{"id":14302,"url":"\/distributions\/14302\/click?bit=1&hash=85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","hash":"85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","title":"\u0411\u0443\u0445\u0442\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0444\u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0432 \u041a\u0430\u0437\u0430\u0445\u0441\u0442\u0430\u043d\u0435","buttonText":"","imageUuid":""}

Исследование: 40% компаний не перезвонят клиенту. Как менеджеры по продажам «сливают» лиды?

Человеческий фактор и несистемная работа с клиентами — вечные камни преткновения отделов продаж. Увы, они не сошли на нет во время очередного кризиса. В этом материале мы дадим ответ, как обстоят дела с продажами у отечественных компаний из разных сегментов. Делимся уникальной статистикой и показательными антипримерами реальных разговоров продавцов с покупателями.

Навигация

Почему это исследование касается каждого?

Любой человек на планете — покупатель. Одни покупки мы совершаем ежедневно, например, стаканчик кофе с собой. Другие раз в жизни: такие, как загородный дом. Очевидно, чем больше, величина покупки, тем сильнее муки выбора. Ударишь по рукам с недобросовестным застройщиком — всю жизнь будешь жить в кривых стенах. Впрочем, и купить кофе порой — тоже не такая уж простая задача. Можно замучать бариста вопросами о поставщике зерен, степени обжарки, способе приготовления, если для вас все это важно.

Какой бы ни была причина – сделать неправильный выбор боится каждый. Чтобы избежать ошибки, иногда приходится стать чуть ли не экспертом в области интересующей покупки. Если вы хоть раз покупали квартиру или машину, то и сами прекрасно знаете, сколько времени и нервов это отнимает. Покупка – это стресс. Поэтому клиентам нужна помощь. Задача любого продавца – успокоить и подсказать, какой выбор верный. Увы, это очевидно не каждому.

Зачастую менеджеры по продажам пренебрежительны к покупателям: оценивают внешний вид, интонации во время разговора и множество других субъективных критериев. Иными словами – они всегда находят обоснование «слить» покупателя. Это подтверждают наши исследования. По данным на 2017-й год 80% продавцов “сливают” потенциальных клиентов.

Причем речь о менеджерах тех компаний, которые покупали самую дорогую онлайн-рекламу. Мы неслучайно отбирали бизнесы, которые активно привлекают лиды. По нашей гипотезе – если компания, тратит деньги на рекламу в расчете на поток входящих заявок, то она будет до последнего работать с каждой. Ведь бизнес тратит, чтобы зарабатывать. В реальности все оказалось совсем не так.

Методология

Сегодня спустя 5 лет мы задались вопросом: «Что изменилось?». По нашим наблюдениям, покупатели стали еще избирательнее и требовательнее, чем раньше. Бизнес это чувствует и старается повышать качество сервиса. Растет популярность обучающих курсов для предпринимателей, руководителей, маркетологов и продавцов. Кроме того за эти годы оформился тренд на цифровизацию. Компании стремятся автоматизировать бизнес-процессы с помощью специальных сервисов. В частности мы видим рост спроса на CRM-системы – продукт, который помогает вести продажи системно, не опираясь на интуицию менеджеров.

Вдобавок ко всему – когда как не сейчас, в условиях кризиса, особенно такого нетипичного, навести порядок в продажах? Покупательская способность упала. Большинство ниш столкнулись с падением покупательского спроса.

Кроме того, каналов привлечения теперь мало, конкуренция в них возросла, а следом за ней и стоимость размещения рекламы. В новых реалиях каждая компания, которая тратит деньги на привлечение, по нашему глубокому убеждению – просто не имеет права “сливать” клиентов. Особенно если мы говорим о бизнесе в Москве, где очень высокая конкуренция.

На этот раз было отобрано 150 компаний из 15 отраслей, которые либо пострадали от кризиса и столкнулись с падением спроса, либо напротив – оказались востребованы в трудное время и испытывают повышенный спрос со стороны покупателя.

Мы сформулировали типовые поисковые запросы – посмотрели, какие компании покупают по ним рекламу в Поиске Яндекса, одном из наиболее востребованных сегодня каналов трафика. Затем начали звонить под видом тайного покупателя.

В конце каждого разговора мы предлагали продавцу связаться с нами на следующий день, чтобы озвучить свое решение о покупке. Причем даже готовы были продиктовать свой номер в случае, если он не определится автоматически. Логика простая: если наш контакт не запишут и забудут с нами связаться – значит мы никому не нужны. Иными словами – бизнес теряет заявки, сливает клиентов и рекламные бюджеты, потраченные на их привлечение. Поэтому и гипотеза осталась без изменений.

Мы верим: если компания готова тратить много денег на рекламу – она умеет работать с потоком входящих заявок. Так как отечественные бизнесы продают в 2022-м году? Спойлер: в целом лучше чем раньше, но отдельные отрасли – плохо. Послушайте сами ⬇

В видео примеры реальных разговоров продавцов с покупателями

Критерии оценки

Мы сформулировали 5 критериев с разным удельным весом: одни сильнее влияют на финальный результат, другие меньше. Итоговая оценка складывается из суммы накопленных за каждый критерий баллов. Максимум можно набрать 10. За что и как мы их начисляем?

