Как дела у бесконечного конструктора Mozabrick: 90000 продаж за полгода, производство в России и ещё кое-что

Рассказываю, зачем начинать производство в России, если есть Китай, какие креативы заходят немецкой аудитории и стоит ли участвовать в выставках игрушек

Как дела у бесконечного конструктора Mozabrick: 90000 продаж за полгода, производство в России и ещё кое-что

Привет!

Я Артур Шарафутдинов, один из основателей бесконечного конструктора Mozabrick. Подробнее про него можно почитать в другой моей статье. Если коротко, то мы с моим другом Иваном Шпигоцким придумали конструктор, из которого можно собрать любое изображение.

Мы начинали с нуля и за последние полгода продали 90 тысяч конструкторов — для нас это очень крутой рывок. Сейчас расскажу, как мы этого добились и что за эти полгода сделали нового. Может, наш опыт поможет другим предпринимателям.

Начали продажи в Германии

Германия — один из самых больших рынков в Европе. Мы продаём нашу продукцию в 30 странах, но за последние полгода очень круто пошли продажи именно в Германии.

С нашим партнёром, Александром, мы начали работать ещё в 2020 году. Он увидел конструктор в одном из роликов на Youtube и захотел сделать подарок жене. Но привезти наш конструктор в Германию было очень сложно.

Александр захотел продавать этот конструктор в Германии. Он связался с нами, получил тестовый образец, убедился в качестве и начал с нами работать. При этом у него не было никакого опыта в продаже хобби-товаров: до Mozabrick у него был бизнес по ремонту квартир и аренде домов на колёсах.

<p>Покупатели в Германии охотно постят свои картины в Инстаграме</p>

Покупатели в Германии охотно постят свои картины в Инстаграме

Продажи в Германии начались лишь в апреле 2021 года из-за проблем с логистикой, которые были у всех в мире в последние два года. С июля Александр вышел на неплохие результаты, а в праздники получил очень крутые продажи.

Мы посоветовали Александру масштабировать рекламу в Instagram. Он нанял рекламное агентство и начал постепенно увеличивать бюджет. В итоге только за декабрь он вложил 30 тысяч евро и продал 3 тысячи конструкторов. То есть на один конструктор у него ушло 10 евро, а это 14% от стоимости продукта. Это не много, особенно если учитывать, что на праздники очень большая конкуренция, а реклама в Германии стоит дороже, чем в России.

Мы помогали Александру с креативами для рекламы — давали ему те, которые показали хорошие результаты у нас, в России. Но на рынке Германии они не зашли и Александр сделал свои, которые в результате дали хорошие продажи.

<p>Один из креативов, который понравился аудитории Германии. Первое предложение переводится как «Превратите свои фотографии в бесконечные мозаичные произведения искусства»</p>

Один из креативов, который понравился аудитории Германии. Первое предложение переводится как «Превратите свои фотографии в бесконечные мозаичные произведения искусства»

Ещё Александр запартнёрился с Amazon. Он начал продавать ему нашу продукцию как оптовому покупателю, а не стал делать свой магазин на площадке. Получается, что Amazon заинтересован в продаже продукции и сам её продвигает, а Александр получает свою прибыль и хорошую узнаваемость бренда у немецкой аудитории.

Запустили ещё одно производство, но уже в России

На фабрике в Китае мы производили только пластиковые детали: кубики, ключик для извлечения кубиков, основы. Упаковку и инструкции делали в России, укомплектовывали в готовые наборы тоже здесь.

<p>Так выглядит часть нашего цеха, где мы укомплектовываем наборы. На фото машина, которая запаивает плёнку на готовой коробке</p>

Так выглядит часть нашего цеха, где мы укомплектовываем наборы. На фото машина, которая запаивает плёнку на готовой коробке

Изначально, в начале 2020 года, мы хотели производить пластиковые детали в России, но из-за пандемии на Российских фабриках была большая нагрузка. Европейские производители пошли на наш рынок в поисках площадки для производства и российским заводам было не до нас: какой-то стартап, неизвестные объёмы и сложные пресс-формы.

Когда Китай открылся, а в Европу и Россию, наоборот, пришёл вирус, мы решили искать производство там. Отсмотрели удалённо фабрики, получили тестовые образцы и выбрали одну — с ней мы и работаем по сей день. Сделали заказ пластиковых элементов, которого бы хватило на 2 тысячи готовых наборов, и в начале мая груз вышел из Китая.

