Скоринг будущего — такого нет ни в одной статье про скоринг лидов, клянусь

Я руковожу продажами в диджитал-агентстве Умный маркетинг.

Рассказала про скоринг клиентов, но вообще не про то, что написано на условном Хабре.

Мы чистейшей воды b2b, если вы тоже — вам будет полезно.

Время чтения по диагонали — 5 минут.

Сразу спойлер, чтоб читали — в финале мы зарезали воронку на 30%, подняли средний чек в 2,7 раза, подрастили конверсию и значительно улучшили ситуацию с долиной смерти по абонентским услугам.

Скоринг будущего — такого нет ни в одной статье про скоринг лидов, клянусь

О чем материал

Общеизвестная цель скоринга — прогнать клиента по критериям, чтобы оценить вероятность ему продать.

Скоринг будущего — такого нет ни в одной статье про скоринг лидов, клянусь

Но мы 6 лет использовали скоринг для решения абсолютно разных задач агентства:

  1. Управление нагрузкой и формированием команд на пресейле.
  2. Приоритизация клиентов с точки зрения вероятности продажи.
  3. Приоритизация клиентов с точки зрения задач нашего бизнеса.

Это универсальный инструмент управления продажами и пресейлами, который гибко адаптируется под конкретные цели.

Я расскажу, как мы этот инструмент оттачивали и автоматизировали со слезами и матами. Такое точно не гуглится.

Буду счастлива, если этот опыт кому-то поможет. Погнали!

План такой

Чем полезен классический скоринг

Мы долго прикручивали классический скоринг к решению разных задач компании, прежде чем он начал мутировать. Поэтому для начала расскажу про этот этап.

Цель №1 — управление трудозатратами на пресейле

Вдохновились материалом Скоринг клиентов: что это и зачем это нужно? на Хабре.

Что делаем: оцениваем вероятность продажи.

Зачем: чтобы эффективно потратить время экспертов из производства.

Когда: 2018 год.

Результат: улучшили рентабельность пресейла (посчитать уже нет возможности, было давно).

В агентстве брифингом, подготовкой презентаций и переговорами занимаются сэйлзы, но аудиты и медиапланы делают сеошники, спецы по платному трафику и маркетологи.

Специалисты производства дорогие и умные.

Выглядело логичным не тратить одинаковое количество их часов на предложение по SEO для нового интернет-магазина товаров для животных на окраине миллионника и на сеть зоомагазинов, которая работает в 5 городах Урала.

Наши скоры:

  • ВИП
  • Стандарт+
  • Стандарт
  • Мелкий
Считались по сумме баллов в гугл-таблице (на скрине самая первая версия)
Считались по сумме баллов в гугл-таблице (на скрине самая первая версия)

Работали с простой суммой параметров:

  • дискретных: есть кейс — 1, нет кейса — 0;
  • не дискретных: бюджет мог иметь значение от 1 до 4.
Получившееся значение переносили в поле CRM.
Получившееся значение переносили в поле CRM.

Правила для спецов производства были примерно такими:

Сейчас бы я скорее уволила за такой подход, но на дворе был 2018 год, мы были молодыми и жадными. Алина — шеф отдела платного трафика.
Сейчас бы я скорее уволила за такой подход, но на дворе был 2018 год, мы были молодыми и жадными. Алина — шеф отдела платного трафика.

Со временем система скоринга разрослась до 20+ параметров и слилась с первичным брифингом, став средством для его оцифровки.

Вопросы поделились на примерно такие блоки:

  • характеристики бизнеса
  • характеристики контактного лица
  • уровень конкуренции в конкурсе
  • степень «нашести» запроса клиента
  • потенциальное количество денег для нас
Скоринг будущего — такого нет ни в одной статье про скоринг лидов, клянусь
Один из важных параметров скоринга для нас — качество сайта. Учитывается в сочетании с готовностью клиента над ним работать.
Плохой сайт + признание проблемы и готовность к доработкам — хорошо, средненький сайт с недочетами + неготовность его дорабатывать — хуже.

В статье подробно разбирали 5 главных косяков веб-студий, которые делают сайты мертворожденными с точки зрения SEO. Мы умеем такое решать и считаем, что лучше решать до релиза.


Если вы веб-студия и разрабатываете сайты для лидогенерации, напишите в личку, познакомимся, расскажем про нашу партнерскую программу, поищем взаимную пользу.

Цель №2 — управление лидогенерацией

Что делаем: оцениваем вероятность продажи.

Зачем: чтобы эффективно потратить рекламный бюджет.

Когда: 2019 год.

Результат: сделали маркетинг более управляемым.

Скоринг будущего — такого нет ни в одной статье про скоринг лидов, клянусь

Тут два типа логических связей.

Продажи → маркетинг

Менеджеры скорят → данные о скоринге подтягиваются в отчеты маркетинга → маркетинг видит, какие активности и каналы приводят больше ВИП и Стандарт+, а какие Мелких → могут управлять бюджетами и делать выводы об эффективности гипотез.