  • Попытка дозвона

3 – дозвонились до компании с первого раза

2 – трубку взяли со второго

1 – с третьего

0 – никто так и не ответил после 3-х дозвонов

  • Скорость ответа

1 – ответили быстрее, чем в среднем по нише

0 – заставили ждать дольше или не взяли трубку

  • Контакт записан

1 – наш номер телефона записали

0 – не записали

  • Каналы связи

3 – с нами связались тремя способами: позвонили, отправили SMS и написали в мессенджере*

2 – напомнили о себе в двух каналах коммуникации

1 – только в одном

0 – о нас забыли

  • Связались вовремя

2 – с нами вышли на связь в течение суток с момента обращения (мы всегда просим связаться на следующий день)

1 – связались через сутки

0 – о нас вспомнили только на 3-й день или позже

*для итоговой статистики мы также вели учет мессенджеров, которые выбрали сами продавцы, чтобы связаться с нами

Исследование

Результаты каждой компании мы заносим в турнирную таблицу, чтобы определить лучшую в нише. Если участники рейтинга набирают равное количество баллов – выше оказывается тот, кто на входящий звонок ответил быстрее.

Напомним, 10 баллов – наивысшая оценка, которую компания может получить в общем зачете. В каждой нише мы отбирали по 10 компаний. Следовательно сама отрасль суммарно может набрать до 100 баллов.

Теперь приступим к расчетам. Мы будем производить их как для каждой компании отдельно, так и для отрасли в целом. Индустрии в основном группируем по общей тематике

Автодилеры

Зарубежные автомобильные бренды покидают страну и прекращают поставки новых машин, из-за чего возникает дефицит, а цены на остатки растут. Предложение сильно сократилось, вместе с ним падает и спрос. По идее это означает, что за каждого потенциального клиента автодилеры будут бороться до последнего. Проверим так ли это.

Для легенды мы выбрали машину, которая будет уверенно чувствовать себя на российских дорогах – полноприводный внедорожник. Выбор большинства россиян. Бюджет по нынешним меркам немного выше среднего – от двух до трех миллионов рублей. Тем не менее это приличная сумма, которую либо долго копят, либо берут в кредит. Поэтому в новой машине нас интересовало многое: тип и объем двигателя, его надежность, плавность хода, год выпуска, электронная начинка, сколько машина простояла в салоне и стоимость техобслуживания. Мы досконально опрашивали продавцов.

По типовым запросам «Купить машину / авто», «Новая машина / авто» – мы отобрали 10 компаний из топа поисковой выдачи с пометкой «Реклама». Это индикатор, по которому мы понимали, что компания не жалеет бюджет на рекламные места в результатах поиска в Яндексе.

В итоге обработали входящий запрос и напомнили о себе все компании. «АвтоСпецЦентр Nissan» и «Лайт Авто» взяли трубку лишь со второго раза. В среднем нам отвечали за 36 секунд, но есть и антирекорд – 2 минуты. Всеми возможными способами коммуникации воспользовались только 3 компании. Сразу после звонка 7 компаний отправили нам SMS-визитки с личным номером телефона продавца и адресом дилерского центра. При этом несколько менеджеров продублировали свои контакты в WhatsApp. Всего мессенджеры использовали 4 компании.

В целом мы были приятно удивлены: все менеджеры качественно обработали запрос клиента и записывали номер телефона без уговоров. В условиях кризиса, даже несмотря на дефицит новых автомобилей – отрасль демонстрирует хорошие результаты. Суммарно автодилеры набирают 82 балла.

Автосервисы

Трудности авторынка затрагивают и сервисы – люди откладывают покупку новой машины и стараются увеличить срок службы текущей. Из-за сложностей с поставками запчастей на иномарки – ремонт ожидаемо подорожал. Как все это повлияло на качество работы автосервисов с потоком новых клиентов?

По легенде у нашего тайного покупателя сломалась машина – популярная модель немецкой марки. Симптомы нашей неисправности – свист под капотом. И мы надеемся, что менеджер на другом конце трубки успокоит нас, подскажет сколько примерно будет стоить ремонт, сориентирует по срокам и предложит запись в автосервис. А самое главное – позвонит и напомнит нам о ней. Об этом мы сами просим в конце каждого разговора.

По поисковым запросам «Автосервис Москва» и «Ремонт авто в Москве» мы отобрали 10 компаний из топа выдачи с пометкой «Реклама».

Трубку все компании брали с первого раза. Средняя скорость ответа в этой нише – 40 секунд. В большинстве сервисов нам отвечали быстрее. Но две компании заставили нас ждать несколько минут: «VAG Service» и «На колесах». Из 10 компаний 2 сразу сказали, что перезванивать нам не будут: «Вот машина засвистит, тогда и вспомните» и «Без вас работы хватает». По итоге 5 компаний вернулись к с напоминанием в оговоренные сроки. Из них 3 перезвонили, а 2 написали. Только одна напомнила о себе дважды и звонком и сообщением в WhatsApp, но с опозданием. Коммуникация с Автосервисами максимально неразнообразна.

Во время одного из разговоров наш тайный покупатель чуть не оглох. На фоне раздавался громкий скрежет, свист и шум, за которым мастера было почти не слышно.

Как мы ни старались, не получилось выделить ни одну компанию, которая смогла бы качественно обработать наш запрос. Это связано с тем, что 9 из 10 ответивших нам сотрудников оказались мастерами автосервиса. Их дело – ремонт, а не продажи. Итоговый результат – 64 балла.

Автострахование

Пока авторынок страдает от дефицита, страховщики напротив столкнулись к концу года с повышенным спросом. Обезопасить себя и своё имущество хочет каждый. При этом цены на страховку растут пропорционально спросу.

По легенде – у нас все тот же немецкий внедорожник. Приобрели его недавно и хотим застраховать по КАСКО. Фиксированной цены нет – все зависит от машины, ее марки, модели, цены, состояния и самого водителя. Иными словами, верхней граница неизвестная. Поэтому наш тайный покупатель решил узнать, на какую сумму он может рассчитывать при своих вводных.

