Когда ASO начнёт приносить результат

Результаты оптимизации приложения могут вас разочаровать. Чтобы этого не произошло, нужно понимать специфику ниши и выстраивать адекватные ожидания. В этой статье мы обсудим, какие факторы влияют на продвижение приложения, когда будет заметен результат от ASO и что делать, если ожидания не оправдались.

Когда ASO начнёт приносить результат

Время, через которое мы получим отдачу от ASO, зависит от множества факторов. Например, для ниш, в которых большой процент органического трафика и небрендовых запросов, а давление конкурентов несильное, трафик из поиска будет приходить уже через месяц после старта ASO. Затраты в таких нишах окупаются через 2-3 месяца постоянной работы при условии, что помимо ASO будут использоваться другие маркетинговые каналы.

Результаты ASO зачастую тяжело предугадать, ведь они зависят от совокупности внешних и внутренних факторов. Давайте рассмотрим эти факторы подробнее и определим, сколько времени потребуется на ASO в вашем случае.

Что влияет на эффективность оптимизации приложения

Внешние факторы

1. Уровень конкуренции на рынке

Если новое и неизвестное пользователям приложение выходит на рынок, то поисковой оптимизации для продвижения будет недостаточно. Например, рынок фитнес-приложений в России достаточно высококонкурентный. По запросу «фитнес дома» индексируется 2063 приложения, по запросу «спорт» — 9737, по запросу «фитнес» — 7683.

Сейчас поиски App Store и Google Play не показывают приложения дальше 250 позиции. Новое фитнес-приложение даже после оптимизации может оказаться в невидимой зоне.

2. Процент брендового трафика в нише

При высоком проценте брендового трафика в нише ASO будет играть второстепенную роль. Например, пользователи ищут социальные сети по брендовым запросам, таким как TikTok, Instagram, Facebook. Небрендовых запросов намного меньше и пользователи редко используют их в поиске.

Поэтому вам недостаточно будет создать социальную сеть и сделать ASO. Необходимо заниматься продвижением бренда: писать статьи про ваше приложение, продвигаться с помощью таргетированной, контекстной, баннерной рекламы и интеграций с лидерами мнений. Подробнее о том, как определить процент брендового трафика в нише, вы можете узнать в этой статье.

3. Процент органического трафика в категории

Он показывает, насколько часто люди устанавливают приложение из поиска магазинов приложений, а также подборок App Store и Google Play. Например, в категории «утилиты» 87,3% пользователей устанавливают приложение из поиска.

Значит, что приложениям этой категории необходимо продвигаться с помощью поисковой оптимизации, поскольку она даёт наибольший процент установок. Узнайте процент органического трафика в вашей категории в этой статье.

4. Обновления магазинов приложений

Изменения в App Store, Google Play, AppGallery могут повлиять на приложение как позитивно, так и негативно. Например, в iOS 14 добавили функцию автокоррекции и автозаполнения. Из-за этого приложения, которые индексировались по брендовым запросам с ошибкой, потеряли часть трафика.

5. Ценовая политика и правила магазинов приложений

Изменения комиссий и правил могут оказать как позитивное, так и негативное влияние. Например, с 30 сентября 2021 для всех покупок в Google Play будет действовать комиссия 30%. Получить оплату напрямую через приложение будет невозможно, нужно перейти на оплату через Google Play. Это вынудит издателей приложений повысить цены, что приведёт к падению спроса на покупки в приложениях.

6. Изменения спроса и потребностей пользователей под воздействием мировых событий

Поисковый трафик по определенным запросам может расти или падать в зависимости от ситуации в стране или мире. Например, с января по март количество скачиваний приложений для путешествий упало на 47,58%. Однако некоторые бренды смогли адаптироваться под текущую ситуацию. Так, сервис поиска попутчиков BlaBlaCar запустил приложение для помощи соседям в период пандемии.

7. Чёрные методы конкурентной борьбы

На позиции приложений могут негативно влиять действия конкурентов. Например, конкурент может закупать негативные отзывы, из-за чего у вашего приложения упадут позиции в поиске Google Play. В App Store отзывы не влияют на ранжирование приложения.

Внешние факторы могут негативно повлиять не только на результаты ASO, но и на пользовательский спрос. Разработчики, мобильные маркетологи и ASO-специалисты должны быть гибкими, следить за новостями индустрии и изменениями в правилах App Store и Google Play, анализировать конкурентов и адаптироваться под ситуацию на рынке.

Внутренние факторы

1. Ошибки после обновления в приложения

Из-за неудачного обновления может возрасти количество багов. Пользователи начнут массово удалять приложение и ставить низкую оценку. Это приведёт к ухудшению ранжирования в поиске Google Play.

2. Непродуманные изменения в ASO-стратегии

Разработчики или мобильные маркетологи могут изменить название, описание, скриншоты и иконки, не советуясь с ASO-специалистом. Результат такой ситуации вы видите на графике. Один из клиентов не посоветовался и самостоятельно внёс правки в название и описание приложения. Из-за этого позиции резко упали.