Маркетинг → продажи

Маркетинг видит, конверсия каких каналов выше, что приносит больше денег в воронку → передает эту информацию в отдел продаж → отдел продаж включает информацию о канале в скоринг и эти данные влияют на общий балл.

Цель №3 — управление нагрузкой на отдел продаж и производство

Что делаем: оцениваем вероятность продажи.

Зачем: чтобы не создавать авралы на пресейле.

Когда: 2021 год.

Результат: сделали нагрузку на команду равномерной.

На тот же формат скоринга можно наслаивать краткосрочные решения:

  • завал — отказываем клиентам со скорингом ниже Стандарт;
  • адский завал — режем до Стандарт+;
  • пришел стажер — отдаем ему Мелких, чтобы учился и потери были минимальны;
  • пришел ВИП — не презентуем предложение без тимлида.

Без скоринга отсутствует четкий критерий применимости решения, со скорингом указания получаются твердыми и понятными.
Кроме того можно распределить слоты в зависимости от скоринга клиента, которому нужно готовить предложение, чтобы контролировать нагрузку на производство.

Если в отделе кадровый голод, пора отпусков или эпидемия — можно выщелкивать слоты и уменьшать пропускную способность
Если в отделе кадровый голод, пора отпусков или эпидемия — можно выщелкивать слоты и уменьшать пропускную способность

Техническая реализация скоринга

Держать расчеты в гугл-таблицах долго не стали, перевезли в бизнес-процесс в Битрикс24

Скоринг будущего — такого нет ни в одной статье про скоринг лидов, клянусь

Поля заполняются в CRM на текстовых значениях, процесс считает баллы и проставляет скоринг. Можно корректировать его многократно по мере погружения в клиента, в логах хранится история.

Простая сумма — уже не работает

К расчету суммы добавились коэффициенты.

Значение параметра умножается на значение больше или меньше единицы, в зависимости от его важности. Так мы можем быстро калибровать расчет не залезая в его кишки.

Напоминания автоматизированы

Вместо бесконечных пингов триггерные дела на разных этапах воронки и сценариях работы со сделкой — заполнить, проконтролировать заполнение, актуализировать.

Без автоматизации приготовьтесь достать лопату
Без автоматизации приготовьтесь достать лопату

Как работает умный скоринг (вот это самая мякотка)

Что делаем: оцениваем потенциал прибыли для компании.

Зачем: чтобы ориентироваться при продаже услуг на потенциальный LTV.

Когда: 2023-24 год.

Результат: сократили количество токсичных сделок.

В разрезе продаж/скоринга мы получали примерно 40% денег по клиентам ВИП, примерно 30% с заказчиков со скором Стандарт+ и остальное — с более мелких значений. Бери и режь?

А вот нет, для нас оно так не работает.

Крупный клиент может уйти через 3 месяца, средний — развиться до крупного за полгода.

Фокус должен был сместиться с продаж на прибыль.

Для нас это важно, так как мы оказываем преимущественно абонентские услуги.

Проект обходится компании дорого на входе по ряду причин:

  • значительная часть заявок поступает с Рейтинга Рунета (тут рассказали про экономику и поделились опытом работы с РР), стоимость размещения там высокая и окупается однозначно больше года;
  • пресейл-специалисты и менеджеры по продажам кормятся с первых траншей;
  • на старте максимальный уровень трудозатрат и рентабельность может быть даже в минусе, выравнивается в течение полугода.

Проекты, которые прожили меньше 3 месяцев (проклятая долина смерти🙄) для компании генерируют исключительно убытки.

Скоринг мы теперь используем для переориентации продаж на LTV

Далее по шагам опишу, как мы его сделали (и все еще делаем🙄).

Шаг 1 — формирование портрета клиента

Придется начать с ресерча, и это реально трудозатратно.

Нужно понять, какие клиенты приносят компании больше прибыли на таймлайне и почему:

  1. Собрать сырые данные по сроку жизни, рентабельности и прибыли.
  2. Вручную убрать искажения, потому что всегда есть клиент, который платит 30 000 ₽ с 2014 года и почти ничего от нас не требует, но в 2023 году мы таких еще 30 нигде уже не найдем.
  3. Провести интервью с проектными командами и отделом продаж.
Скоринг будущего — такого нет ни в одной статье про скоринг лидов, клянусь

Артефакт этапа: детальное описание портрета «нашего клиента» с грейдированием, примерами и редфлагами. Время презентации аналитиком — 1,5 часа, объем большой.

Шаг 2 — формирование скоринга

Математически принцип остается таким же — каким-то факторам присвоено числовое значение и вес в коэффициентах, просто факторы меняются относительно прошлой реализации.

Теперь у нас 2 скоринга:

  • по LT
  • по вероятности продажи
А правда на стыке этих значений.
А правда на стыке этих значений.