По запросам «Купить КАСКО», «Автостраховка» и «Страховка машины» в поиске Яндекса мы отобрали 10 компаний из топа выдачи с пометкой «Реклама».

Мы дозвонились до всех компаний с первого раза. Средняя скорость ответа – 19 секунд. Сразу после звонка 4 менеджера отправили нам свои визитки в WhatsApp. Трое со списком необходимых документов, но один Interins со ссылкой на сайт. На веб-страницу нас отправили и bip.ru, но только с помощью SMS. Всего из 10 компаний 8 напомнили о себе, преимущественно с помощью сообщений. Ни одна из компаний не воспользовалась всеми возможными каналами связи.

В большинстве случаев нас вели по воронке продаж. Менеджеры предлагали встречу в офисе. Однако нам, в первую очередь, нужна была консультация по телефону. Ответить на волнующий нас вопрос: «Сколько примерно будет стоить страховка?» – смогли не все. Например, в bip.ru нам прямо сказали: «возможности проконсультировать нет» и отправили на сайт. В «Грэйл Капитал» нам тоже отказали – не принесете документы, не будет консультации. Но без консультации нет и клиента.

Несмотря на пару ярких антипримеров, результаты ниши Автострахования в целом оказались хорошими: 73 балла в общем зачете.

Новостройки

Объемы продаж новостроек в Москве в 2022-м году сократились по разным оценкам от 14% до 22%. Предложение превышает спрос. Продавцы, по идее, должны бороться за каждого клиента. Наш тайный покупатель проверил, так ли это.

По легенде мы покупаем двухкомнатную квартиру в новостройке. С красивым видом из окна, развитой инфраструктурой, транспортной доступностью, вблизи метро. Бюджет был разным: мы исходили из средней стоимости подходящей квартиры в каждом ЖК. Мы отобрали 10 компаний с пометкой «Реклама» по типовому поисковому запросу: «Купить квартиру в Москве».

Каждый менеджер брал трубку с первого раза. В среднем нам отвечали за 20 секунд, но половина компаний продержала нас на линии дольше. Все до одной напомнили о себе. После разговора 8 компаний из 10 отправили нам SMS-визитки с личным номером телефона менеджера и адресом офиса продаж. При этом 4 продавца продублировали информацию в WhatsApp. В целом для переписки с клиентами мессенджер использовали 6 компаний. При этом треть отделов продаж новостроек воспользовалась всеми каналами коммуникации: телефон, SMS, мессенджер. Такую же ситуацию мы наблюдали у автодилеров.

Преимущественно все качественно обработали запрос нашего тайного покупателя, подробно рассказали о своих жилых комплексах и задали уточняющие вопросы. Ни один из продавцов не хотел терять клиента. Результат отрасли – 85 баллов.

Однако некоторые в свой борьбе за клиента немного переусердствовали. Так менеджер ЖК «Событие», когда стоимость квартиры превысила бюджет нашей легенды, в лоб спросил у нашего тайного покупателя: «За сколько месяцев вы увеличите бюджет?». Это не самый тактичный вопрос, который скорее может оттолкнуть, чем подогреть интерес к покупке. В довесок продавец напугал нас ростом цен в ближайшее время.

Мы расцениваем это, как манипуляцию. В отдельных случаях, такая тактика общения с клиентом может сработать. Например, когда покупатель уже вложился в сделку: изучил все предложения, посетил встречу и даже забронировал интересующий лот. В таких условиях манипуляции с ценой из разряда «Когда накопите?» могут сработать. Ведь клиенту сложнее отказаться от покупки, когда он сам потратил силы и время. Сооснователь amoCRM Михаил Токовинин писал об этом в книге «Продажи людям». Там вы найдете и множество других прикладных примеров.

Загородные дома

Спрос на загородную недвижимость с лета начал постепенно восстанавливаться после падения в начале года. На строительство домов сильно сказался рост цен на материалы, что отразилось и на итоговой стоимости проектов. Несмотря ни на что наш тайный покупатель хочет построить дом мечты и надеется, что ему помогут.

По легенде мы хотели просторный двухэтажный дом в ближайшем Подмосковье. Бюджет также различался в зависимости от проектов, представленных на сайтах компаний. Поисковой запрос – «Построить дом».

Сразу нам ответили 8 из 10 компаний, оставшиеся две – со второй попытки дозвониться. Средняя скорость ответа 28 секунд. 8 менеджеров перезвонили, хотя в «Технологии» вспомнили о нас лишь спустя неделю. Информацию по проекту нам отправили 7 продавцов. Для этого они использовали мессенджер WhatsApp, а «Канадская изба» еще и SMS. Это единственная компания в нише, которая воспользовалась всеми доступными каналами коммуникации.

В целом, впечатления от общения с менеджерами остались положительными, за парой исключений, которые сильно испортили статистику в нише. Так в «Три топора» ответили не с первого раза и вдобавок продержали нас на линии полторы минуты. Проконсультировать нас тоже не смогли – трубку снял сметчик, который был на выезде и не мог разговаривать. Судя по всему, продавцов в компании нет. В «Эталон стройдом» менеджер честно признался, что цену взял из головы. Это не то, что ожидаешь услышать, когда планируешь дорогостоящее строительство. А менеджер «ЯСКА» упорно отправлял нас на сайт, даже обещал отправить нам ссылку на него, но, по всей видимости, забыл. С нами никто не связался ни в тот день, ни после. Тем не менее, это частные случаи. Общий результат отрасли – 78 баллов.