Падение позиций в поиске после изменений в ASO-стратегии
Падение позиций в поиске после изменений в ASO-стратегии

Помните, что ASO — это один из способов продвижения, а не волшебная палочка. Как и любой маркетинговый канал, поисковая оптимизация приносит результат только при регулярной работе над продуктом. Поэтому так важно выстроить доверительные отношения между отделами ASO, разработки и UA.

Каких результатов ждать от оптимизации

Мы проводили опрос ASO-специалистов в Telegram-канале ASO & ASA Channel. У 17% результаты от ASO заметны уже через месяц работ, а у 19% — через 2-3 месяца. Тогда как 52% специалистов нажали «Посмотреть результаты».

Результаты опроса в Telegram
Результаты опроса в Telegram

Перед началом ASO важно адекватно оценить ситуацию. Эффект от ASO будет близок к нулю, если:

1. Приложение только выходит на высококонкурентный рынок и вы планируете продвигаться только за счёт ASO

Платный и поисковый трафик взаимосвязаны. Чем больше людей скачивают приложение с рекламы, тем выше оно продвигается в поиске. Если же скачиваний нет, то продвижение в поиске будет замедляться.

Новому приложению не выйти на высококонкурентный рынок только за счёт поисковой оптимизации. Приложение может не появится в поиске по большинству запросов и остаться ниже 250 позиции.

Поэтому помимо ASO нужны другие каналы продвижения: реклама в приложениях, контекстная, баннерная реклама, платный трафик, развитие бренда.

Если вы продвигаетесь только за счёт ASO, то после 1-3 итераций (циклов оптимизации) эффекта не будет. Но за счёт ASO вы создадите базу для дальнейшего продвижения и приложение начнёт быстрее расти в поиске после рекламы и других маркетинговых активностей.

2. Приложение скопировано с популярного конкурента

Нельзя взять идею конкурентов, сделать такое же приложение и ждать, что ASO поможет продвинуться. Сильный конкурент всегда будет популярнее и выше в поиске, поскольку занимается не только ASO, но и развитием бренда, а также платной рекламой. К тому же пользователи увидят, что продукт скопирован или не несёт ценности. В результате рейтинг приложения будет падать, что негативно отразится на его продвижении.

ASO даст эффект в том случае, если:

1. Вы используете другие маркетинговые каналы: развиваете бренд, покупаете платный трафик, заказываете рекламу в приложениях, контекстную, таргетированную и баннерную рекламу.

Благодаря платному трафику растёт количество скачиваний, приложение продвигается в поиске. ASO же снижает стоимость установки. ASO в совокупности с другими маркетинговыми каналами увеличивает количество установок намного быстрее. В таком случае можно добиться значимых результатов уже через 2-3 месяца после начала оптимизации.

2. Нет бюджета на платное продвижение, но вы делаете ASO сразу на несколько стран.

Когда приложение продвигается сразу на 2 и более страны, установки растут значительно быстрее, поскольку вы получаете в несколько раз больше трафика. Чем больше стран вы охватите и чем ниже будет конкуренция на этих рынках, тем быстрее будет заметен эффект от ASO.

Чтобы вам было проще определить, чего ждать от ASO в вашем случае, мы создали схему.

Когда ASO начнёт приносить результат

Что предпринять, если ваши ожидания от ASO не оправдались

1. Проверьте, всё ли в порядке с приложением

Посмотрите, нет ли в нём ошибок, проанализируйте рейтинг, почитайте отзывы, оцените коэффициент удержания пользователей. Важно убедиться, что проблема на стороне маркетинга, а не продукта. Поисковая оптимизация некачественного продукта бесполезна, она может дать лишь временный эффект.

2. Если с приложением всё в порядке, проанализируйте изменения в объёме семантического ядра и позициях приложения по ключевым словам

Проанализируйте семантическое ядро приложения

С помощью инструмента ASOdesk Comparative Report можно оценить, по каким ключевым словам растут или падают позиции приложения. Отфильтруйте ключевые слова и посмотрите, какие из них нужно исключать из семантического ядра.

Ключевые слова, по которым падают позиции приложения
Ключевые слова, по которым падают позиции приложения

А затем проверить ключевые слова, по которым растут показатели. Например, мы видим, что продвинулись на 43 позиции по запросу «программа для похудения». В таком случае можно найти больше похожих запросов и добавить их в семантическое ядро.

Ключевые слова, по которым растут позиции приложения
Ключевые слова, по которым растут позиции приложения

Проверьте, по каким ключевым словам вы потеряли позиции и вышли из топа. Для этого посмотрите Semantic Chart.

Semantic Chart
Semantic Chart

В графах Top мы видим, что теряем позиции. Например, по ключевым словам «work out», «тренинг» и «занятие» мы находимся на 5 месте, хотя раньше находились на первом.