Пару недель занимает калибровка, когда прогоняем сделки по новой модели и сверяемся с ощущениями и объективной реальностью. Потом выкатываем в CRM.

Оценивать приходится реально тонкие штуки.

Страшную вещь скажу, но мы понижаем скоринг за крайне высокую компетентность маркетолога на стороне клиента, которая где-то превышает нашу, если он ищет не «руки». Нет, мы его не боимся, мы понимаем, что не принесем долгосрочной пользы. Клиент уйдет, как только рассеется волшебная пыльца пресейла.


Корпоратов с тендерами не скорим, по ним отдельная математика.

Реализации в CRM остается неизменной — расчет через бизнес-процесс в Битрикс24.

Артефакт этапа: новый бизнес-процесс расчета, новый регламент.

Шаг 3 — переформатирование брифинга

Брифинг должен помогать не только правильно формировать предложение под задачу клиента, но и правильно скорить, при этом многие вещи нельзя спросить в лоб.

Вопрос формата «А вы обычно с подрядчиками работаете больше 6 месяцев или сразу их выгоняете?» — это вопрос курильщика.

Сложность в том, что нужно обтекаемо выяснить у заказчика ряд чувствительных вещей так, чтобы не сделать ему неловко.

Скоринг будущего — такого нет ни в одной статье про скоринг лидов, клянусь

Артефакт этапа: новый шаблон брифа.

Шаг 4 — наслаивание на процесс пресейла

Система с ограничением трудозатрат на задачи — слишком плоская для такого формата скоринга, поэтому мы управляем не часами, а глубиной погружения.

Скоринг будущего — такого нет ни в одной статье про скоринг лидов, клянусь

Раньше было так:

Клиент наш → можно тратить 6 часов → можно назначить тимлида исполнителем.

Теперь так:

Клиент наш → значит у него есть потенциал по LTV → нам нужно построить при продаже такую стратегию, которая позволит его эффективно развивать → штурмы, внешняя экспертиза, партнеры в помощь.

Артефакт этапа: нехитрая система работы команды с клиентом.

Скоринг будущего — такого нет ни в одной статье про скоринг лидов, клянусь

У процесса пресейла много предпосылок, скоринг — одна из мер контроля, а цель все та же — длинные деньги.

Промежуточный результат

Чувствительные цифры в относительных величинах.

Лид переходит в сделку, если мы начали готовить коммерческое предложение и грузить спецов производства.

В таблице данные по моему ревью (кстати, ревью топ, тут можно почитать, как у нас проходит), ритм — раз в 4 месяца, за год 3 периода оценки.

Все сравниваю с первым периодом, принятым за х, коэффициент меньше 1 — оно падает, больше — оно растет)

Скоринг будущего — такого нет ни в одной статье про скоринг лидов, клянусь

В 1,5 раза больше продаж, а сделок в целом меньше.

В 2 раза меньше сделок, которые попадают на пресейл и забраковываются в процессе.

В 2,7 раз выше средний грязный чек одной сделки (грязный — это когда мы по внутренней формуле пересчитываем разовые услуги в ежемесячные).

Чтобы увидеть профит по LTV, нужно время, пока есть только обратная связь от отдела аккаунтинга по росту качества проектов от отдела продаж и снижению количества проблем в первые месяцы.

Проблема

Расчет скоринга — плоская и большая штука, а оценка клиента — объемная и не всегда для нее нужен весь бриф.

Есть какие-то вещи, которые невозможно оцифровать, например, наличие взаимной симпатии между заказчиком и менеджером, совпадение ценностей с маркетологом на стороне клиента и так далее.

Точно придется повозиться:

  1. Оставить наш умный скоринг в сделках, для лидов прописать простой квалификационный.
  2. Добавить какую-то ручную надстройку, чтобы менеджеры не манипулировали скорингом из-за личных симпатий (ну или это хотя бы делалось открыто). Клянусь, если вы введете скоринг — все они будут делать ЭТО (upd — система красных и черных флагов).

Бонус — шутка

Уважаемые заказчики, вы никогда не пройдете скоринг в адекватном агентстве, отправляя такие запросы:

Всем привет в этом чате, как говорится
Всем привет в этом чате, как говорится

Если нужно пояснить, почему — приходите в комментарии.

И вообще приходите в комментарии, если у вас есть скоринг или думаете над ним, очень интересен чужой опыт.

1717
5 комментариев

Считаю, переориентирование всех руководителей на LTV и отгрузку (вместо только продаж) — одним из лучших решений эвер

1
Ответить

(возможно руководители так не считают 🙂 )

Ответить

То есть Алина жила на деньги, которые зарабатывали сотрудники отдела? И она только что-то одобряла? И это входило в себестоимость услуги. Пробовали нанять сотрудника, который делает работы, которые не требуют одобрения и слежки?

Ответить

Какой у вас аргумент в пользу того, чтобы каждый специалист, который настраивает рекламу, начиная с джуна, был погружен в цели по рентабельности отдела и компании и мог делать сметы без проверки?

Ответить