Ремонт квартир

На фоне роста цен на строительные материалы и работы, россияне все чаще откладывают ремонт в своей квартире. Решаются в основном те, кто больше не может ждать или недавно въехал в квартиру с голыми стенами. Среди них – наш тайный покупатель.

По легенде мы недавно купили квартиру c предчистовой отделкой. Нам нужен ремонт под ключ по дизайн-проекту. Это значит, что ремонтные работы не должны занять много времени. Любой компании из этой сферы такой заказ должен быть интересен.

По типовым запросам «Ремонт квартиры» и «Ремонт под ключ» мы отобрали 10 компаний из топа поисковой выдачи Яндекса.

Сразу нам ответили 8 компаний из 10. Средняя скорость ответа – полминуты. Быстрее всех взял трубку «Рускомстрой» – всего 4 секунды. Антипример – «Гефест», который продержал нас на линии долгие 3 минуты. При этом перезвонили нам 9 из 10 компаний. Но только 3 в дополнение к телефону воспользовались мессенджером. Они написали нам в WhatsApp.

Как правило, менеджеры вели нас по воронке продаж – пытались договориться на встречу с замерщиком, составить смету. В том же «Рускомстрое» отказались назвать даже приблизительную стоимость работ до встречи. В целом, это грамотный подход. Компания не создает ложных ожиданий. Кроме того, в случае отказа от покупки в пользу другого подрядчика, клиент может столкнуться с негативным опытом. В таком случае он обязательно вспомнит о компании, в которой не купил. Возможно даже именно ее будет советовать своим друзьям и знакомым со словами: «У меня ремонт плохой. Но закажи я его в той компании, был бы хороший».

Впрочем были и примеры которые можно трактовать только однозначно плохо. Менеджер «Ремонт и Точка» на первом звонке отказался нас консультировать, потому что был на обеде, «а вызов на него случайно упал». На просьбу переключить на другого продавца, он ответил, что перезвонит сам «минут через пятнадцать». В итоге во время долгожданной консультации он запутался в цене. Как говорится: «Наелся сыт, так и стал знать стыд». Тем не менее в общем зачете результат хороший – 73 балла.

Фитнес-клубы

Фитнес-рынок стагнирует, причем даже не с 2022-го года, а с начала пандемии коронавируса. Наш тайный покупатель уверен, что его засыпят предложениями, стоит ему только появится на радарах.

По легенде мы ищем фитнес-клуб недалеко от работы или дома. Готовы приобрести абонемент сразу на длительный период. Интересуемся, есть ли групповые занятия, с личным тренером и бассейн.

Компании для обзвона мы отобрали по типовым запросам «Фитнес-клуб» и «Абонемент в фитнес-клуб».

Сразу взяли трубку 9 из 10 компаний, лишь MyFitLab ответили со второго раза. Средняя скорость ответа в нише – 32 секунды. Нам перезвонили все компании, кроме WeGym. При этом целых 7 менеджеров написали нам в WhatsApp, а двое из них еще и отправили SMS.

Как мы и ожидали, из-за кризиса фитнес-клубы цепко хватаются за каждого клиента. Менеджеры подробно отвечали на наши вопросы, объясняли разницу в абонементах и активно приглашали на гостевой визит. Впрочем, некоторые были даже чересчур настойчивы. Но уже в звонке, а в мессенджере.

Вероятность того, что человек возьмет трубку с неизвестного номера и выслушает супер-выгодное предложение – ничтожно мала. В то время как шанс прочтения рассылки – намного выше. Особенно если клиент уже переписывался с компанией раньше. Вот и нас завалили сообщениями о самых выгодных клубных картах. Более того, их продолжали присылать даже после исследования. Неудивительно, что отрасль получила высокую оценку – 79 баллов.

Стоматологии

Спрос на платные медуслуги снизился на фоне падения платежеспособности населения. В такой ситуации, по нашим ожиданиям, клиники должны бороться за каждого потенциального клиента. Особенно, когда речь идет о традиционно дорогостоящем лечении зубов.

По легенде, наш тайный покупатель решил: если уж идти к стоматологу, то надо делать все и сразу. Чистка зубов, отбеливание, замена пломбы и т.д.. Еще в перспективе – удаление зуба мудрости. Целый веер услуг. Проверим, заинтересует ли такой «горячий» клиент столичные стоматологии.

Компании были отобраны по поисковым запросам «Стоматология в Москве» и «Стоматолог Москва».

Из 10 компаний 8 подняли трубку сразу. Средняя скорость ответа в нише – 16 секунд. При этом перезвонили нам 9 компаний из 10. Однако написали только 3 – все в WhatsApp. «Дантистофф» единственные – кто использовал все каналы: звонок, мессенджер и SMS. Очевидно, в этой нише связываться с клиентом предпочитают по телефону.

Практически каждый менеджер старался записать нас на прием сразу и подробно консультировал о тех услугах, которые нас интересовали. Мы столкнулись лишь с одним исключением – попали на стажера в стоматологии «Мудрый Зуб». Во время разговора девушка растерялась и позвала к телефону врача, чтобы ответить на наши вопросы. С одной стороны, клиент не должен попадать в ситуации, когда его не могут оперативно проконсультировать. С другой – делаем скидку на то, что сотрудник проходит обучение. Тем не менее, по нашему мнению – в бизнесе у каждого должны быть своя роль. В данном случае: менеджер должен консультировать и продавать, а стоматолог – лечить. Когда роли пересекаются – эффективность падает. Закрывая глаза на этот пример, с радостью начисляем отрасли 73 балла.

Услуги психолога

Резкий скачок спроса на психологическую помощь был отмечен еще весной. Ничего удивительного: в последнее время россияне все чаще испытывают стресс. Как следствие, частные клиники должны уметь справляться с наплывом клиентов.