Изменения позиций может быть связано с усилением конкурентной борьбы. В этом случае стоит найти другие запросы, по которым нам будет выгодно продвигаться. Добавьте в ключевые слова, название или описание ключи, конкуренция по которым будет меньше.

Посмотрите конкуренцию и позиции приложения по ключевым словам

Чтобы проверить конкуренцию по ключевым словам, используйте Keyword Table в Keyword Analytics.

В графе Search Ads Popularity отображается популярность запроса среди пользователей App Store. Если вы только начинаете заниматься ASO, вставляйте в название и подзаголовок ключевые слова, Search Ads которых менее 40.

Keyword Analytics, Search Ads Popularity
Keyword Analytics, Search Ads Popularity

Графа iPhone Total apps показывает, сколько приложений отображается по данному ключевому запросу. Мы можем посмотреть запросы, которые находятся в Titile и Subtitle, а также движение по ним (графа Rank History). Например, мы видим, что приложение по ключевому слову «интервальное голодание» опустилось с 78 на 89 позицию.

Rank History, Search Ads Popularity
Rank History, Search Ads Popularity

Если приложение продолжит падать, вставьте другую комбинацию ключевых слов в название и описание. Нужно оставлять ключевые слова, по которым растёт приложение и убирать ключевые слова, по которым приложение падает.

Изучите поисковые подсказки

Если конкуренция по ключевому слову приемлемая, далеко не факт, что его нужно использовать. Посмотрите, релевантно ли приложение выбранным ключевым словам.

Например, мы можем предположить, что запрос «готовить» релевантен кулинарному приложению с рецептами. На самом деле, по этому запросу пользователи видят в выдаче игры, связанные с приготовлением еды.

Ключевое слово «готовить» не принесёт нашему приложению установок, поэтому его нужно убирать из названия.

Поисковая выдача по запросу «готовить»
Поисковая выдача по запросу «готовить»

Проанализируйте ключевые слова, с которых пользователи устанавливают приложение

Ключевые слова, с которых мы можем получить наибольшее количество установок, нужно добавлять в название и описание приложения. Organic Report расчитывает прогнозируемое количество установок.

ASOdesk Ogranic Report. Прогнозируемое количество установок приложения по ключевому слову
ASOdesk Ogranic Report. Прогнозируемое количество установок приложения по ключевому слову

В процессе анализа вы поймёте, какие ключи нужно использовать при следующей оптимизации, а какие, напротив, не очень эффективны и их можно исключить.

3. Проведите сравнительный анализ вашего приложения и приложений конкурентов

Бывают ситуации, когда вы не меняли ничего в ASO-стратегии, но позиции приложения снижаются из-за активности конкурентов. Конкурентный анализ даст вам:

  • Идеи запросов. Вы увидите, по каким запросам растут или падают приложения конкурентов.
  • Идеи для графической оптимизации.
  • Гипотезы роста приложения. В процессе анализа вы заметите функции, которые конкуренты используют в приложении и сможете адаптировать их идеи для вашего приложения.

Подробнее обо всех этапах конкурентного анализа вы узнаете из статьи.

Выводы

1. На количество скачиваний и доходы с приложения влияет не только ASO, но также внешние и внутренние факторы, такие как: алгоритмы магазинов приложений, процент брендового и органического трафика в нише, действия конкурентов, изменения в структуре спроса пользователей, ошибки в приложении.

2. ASO в совокупности с другими маркетинговыми каналами даёт быстрый и значительный эффект. Как правило, первые результаты заметны уже через месяц продвижения, количество установок и трафик растёт в течение 2-3 месяцев. Каждый поисковый запрос, по которому мы разместили приложение, выступает точкой роста. Если увеличивается количество установок из рекламных каналов, приложение параллельно продвигается в поиске по каждому запросу.

3. Эффект от ASO будет очень слабым для новых приложений, которые продвигаются на высококонкурентном рынке в одной стране и без использования платных каналов. Такое приложение будет ранжироваться по ряду запросов, однако по многим запросам пользователи просто не будут его видеть, поскольку позиции в поиске будут очень низкими.

4. Если результаты ASO вас не устраивают:

  • Проверьте, нет ли проблемы в самом приложении.
  • Проанализируйте результаты итераций, найдите ключевые слова, которые можно использовать в следующей итерации.
  • Проведите конкурентный анализ, найдите гипотезы роста, которые можно использовать для вашего приложения.
1515
2 комментария

Ну то есть вариантов не очень много?)

Ответить

Здравствуйте! Схема работает как тест: вы отвечаете на вопросы и доходите до результата (синий прямоугольник). До вопроса про небрендовый трафик важно понять, новое ли приложение или оно уже вышло на рынок) Будут получаться разные варианты, даже если вопросы одинаковые) 

Ответить