<p>В таком виде к нам приходят кубики из Китая. После доставки мы раскладываем их по наборам</p>

В таком виде к нам приходят кубики из Китая. После доставки мы раскладываем их по наборам

В середине июня груз пришёл к нам на склад в Московской области, но мы не могли сразу начать продажи — нужно было время для комплектации наборов и съёмки первых рекламных роликов. Продавать конструкторы мы начали примерно через месяц, с середины июля 2020 года.

Мы стали постоянно работать с этим заводом — на фабрике круглосуточно штамповали детали, отправляли в Россию, здесь мы их комплектовали и продавали. Но из-за производства в Китае у нас были сложности:

  • Дорогая логистика. Сейчас привезти 40-футовый контейнер из Китая стоит 15 тысяч долларов, а летом 2020 года, когда мы только начинали, это стоило 4500 долларов.
  • Долгая доставка. Если раньше контейнер с деталями приходил к нам за 40 дней, то сейчас можно прождать и три месяца.

  • Тяжело контролировать товарные остатки. В декабре 2020 у нас уже заканчивались конструкторы, а доставка из Китая ещё не прибыла. Нам пришлось где-то приостанавливать рекламу, где-то повышать цены. Например, с 10 декабря мы просили блогеров, у которых купили рекламу, перенести публикации на январь — продукция заканчивалась быстрее, чем мы планировали.

Ещё с сентября 2020 года, когда у нас стрельнул наш продукт, мы возобновили общение с российскими фабриками, чтобы полностью сконцентрировать производство в России. Но большинство либо боялись браться, либо выдвигали невыполнимые требования, либо были очень некомпетентными.

В итоге мы вышли на компанию Ротоснаб. Это крупная производственная компания, работающая с известными брендами, которые мы все с вами знаем. После ряда консультаций с их специалистами и пары встреч мы решили, что если это российский бренд, который поставляет свою продукцию в другие страны, то давайте производить наборы здесь в России, тем более наша идея им очень понравилась. Так началось наше сотрудничество.

В первую очередь нужно было изготовить пресс-формы для производства пластиковых деталей для наборов. Это очень трудоёмкий и сложный процесс — мы должны были получить качественные пресс-формы, способные работать круглосуточно. К тому же мы делаем не лопаты или ведра, а декоративные изделия — здесь важен внешний вид, цвет самих изделий и 100% повторяемость.

Возникло много сложностей с моделированием деталей, так как они должны идеально подходить друг к другу. Если размер будет отличаться хотя бы на 0,1 мм, конструктор не соберётся. 3D-сканирование нам не помогло, пришлось снимать размеры изделий под микроскопом и использовать советские угломеры и радиусомер.

Производить пресс-формы начали на партнёрском заводе Ротоснаб в Китае. Но выяснилось, что даже проверенный десятилетиями партнёр не может сделать настолько качественную пресс-форму. Ведь если кубики будет отличаться от основы на 0,02 мм (а это, кстати, меньше человеческого волоса), то они уже не будут держаться.

Эпопея с изготовлением пресс-форм шла очень долго, не один месяц. Но в итоге мы добились необходимого качества.

Сейчас, например, одна пресс-форма за смыкание производит 192 кубика, на её изготовление мы потратили около 2 млн. ₽. Все кубики имеют однородную полировку, глянцевость, одинаковые размеры — мы не беспокоимся, что у клиента не соберётся набор, если он захочет докупить ещё кубиков.

Всего на изготовление пресс-форм мы потратили около 8 млн ₽. Это несколько форм для изготовления самих кубиков, форма для основы, пластины для крепления, кубика с нашим логотипом, ключа, которым можно вынимать кубики с картины.

<p>Это пресс-форма для производства основы. Одну основу можно сделать за 45 секунд</p>

Это пресс-форма для производства основы. Одну основу можно сделать за 45 секунд

Мы продолжаем сотрудничать с заводом в Китае, и должны были получить детали, полностью совпадающие по цвету и размерам с китайскими. Если клиент купит набор из китайских комплектующих и докупит кубики, произведённые в России, то отличий в цвете и в размерах быть не должно.

Как оказалось, подобрать цвет красителя в России — большая проблема. Перепробовали все существующие стандартные красители отечественных и иностранных компаний, но попасть в цвет так и не получилось. Тогда приняли решение разрабатывать краситель под каждый цвет отдельно, а это тоже непростая задача.