По легенде мы столкнулись с профессиональным выгоранием и ищем специалиста в частной клинике, который поможет преодолеть эту проблему. У менеджеров мы выясняем стоимость,

Наши поисковые запрос – «Психолог Москва», «Консультация психолога». По нему мы отобрали 10 компаний из топа выдачи с пометкой «Реклама».

С первого раза нам ответили почти все компании, только до «Нейро-пси» пришлось дозваниваться трижды. Причем с последней попытки трубку тоже не взяли. Мы уже потеряли надежду, но через 15 минут нам поступил входящий звонок. В среднем трубку брали за 18 секунд. Из 10 менеджеров 6 перезвонили нам, а написали только 3 – все они использовали WhatsApp.

В целом, нас старались вести по воронке, отвечали на вопросы и даже задавали в ответ уточняющие, чтобы лучше понять наш запрос и направить к нужному специалисту. Однако, так делали не все.

В «Роса Клиник», когда мы попросили напомнить о себе, ссылаясь на забывчивость, нам посоветовали поставить «напоминание на телефончик». После уговоров наш номер все же записали, даже спросили про удобное время звонка, но мы его так и не дождались.

Худший разговор состоялся с менеджером «Клиники доктора Исаева». Нам попался крайне равнодушный специалист, который представился медработником. Он не только отказался перезванивать, но и обесценил нашу проблему: «Я не верю вам, что в 20 лет можно “выгореть”».

Мы считаем, что это не только непрофессионализм, но и неуважение к клиенту, которому нужна помощь по чувствительному вопросу. Такое поведение бросает тень как на клинику, так и на отрасль – вызывает недоверие. Это очередное подтверждение тезиса, что на месте продавцов не могут быть люди, не имеющие к этому отношения. «Клиника доктора Исаева» заняла не последнее место в турнирной таблице только из-за высокой скорости ответа на входящий звонок. Итоговая оценка ниши с учетом антипримеров – 68 баллов.

Турагентства

Спрос на новогодние туры в Европу по известным причинам упал в десятки раз, констатирует Ассоциация Туроператоров. В то же время отмечается рост спроса на горнолыжные курорты Турции. Одно из немногих прямых направлений, которые сейчас доступны. Кроме того Турция всегда пользовалась популярностью у наших туристов в любое время года. В эту страну мы и решили отправиться на отдых. Варианты искали по простому поисковому запросу «Туры в Турцию».

9 из 10 компаний ответили нам сразу. В среднем, трубку брали за 19 секунд. Но только половина менеджеров перезвонила нам. При этом сообщения отправили 7 компаний. Все в WhatsApp.

Несмотря на то, что только треть турагентств «слили» лид, вопросы есть ко многим. Так, в Inturion мы почему-то попали на секретаря, который не смог перевести на менеджера и попросил нас подождать обратный звонок. Надо ли говорить, что не на это рассчитывает заинтересованный клиент, когда ему отвечают по телефону? Он уже потратил силы, чтобы дозвониться, и готов был выделить время на разговор.

Особенно отличились «ТурСкидки» и GammaTravel. В первой компании менеджер работал с клиентами, которые пришли офис, и в грубой форме посоветовал нам последовать их примеру. В консультации по телефону нам было отказано. Продавцу во второй компании тоже было не до нас – мы точно также отвлекли его от работы с посетителями офиса. «Вы эфемерный клиент. Неизвестно полетите вы с нами или нет. А передо мной люди сидят, которые пришли бронировать» – сказал нам продавец и бросил трубку. Из-за такого подхода отдельных менеджеров к своей работе, отрасль набирает 67 баллов.

Иммиграционные агентства

С начала года Россию покинули более миллиона граждан. Пик пришелся на конец сентября. На этом фоне ожидаемо вырос спрос на получение ВНЖ и гражданства других стран. Вот и мы по легенде хотим переехать в Европу, поступить там в университет и остаться жить.

По запросам «Иммиграция в Европу» и «Гражданство Европы» мы отобрали 10 компаний. Тем не менее в поисковой выдаче Яндекса по этому запросу также оказались страны из других регионов.

С первой попытки трубку взяли 7 из 10 компаний. Еще две: «БЮРО» и MigrationAtlas – со второго и третьего раза соответственно. До International Expert мы и вовсе не дозвонились. В среднем нам отвечали за 11 секунд, но есть и самый большой антирекорд исследования – «Российско-Израильский Консультационный Центр» продержал нас на линии 12 минут.

При этом, написали нам всего 8 менеджеров. Из них 6 предпочли для этого WhatsApp и только 2 – Telegram. Единственная отрасль, которая воспользовалась другим мессенджером.

Как правило, продавцы старались максимально подробно рассказать о процедуре иммиграции и получения гражданства Евросоюза. Многие приглашали в офис для более подробной консультации или оформления договора. Однако одна компания все же отличилась.

Так, в «Permesso Италия» нас совсем не хотели консультировать и упорно посылали нас на сайт за более подробной информацией. Мы в ответ просили уделить нам время здесь и сейчас в телефонном разговоре. Ведь наш тайный покупатель для того тратит время на звонки, чтобы его отправляли читать информацию на сайте. К сожалению, этот аргумент не убедил продавца. На резонное замечание, зачем же он тогда нужен, если не дает консультаций – мы получили ответ «Придумайте сами». Вполне закономерно, что отрасль набирает всего 65 баллов.

