нужно затронуть два необходимых для работы понятия: 1) Точки принятия решений (ТПР) и 2) Проектный совет.

Что касается первого, то здесь происходит изучение необходимой документации, оценивание целесообразности идеи, изложенной в документации и принятие решения с переходом на следующую ТПР.

Проектный совет в свою очередь есть группа лиц, ответственная за принятие этих самых решений. Сам Роберт Купер выделяет несколько правил, которыми следует руководствоваться при создании совета:

  • Члены совета должны иметь полномочия на выделение ресурсов, необходимых для выполнения следующего этапа проекта;
  • Если развитие проекта на этапе требует привлечения нескольких функциональных отделов, то в совет должны входить представители всех этих отделов;
  • Не стоит менять состав совета от одной ТПР к другой. Лучше всего, когда в совет входит директор компании, а также несколько ведущих менеджеров. Эти люди обладают всем объёмом полномочий и компетенций для принятия нужных решений.
Stage-Gate: принимаем решения и управляем проектом с методикой от Роберта Купера

Теперь к самому процессу.

Шаг 1. Превращение идеи в концепцию

Это самый первый этап, на котором компания определяет, стоит ли идея реализации или нет. Для этого существует определённый перечень критериев оценки перспективности идеи:

  • Соответствие изначальной инновационной стратегии компании;
  • Техническая реализуемость;
  • Привлекательность для рынка;
  • Наличие отличительных преимуществ нового продукта от старых;
  • Соотношение возможной прибыли и рисков.

Если все критерии закрыты положительно, идея становится концепцией.

Шаг 2. Составление бизнес-плана

Шаг, который затрагивает планирование дальнейших действий. Учитывается всё, включая затраты, сроки, этапы разработки и степень привлечения тех или иных команд и отделов.

Если бизнес-план представляется полным и реализуемым, происходит переход к следующей ТПР.

Шаг 3. Разработка продукта

Когда проектный совет принял решение о разработке, начинается непосредственное создание продукта. Собственно, это один из важнейших этапов, который даст компании то, чем в последующем будет пользоваться клиент. Сам этот процесс также делится на этапы, включая создание минимально жизнеспособного продукта (MVP) и дальнейшую поэтапную доработку.

Шаг 4. Тестирование продукта

Когда продукт по большей части готов, совет принимает решение о его масштабном тестировании. В контексте цифровых продуктов это может быть полное функциональное и нагрузочное тестирование системы, а также Альфа- и Бета-тестирование. Именно результаты данного этапа определяют, попадёт продукт на рынок сейчас или нет.

Шаг 5. Запуск

На данном этапе вы имеет готовый и работающий продукт, который можно пускать на рынок. После этого, компании остаётся лишь анализировать его дальнейшую работу и сравнивать желаемый результат с фактическим. И вот этот момент мы тоже рассмотрим подробнее.

Послепроектные мероприятия

Когда продукт уже находится на рынке и активно используется, дело доходит до послепроектных мероприятий. Их основная задача – анализ реализованного проекта с целью корректировки дальнейшей инновационной стратегии компании. Продолжительность мероприятий может варьироваться от 6 до 18 месяцев, а ответственность за их реализацию несёт проектная команда. Основные этапы следующие:

  • Сравнение плановых показателей с фактическими;
  • Итоговая оценка сильных и слабых сторон проекта;
  • Составление рекомендаций по запуску следующих проектов;
  • Роспуск проектной команды и перевод проекта в статус “регулярный” (то есть, проект перестаёт быть “новым”).

Последующие проекты, а также их дополнения также могут строится по шаблонам Stage-Gate, но с иными вводными.

Что я могу сказать по поводу данной методологии? Что ж, Роберт Купер создал действительно действенную и в какой-то степени инновационную для своего времени систему. В то же время, не стоит забывать, что она является лишь инструментом, который никогда не будет работать без прочного фундамента из денег, профессиональных сотрудников, компетентного менеджмента и отлаженных процессов разработки, тестирования и аналитики.

33
Начать дискуссию