У производителя краситель может полностью совпадать с исходником, а при запуске в серию на производстве цвет может меняться. На это влияют многочисленные факторы: температура переработки, параметры станка на котором отливается изделие, базовый материал и так далее. Мы тестировали красители, давали обратную связь производителю, они нам разрабатывали снова, мы снова тестировали и так почти три месяца. В итоге мы добились 100% попадания в цвет с китайскими кубиками.

Завод компании Ротоснаб работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году, непрерывно производя наши изделия. Ежемесячно он производит около 42 миллиона кубиков, 28400 основ, 85200 пластин для крепления и по 7100 ключей и кубиков с логотипом, что хватает на 7100 наборов типа S. Это количество уже покрывает весь спрос в России.

<p>Так выглядит производство деталей. Рядом, в картонных коробках, лежат литники — то, что осталось от производства кубиков. После дробления эти литники можно использовать повторно</p>

Так выглядит производство деталей. Рядом, в картонных коробках, лежат литники — то, что осталось от производства кубиков. После дробления эти литники можно использовать повторно

А это уже видео производства. Чтобы основа была ровной, мы некоторое время удерживаем её при раскрытой форме

После запуска производства в России с одного набора S мы можем экономить до 250 рублей. Но эта экономия начнётся после того, как мы окупим вложения в пресс-формы — для этого нам нужно произвести не менее 31 тысячи наборов. После этого придётся ещё потратиться на обслуживание пресс-форм, но это малые расходы по сравнению с ценой всех пресс форм. Открытие производства в Россию мы считаем очень верным стратегическим шагом для нашей компании.

Запустили алмазную мозаику

Мы долго вынашивали идею сделать алмазную мозаику с нашим софтом. До этого нам около 10 человек говорили, что было бы круто выпустить алмазную мозаику по аналогии с Mozabrick, чтобы по собственной фотографии можно было собрать картину из страз.

<p>Алмазная мозаика — это набор для творчества, где надо выкладывать рисунок стразами</p>

Алмазная мозаика — это набор для творчества, где надо выкладывать рисунок стразами

Рынок алмазной мозаики уже сформировался в России — в месяц продаются сотни тысяч наборов. Мы понимали, что будет тяжело конкурировать с другими производителями и все силы сосредоточили на Mozabrick.

Когда мы поняли, что Mozabrick хорошо продаётся, то решили заняться и алмазной мозаикой. В мае 2021 года мы приступили к реализации идеи, договорились с российской фабрикой о производстве, сделали софт, а в августе получили первую партию.

В сентябре 2021 года мы представили свою алмазную мозаику на выставке «Мир детства». Она произвела большой фурор — у нас хотели купить выставочные образцы прямо со стенда для себя или для детей. В итоге мы нашли много дилеров и запартнёрились с сетевыми магазинами, с которыми начали работать.

На выставке «Мир детства» алмазной мозаикой заинтересовались много человек. На фото Денис Чухольский, менеджер оптового направления, рассказывает о мозаике посетителям выставки
На выставке «Мир детства» алмазной мозаикой заинтересовались много человек. На фото Денис Чухольский, менеджер оптового направления, рассказывает о мозаике посетителям выставки

Также у нас очень высокие продажи на маркетплейсах. Как только мы запустили продажи, то сразу встали на первые места в поисковой выдаче на Wildberries. При этом мы не делали почти никакой рекламы — сделали одну фотосессию и немного бартерных публикаций у блогеров. Вероятно, из-за того, что у мозаики хорошие продажи и отзывы, маркетплейсы поднимают её в поиске.

Так как ниша алмазной мозаики уже сформирована, мы понимаем, что масштабироваться и захватить рынок очень сложно. Поэтому мы запартнёрились с компанией Emblem — крупнейшим производителем алмазной мозаики в России, которая продаёт по 50 тысяч наборов ежемесячно. За небольшое вознаграждение мы дали им свой софт и они выпустили первую партию своих наборов. Уверен, что в нашем сотрудничестве есть большая перспектива.

В планах у нас найти фабрику в Китае, специализирующуюся на алмазных мозаиках, и начать поставки в другие страны. Из-за того, что в России не очень низкая себестоимость производства алмазной мозаики, отгружать в другие страны не выгодно. Скоро начнём искать производителя и будем выходить на рынки других стран.

Участвовали в выставках и ярмарках

Мы часто принимаем участие в российских и международных ярмарках и выставках. Так мы находим новых дилеров, залетаем в торговые сети и знакомим покупателей с нашей продукцией.

В сентябре участвовали в выставке «Мир детства» — это самая популярная в СНГ выставка детских товаров. Участие обошлось нам в 2 миллиона рублей. Из них 800 тысяч аренда места на 50 квадратов, 900 тысяч застройка, ну и по мелочи: образцы, промоматериалы и так далее.