Визовые агентства

После отмены упрощенного режима получения шенгенских виз для россиян – услуга подорожала и обросла бюрократическими препятствиями. Ожидаемо спрос на нее упал, причем накануне новогодних праздников почти в 10 раз в сравнении с декабрем прошлого года. В таких условиях По легенде нам понадобилась шенгенская виза, чтобы посетить несколько европейских стран и слетать на короткий отдых.

По поисковому запросу «Виза в Европу» мы отобрали 10 компаний из топа выдачи Яндекса с пометкой «Реклама».

На наш звонок ответили сразу 9 из 10 компаний – до еще одной мы так и не дозвонились даже с 3-й попытки. В среднем менеджеры поднимали трубку за 39 секунд. На следующий день нам перезвонили всего 4 компании. При этом написали нам 8 – все они использовали WhatsApp.

Практически все менеджеры охотно отвечали на наши вопросы, предупреждали о сложностях вроде очереди на подачу документов в консульстве или причинах возможного отказа. Однако несколько компаний все же отличились. Так, у «Единого визового центра» постоянно пропадала связь и мы практически не слышали менеджера.

Продавец из «Визового Центра ЕВРОПА» явно не был готов нас консультировать. «Ну даже не знаю, что вам сказать» – не та фраза, которую клиент озабоченный переездом в другую страну, хотел бы услышать от консультанта. Под конец диалога нашему менеджеру и вовсе начали подсказывать на заднем плане.

В Easy-visa просьбу связаться на следующий день назвали «детским садом». После долгих переговоров менеджер итоге согласился перезвонить нам и даже записал номер. Но звонка мы так и не дождались. Увы, если бы не этот случай, результат был бы лучше. Ниша набирает 70 баллов.

Аренда помещений

Из-за кризиса и возросших рисков арендаторы требуют от арендодателя скидки и льготы. Собственники помещений вынуждены идти на уступки и терять прибыль, чтобы не лишиться ее совсем.

По легенде мы хотим въехать со своим магазином плитки в помещение в центре города. В этот раз мы отказались от традиционной методики отбора компаний из поисковой выдачи Яндекса. Вместо этого прошлись по улице в поисках объявлений на фасадах зданий. Мы скопировали подход из аналогичного исследования прошлых лет, чтобы сопоставить данные: тогда и сейчас.

Мы намеренно сузили зону поиска до центра Москвы – традиционно тут высокие арендные ставки. Значит, по идее, собственники помещений должны быть заинтересованы как можно быстрее сдать пустующую площадь. Мы прошлись по Садовому кольцу и Проспекту Мира – собрали 10 номеров телефонов с наружной рекламы и начали звонить.

С первого раза трубку подняли 7 арендодателей из 10. Еще двое – с третьего, а до последнего мы так и не дозвонились. В среднем нам отвечали за 15 секунд. 6 арендодателей не забыли о нас и связались после нашего обращения, но один невовремя.

Как правило нам охотно отвечали на вопросы и рассказывали о помещениях, многие интересовались подо что мы хотим арендовать его. Хотя один из собственников (Земляной Вал, д. 6 стр. 1) на вопрос о проходимости места сказал, что не считает ее и «если вам надо – посчитайте сами». Неудивительно, что с таким отношением к потенциальным арендаторам эта ниша набирает только 57 баллов.

Ивент-агентства

Компании сокращают бюджеты на мероприятия и корпоративы с привлечением ивент-агентств. Тем не менее спрос, по словам представителей индустрии, постепенно восстанавливается. Мы решили его поддержать. По легенде нам хочется устроить корпоратив в честь дня рождения компании. Список телефонов собрали из рекламных объявлений на Яндексе по запросам «Организация корпоратива» и «Ивент-агентства».

С первой попытки трубку подняли 7 компаний, еще одна – со второй, а до еще двух мы так и не дозвонились. В среднем нам отвечали за 25 секунд. Всего напомнили о себе 6 менеджеров: каждый написал нам в WhatsApp, при этом перезвонили только 4 из них, еще один отправил SMS.

Те, кто записал наш номер телефона в основном без замечаний работали с нашим запросом. Однако в разговорах с двумя компаниями складывалось впечатление, словно они совсем не заинтересованы в клиенте.

Так в Activity group мы столкнулись с менеджером, который опросил нас, а потом передал информацию другому продавцу. Тот не стал нам перезванивать, но хотя бы написал.

А вот компания Redline event и вовсе забыла про нас. Менеджер, на которого нас перевело голосовое меню, почему-то оказался в метро. Не беда, мы попросили связаться с нами позже. Но увы – так и не дождались ни звонка, ни сообщения. Шанс продать клиенту на полмиллиона рублей уехал в тоннель вместе с вагоном метро. К сожалению, из-за подобных казусов ниша набрала всего 55 баллов. Антирекорд нашего исследования.

Реплика обуви

На фоне ухода многих иностранных брендов одежды, обуви и аксессуаров с рынка – репликой никого не удивить. Эксперты рынка ожидают рост спроса на поддельную продукцию. Поэтому мы решили проверить, как продавцы из этого сегмента справятся с наплывом клиентов.

По легенде мы хотим приобрести копию кроссовок популярного бренда. Обязательно качественную, с доставкой и примеркой. Наши поисковые запросы: «Купить кроссовки реплика», «Купить реплику кроссовок» и «Кроссовки реплика».

С первой попытки нам ответили 8 компаний. В среднем нам отвечали за 17 секунд. До NikeHub пришлось дозваниваться трижды, а MSC STORE и вовсе сбрасывали нас, хотя в тот же день написали нам в WhatsApp, где мы и попросили обратный звонок. Хорошо, что состоялся он в тот же день.

Продавцы старались: рассказывали о своем товаре, отвечали на вопросы, не скрывали, что торгуют репликой. Впрочем, в KROSALE нас консультировать отказались, ссылаясь на отсутствие возможности. И судя по звукам на фоне продавец явно был не в офисе. О просьбе перезвонить нам позже он так и не вспомнил. В MODNO-MODA даже не стали давать нам ложных надежд – там сразу отказались записывать номер.

Вопреки нашим заниженным ожиданиям, в общем зачете ниша все же продемонстрировала неплохой результат. 8 компаний не забыли о нас и вышли на связь. Причем почти все за исключением MSC STORE сделали это в тот же день. Они оперативно связались с нами в WhatsApp, где поделились фотографиями интересующих нас пар обуви и сориентировали по стоимости. Итоговый результат – 65 баллов. Выше ожиданий.

Результаты. Кто возглавил «Рейтинг продаж 2022»?

По результатам общего зачета максимальные 100 баллов не набрала ни одна отрасль. Ближе всех к наивысшей оценке подобрались отделы продаж Новостроек. Также в топ-3 вошли: Автодилеры и Фитнес-клубы. Тройка лидеров не упустила ни одной заявки. Это единственные ниши, в которых все тестируемые компании напомнили о себе.

Хуже всех показала себя Ивент-индустрия. Вторые с конца – Арендодатели. Оговоримся, это единственная ниша, где мы звонили по номерам из наружной рекламы на фасадах зданий, а не Яндекса. Мы скопировали подход из аналогичного исследования прошлых лет, чтобы сравнить данные. По итогу ниша показала себя лучше: 80% «слитых» лидов тогда, против 40% сейчас. Результат улучшился вдвое. Несмотря на это арендодатели на предпоследней строчке

Кто еще за последние 5 лет стал лучше работать с потоком лидов: записывать контактные данные и напоминать о себе?

• Туристическая индустрия / Турагентства: тогда – 78% потерянных клиентов, сейчас – 30%.

• Фитнес-клубы: тогда – 67%, сейчас – 0%.

• Автострахование: тогда – 67%, сейчас – 20%.

• Новостройки: тогда 61%, сейчас – 0%.

• Строительство домов: тогда – 58%, сейчас – 10%.

• Частные клиники / Услуги психологи: тогда 62%, сейчас – 20%.

• Ивент-агентства: тогда – 45%, сейчас – 40%.

Полный список отраслей с результатами 2022-го года представлен ниже. В спорных моментах, при равном количестве набранных баллов – на верхней строке располагается отрасль, где средняя скорость ответа на входящий звонок выше.

Итоговая статистика

Мы можем утверждать – в этот кризис отечественные бизнесы относятся к продажам ответственно. Если по данным на 2017-й год в среднем нам перезвонили лишь 20% компаний, то в 2022-м уже 60%. Показатель вырос в 3 раза.

Конечно, можно сделать поправку, что в нашу выборку попали в основном московские компании. Впрочем, от этого исследование только выигрывает – в столице конкуренция очень высока. Где как не здесь проверять нашу гипотезу о борьбе за клиента.

Однако, 40% компаний по-прежнему не перезванивают. Цифра выглядит пугающей, если не брать во внимание другие способы коммуникации. В особенности речь про сообщения. Сегодня сложно представить себе общение друг с другом без них. С учетом не только звонков, но и сообщений нам напомнили о себе 80% компаний, а забыли о нас только 20%. Иными словами за последние годы статистика улучшилась не в 3, а в 4 раза.

Заметим, что входящих звонков и сообщений мы получили поровну – по 60%. Однако менее половины компаний (42%) использовали оба способа коммуникации, чтобы связаться с нами: звонок и сообщение. Еще 5 лет назад тенденция вести переписку с клиентом не прослеживалась так явно.

Кроме того, если углубится в каналы входящих сообщений – мы увидим интересные цифры. Мессенджеры используют 52% компаний. Причем преимущественно WhatsApp. Лишь 2 из 150 написали нам в Telegram. Право выбора мессенджера мы оставляли за продавцами. Более того, наш тайный покупатель каждый раз просил только перезвонить ему. Менеджеры сами уточняли, не против ли мы переписки в WhatsApp.

Это именно выбор самих продавцов. Об этом говорят наши дополнительные подсчеты: 60% менеджеров, которые написали нам в WhatsApp, сделали это из своего личного профиля. Бизнес-аккаунт использовали 40%.

28% компаний игнорируют мессенджеры: они ограничились только звонком и/или SMS. Оставшиеся 20% – «слили» лид. Из них: 16% не дали никакой обратной связи, а до 4% мы так и не дозвонились, даже с 3-й попытки.

Выводы и рекомендации

SMS-сообщения оказались наименее востребованным каналом. С нашей точки зрения, это объясняется тем, что с их помощью невозможно вести двустороннюю коммуникацию между бизнесом и клиентом. SMS рассчитаны на одностороннее общение: компании используют их в основном для рассылок. Отметим также, из-за низкой популярности таких сообщений – всего 5% компаний вышли с нами на связь одновременно в трех каналах коммуникации: телефон, мессенджер и SMS.

Как следует из нашей статистики, для двустороннего общения с клиентом сами продавцы все чаще выбирают мессенджеры. В отличие от звонка, переписка в чате позволяет получить информацию прямо сейчас, а ответить потом. Хорошо все взвесив и обдумав. Или просто, когда будет удобно.

Телефон в сравнении – неэффективная коммуникация. В ритме мегаполиса на звонок не всегда удобно ответить. А нужно здесь и сейчас, иначе разговор не состоится. Это неудобно. Люди не хотят, чтобы в их личное пространство вторгались. Вдобавок, когда тебе без конца названивают – это вызывает раздражение. Вы, скорее всего, пошлете дозвонившегося куда подальше, после того как он трезвонил вам целый день.