<p>Стенды с Mozabrick на выставке «Мир детства»</p>

Стенды с Mozabrick на выставке «Мир детства»

В этом году мы хотели залететь на выставку игрушек в Нюрнберге, Германии. Это одна из крупнейших выставок в мире, где можно найти дистрибьюторов почти из любой страны. К сожалению, в этом году она проходит онлайн и результаты не такие хорошие, как хотелось бы. Подписав здесь всего 2–3 контракта мы могли бы полностью загрузить наше производство.

Параллельно с этим наши дистрибьюторы участвовали в выставках в США, Нидерландах и Великобритании. Все они отмечают высокий интерес к Mozabrick, но процесс выхода нового бренда не такой быстрый, а закупщики сетей достаточно осторожны. Конкретных результатов пока не знаю, но мы скоро их получим.

В этом году также участвовали в новогодних ярмарках. Их обычно проводят в самых проходных местах торговых центров, поэтому для нас это отличная возможность познакомить покупателей с нашими продуктами. В декабре мы открыли 4 собственные точки и 5 партнёрских.

<p>Так выглядел наш островок в ТЦ «Европейский» на новогодней ярмарке</p>

Так выглядел наш островок в ТЦ «Европейский» на новогодней ярмарке

Люди сейчас не так часто покупают что-то офлайн, но ярмарки дают нам отличную рекламу. Бывает так, что покупатели подходят, смотрят, спрашивают, тут же добавляют товар в корзину на Wildberries, благодарят продавца за консультацию и уходят.

Наснимали много нового контента для рекламы

Пока о нас знают не так много людей, как хотелось бы, поэтому мы активно вкладываемся в рекламу. Например, недавно сделали новый проморолик и сейчас активно продвигаем его через рекламу на Youtube.

Этот проморолик мы сняли всего за день, но много времени ушло на монтаж. В итоге производство заняло у нас полтора месяца

Мы пытаемся разобраться в новых для нас рекламных каналах, чтобы не быть зависимыми от блогеров. В последнее время с ними становится сложно работать: цену у них растут, придерживаться технического задания часто не хотят, а качество отснятого материала не соответствует нашим критериям. Естественно, это я говорю не про всех, но такие попадаются всё чаще и чаще.

Что в планах: увеличить продажи, запустить новые продукты и заехать на кикстартер

Теперь по порядку, что будем делать дальше:

  • В 2022 году планируем вырасти в три раза. Уже работаем над этим: в начале февраля мы переехали в большой офис и активно расширяем команду.

  • Будем дальше выпускать и продвигать новые продукты. Например, в конце декабря мы выпустили набор для создания картины из нитей Ring String и за первую неделю продали 500 штук. Для нового продукта это много. Позже напишу про этот набор отдельную статью.

  • В марте мы планируем выйти на Kickstarter с обновленной линейкой Mozabrick. Что это за линейка — пока секрет. Это был наш план Б, на случай если январская выставка в Германии не принесет ошеломительных результатов. Но так как выставка вовсе отменилась из-за вируса, то ничего другого не остается — в марте выходим на Kickstarter и за счет этого хотим повысить узнаваемость Mozabrick в разных странах.


193193
131 комментарий

Рады за вас ))) Молодцы.

38
Ответить

Да, реально молодцы

6
Ответить

Не знаю на счёт бизнеса, но сам конструктор скука смертная. Жене подарили на день рождения. Мы даже одну картинку на половину не собрали, потому что не интересно. А когда в магазине увидел цену, стала даже не удобно перед друзьями. Я купил себе нарды и шахматы, 2 в 1. Играю каждый день, вот это другое дело. И весело и голова работает.

22
Ответить

Спасибо за отзыв, это еще раз подтверждает что все мы немного разные и каждому свое. Я вообще не понимаю шахмат оффлайновых, зачем они нужны когда есть классные приложения для игры онлайн

11
Ответить

тоже не понял что там интересного. Бесконечная скука какая то. Хотя любит же кто то часами собирать пазлы из 1000 деталей, им наверное норм

9
Ответить

Ну значит это не ваше

3
Ответить

Я вообще не понимаю, как можно на такую хрень убивать время, ведь времени, как я понимаю тратится на сборку куча. Лучше научиться рисовать, лепить, вышивать, это умение останется с тобой всегда, и ты не будешь приложением к каким то пластиковым хреновинкам.

2
Ответить