Кроме того телефонные звонки не дают никакого разнообразия – это только коммуникация голосом. Мессенджеры напротив: предлагают возможность обогатить общение смайликом, стикером, гифкой, картинкой, видео, голосовым сообщение и, если очень нужно, тем же самым звонком, даже по видеосвязи.

Одним словом, мессенджеры – это классно, удобно, они быстрые и всегда под рукой. Мы всегда говорили, что за ними будущее и давно обратили на них внимание. Поэтому amoCRM – самая оптимизированная система для работы с мессенджерами. Кстати, до 31-го декабря действует Новогодняя акция. Успейте воспользоваться уникальной возможностью получить максимальный функционал с ощутимой выгодой.

Если для вас важно в современных реалиях не терять клиентов – переходите в мессенджеры. Ваши продавцы используют личные профили для общения с клиентами? Заведите бизнес-аккаунт WhatsApp или чат-бот Telegram и подключите их к CRM. Это даст вам возможность автоматически фиксировать каждое обращение из мессенджера, планировать дальнейшую коммуникацию, следить за ее ходом и контролировать. Не теряйте клиентов! Роста продаж и удачи вам в Новом году!

Подписывайтесь на наш блог ради не менее полезных материалов.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Артем Шилин

"Кому надо, тот и так купит" — из списка золотых цитат немного ленивых продавцов.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Нормальный менеджер или владелец бизнеса, таких звонарей мозгососов, которые не про деньги, вычисляет с первой фразы и начинает сливать (именно это я в видео и услышал). Клиент, которому реально надо решить задачу, никогда не разговаривает так. КГ/АМ

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Спивак

Типичный ответ типичного менеджера «да тут же понятно что это нищеброд, у меня чуйка» )))

Гнать в шею таких экстрасенсов.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Про определение платежеспособности в моем комменте речи не было. И я не менеджер, а руководитель, последние 5 лет работаю с менеджерами непосредственно на приеме заявок, в амоцрм.

Ответить
Развернуть ветку
amoCRM
Автор

Здравствуйте, Alex. Спасибо за ваш комментарий!
Мы убеждены, что продажи – это не магия, а система с четкими регламентами. И первый шаг в ней – записать контакт обратившегося. Определить по одному только телефонному разговору, что перед нами не клиент возможно, только если продавец – экстрасенс 🧙‍♂️
По нашему скромному мнению 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Кардаш

Масштабное исследование, интересные результаты, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
staycalm7

Так, а что не так сделали менеджеры по продажам? Звонит девушка, по диалогу слышно что плавает, никакие интересные вопросы на задает, еще и спорит в мягкой форме с манагерами (типо, а почему мне никто смску не может отправить или позвонить). По факту все верно манагеры поняли - клиент неинтересный.

Ответить
Развернуть ветку
amoCRM
Автор

Спасибо, что поделились своим мнением.
Мы видим, что клиента отсеяли не по квалифицирующим действиям, а по надуманным критериям. Бывает так, что “хорошие” клиенты испаряются в последний момент, а “плохие” достают из-за пазухи кипу стодолларовых банкнот 💵
Но продавец потеряет и того и другого, если будет отсеивать, полагаясь на свою интуицию, опыт и ощущения. Безотказно работает только системный подход 😉

Ответить
Развернуть ветку
amoCRM
Автор

Добрый день! Увы, ревизию оконного бизнеса не проводили. Но спасибо вам за идею. Все может быть. Подпишитесь на нашу страницу, чтобы не пропустить 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Chubeyko

еще мебельные компании можно и энергетические - отопительные системы, печи, котлы, чаны банные, грили/мангалы

Ответить
Развернуть ветку
Ник С

Интересная тема для изучения...только не до конца понятно, по каким конкретно критериям отбирались компании....как-то обобщенно описано

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini

С одной стороны написано всё верно и актуально, но с другой, не понятно зачем вообще тратили время на это исследоввние? Что оно дало или даст? Воспроизводимость результатов недостежима, любое сравнение в последующем будет некорректно.
Даже в самой статье "Выводы", мягко говоря, притянуты за уши. Сам переход на мессенджеры не решает ни одной проблемы с обработкой заявок - не отвечать клиенту и хамить можно по любому каналу связи.

Ответить
Развернуть ветку
Hey Arnold!

Я думаю здесь попытка войти в контакт с клиентом, связана с ценой сделки. Сделка про продаже недвижимости, это крупная сделка. Продажа авто - крупная сделка. Крупная и более редкая сделка. Когда хочешь что-либо продать на сумму 3-6 млн рублей, сам побежишь звонить клиенту. А реплика обуви - это же копейки. Это просто связано с мотивацией.

Ответить
Развернуть ветку
Okna.pro

По оконным компаниям не проводили таких исследований?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Андреев

Можете пожалуйста отправить ссылку на предыдущее исследование 2017 года

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Chubeyko

Это исследование говорит и о немного другом. Это показывает ответную реакцию компаний на поведение клиентов. Наибольший балл (максимально привлекают клиента) компании, у которых (возможно) упала прибыль? Т.е. стало меньше заказов > внимательнее обрабатываются входящие лиды > больше балл. Значит, что у компаний с наименьшим баллом все хорошо с входящими лидами (они же как-то существуют) в плане цены за услугу и канал связи с клиентом - приходят по сарафанному радио с улицы.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Пономарева

я в шоке от результатов "услуги психолога", всегда думала, что там должны максимальную поддержку клиенту оказывать :с

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда