Что такое удаленная редакция: примеры построения, как работает изнутри, советы бизнесу

Контент-агентства пишут в услугах и кейсах: создали удаленную редакцию для того, для сего, создадим и для вас. Вместе с агентством ИТИРИЙ разберемся, что это такое, на примерах.

Что такое удаленная редакция: примеры построения, как работает изнутри, советы бизнесу

Привет, это сооснователь контент-агентства ИТИРИЙ Виктория. Удаленная редакция — это рабочая группа по вашему контент-проекту, состоящая не из сотрудников компании, а из сторонних специалистов. Простыми словами, удаленная редакция — это авторы, редакторы, аккаунт-менеджеры и другие специалисты, которые занимаются вашим контентом на удаленке, не в офисе.

А почему удаленно, а не в штате?

Действительно, многие компании, которые ведут свой блог или медиа, держат штат редакции: у них есть собственный редактор, копирайтеры, верстальщик, корректор, SEO-специалист и т. д. Это еще оправданно, если медиа крупное и масштабное типа Тинькофф Журнала: над ним работают десятки сотрудников, и все рядышком, под присмотром. Но если у вас небольшие или средние объемы контента — например, вы ведете блог, Телеграм-канал, ВК, Тенчат, делаете пиар-публикации — содержать штат просто невыгодно.

Плюсы удаленной редакции:

1. Обычно обходится дешевле, чем штат сотрудников. Исключение — если у вас в штате один копирайтер, он за зарплату пишет статьи, посты, рассылки. Но практика показывает, что нужен еще и редактор, который проверит информацию, и корректор, и SEO-специалист. Если все это делает ваш специалист — поздравляем, вы нашли уникума :)

2. Делает все под ключ. Вам нужно объяснить задачу, заполнить бриф, ответить на вопросы редакции. Все остальное — от составления контент-плана до финальной корректуры и публикации — делает редакция. Вы только контролируете работу и вносите правки, если нужно.

3. Работает оперативнее, чем штатные сотрудники. У нас в агентстве все ребята быстрые и четкие, сроков никто не срывает, все хотят получить свою денежку в конце месяца. А эта денежка зависит от оперативности в том числе. Будешь медлительным — потеряешь заказчикаДобавьте свой, а мы ответим

Минусы удаленной редакции:

1. Удаленной редакции не так легко вписаться в бизнес-процессы компании. Если все в офисе, а контентщики нет — это усложняет взаимодействие. Но удаленщики сейчас есть почти везде и все давно приспособились — созвоны, онлайн-встречи, видеочаты. Мы в Итирии, например, лично ездим знакомиться с клиентами, чтобы быть более вовлеченными.

2. Удаленщиков не так легко контролировать, как штатных сотрудников. Слава богу, есть командные чаты, доска Trello, куда заказчик может зайти в любой момент и отследить движение задач. А еще внутренние документы: договор, редакционная политика, коммуникационная политика, где прописаны все нюансы работы.

А почему сторонние специалисты, а не свои?

Никогда не напрягайте собственных сотрудников написанием контента.

Во-первых, этим должны заниматься специалисты с опытом. Каким бы экспертом ни был ваш сотрудник, редактор должен довести текст до ума: добавить ключевые слова для SEO, коммерческие факторы, продающие триггеры, анкоры, литературно обработать. А значит, все равно придется нанимать стороннего специалиста.

Во-вторых, написание текстов — это время, а у ваших сотрудников его наверняка нет. Они будут только раздражаться от лишней работы — проверено много раз. И даже если вы будете доплачивать — время это не восполнит. Текст, на который копирайтер потратит полдня, сотрудник без опыта будет писать неделю. С отрывом от основной работы и убитыми нервами.

Хороший вариант: привлекать сотрудников в качестве экспертов. Например, когда удаленной редакции нужна экспертиза — уточнить детали, выяснить технологию или алгоритм работы, проверить, правильный тезис или нет — автор связывается с сотрудником и оперативно все спрашивает. А потом обрабатывает и пишет текст. При таком подходе и сотрудники не тратят много времени, и текст получается экспертным и правильным.

Как работает удаленная редакция

Покажем сразу на примерах нашего контент-агентства. Мы собираем удаленную редакцию на каждый проект — где-то она большая, где-то совсем маленькая, все зависит от объема и сложности задач.

Удаленная редакция для фулфилмент-оператора

Для компании Кактус мы ведем блог — 10 статей в месяц, Телеграм-канал и ВК-паблик — 30 постов в месяц, и пишем 2 гостевые публикации.

Вот такой у нас нарядный и полезный блог
Вот такой у нас нарядный и полезный блог

В нашей удаленной редакции 4 человека:

  • 1 аккаунт-менеджер курирует проект, общается с заказчиком, дает ТЗ авторам и редактору.
  • 1 автор пишет статьи.
  • 1 автор пишет посты.
  • 1 редактор проверяет статьи и посты.

Удаленная редакция для digital-агентства (NDA)

Здесь задачка посложнее: в блоге выходит 30-40 материалов ежемесячно, плюс посты, плюс пиар-публикации и дополнительные активности. Четырьмя человеками тут явно не обойтись — это большая машина, которую нужно поддерживать на ходу постоянно. Над проектом работают:

  • 13 копирайтеров пишут статьи и посты.
  • 1 главред везет эту машину от согласования тем до корректуры.
  • 1 заместитель главреда вычитывает тексты и готовит их для верстки.
  • 1 SEO-специалист от заказчика отвечает на оптимизацию.
  • 1 дизайнер рисует картинки.
  • 1 верстальщик со стороны заказчика публикует тексты на сайт.

Удаленная редакция для разработчика ПО

Есть и редакции-малютки — например, у компании Архимед Плюс в блоге выходит 4 статьи в месяц, 1 гостевая публикация и 15 постов. С этим объемом вполне могут справиться 2 человека:

  • 1 автор пишет статьи и посты.
  • 1 редактор, он же аккаунт-менеджер проверяет тексты и общается с заказчиком.

Нашей маленькой команды вполне хватает, чтобы клиент получал трафик и лиды.

Ведем блог разработчика медицинской системы. Пишем для владельцев клиник
Ведем блог разработчика медицинской системы. Пишем для владельцев клиник

Как построить удаленную редакцию

1. Найдите ЛПР

Или куратора со стороны компании, который будет общаться с редакцией, выстраивать рабочие процессы, решать оргвопросы. Это может быть сам руководитель компании, но чаще — маркетолог, которому по долгу службы велено работать с подрядчиками.

Крайне желательно, чтобы не было длинной цепочки ЛПР: это усложняет работу и нам, и вам. Когда один текст согласовывается месяц у 10 людей, да еще каждый вносит свои правки — это бесит всех, честно! А самое главное — очень сложно поставить производство контента на поток, потому что все тормозится, затягивается, буксует.

2. Найдите подрядчиков

На этом пункте остановимся очень подробно. Итак, нужно создать удаленную редакцию — где ее искать?

1 способ — искать самостоятельно. Обычно все начинают с сарафанного радио: спрашивают по знакомым, нет ли знакомых контентщиков. Тут есть нюанс: далеко не всегда команда, которая сработалась с одним заказчиком, обязательно сработается и с другим. Дело и в деньгах, и в нише проекта, и в объемах задач. Например, вам порекомендовал контент-агентство знакомый, который работает в нише строительства, а у вас ниша фармы. Редакция может не работать в этой сфере или иметь мало опыта. Да и денег знакомый платил более чем щедро, а у вас ограниченный бюджет — например, всего 100 000 на контент в месяц. Так что все очень индивидуально.

Также можно разместить объявление в соцсетях, ТГ-каналах, на HH.ru. Здесь свои нюансы:

  • С таких объявлений обычно приходит не сплоченная команда, а отдельные специалисты. Отдельно копирайтер, отдельно дизайнер, отдельно редактор. Готовьтесь, что объединять их в команду придется вам. Повезет, если откликнется редактор: у них обычно есть пул знакомых специалистов, которых он и подтянет на проект.
  • Готовьтесь просмотреть сотни резюме, большинство из которых будут нецелевыми. Просто примите как факт: вам будут писать люди без достаточного опыта, не подходящие под ваши условия. Мы тоже ищем авторов, и даже когда четко прописываем: ОБЯЗАТЕЛЬНО нужен опыт в медицинской (например) сфере, приходят люди и говорят: опыта нет, но я научусь, честно-честно! Да-да-да :)

Если все же решите подавать объявление, вот советы по его написанию:

  • Дайте как можно больше конкретики о проекте: ссылку на сайт, ниша, суть продукта, цель контент-маркетинга.
  • Попросите прислать портфолио и кейсы, чтобы оценить уровень работ.
  • Укажите требования: опыт работы, экспертиза, резидентство РФ и т. д.
  • Напишите, сколько придется писать и сколько платите за единицу контента.

Без такой информации вам вряд ли напишут хорошие специалисты, которые берегут свое время. Да и вам проще будет: процент целевых откликов сильно увеличится.

Пример поста нашего руководителя о поиске авторов
Пример поста нашего руководителя о поиске авторов

2 способ — обратиться в контент-агентство. Там вам подберут и авторов, и редакторов, и других нужных специалистов: просто поставьте задачу и обсудите детали. Агентство сделает все под ключ и избавит вас от просмотров тонн резюме, проверки тестовых заданий, а потом и общения с подрядчиками.

Из плюсов: в любом агентстве есть свой пул проверенных специалистов, которые уже проявили себя и готовы броситься в бой. Необязательно, чтобы у них было высшее профильное образование — куда важнее опыт, насмотренность и экспертиза в теме.

Например, у нас в обойме большинство авторов пишут про IT и digital, есть специалист по ecommerce, есть три журналиста, которым можно поручить сложные материалы. И есть один инженер с огромным опытом работы на производстве: он бы рад писать для промышленности, но пока ждет своего заказчика — таких немного.

Конечно, иногда мы ищем людей и через соцсети, работные площадки — не без этого. Но вся тяжесть работы по отбору ложится на наши плечи, а не на вас.

И никогда, никогда, никогда не идите на биржи. Мы провели эксперимент и убедились, что заказать текст на бирже копирайтинга — плохая идея.

3. Регламентируйте работу

Можете сами, если есть опыт, можете отдать на откуп удаленной редакции. У нас в Итирии обычно происходит так:

1. Мы заводим чат в Телеграме для куратора проекта со стороны агентства и со стороны заказчика. Здесь только руководство, решаем задачи по проекту.

2. Еще один чат в Телеграме для проектной группы. Сюда скидываем всю информацию по проекту — ссылку на сайт, записи созвонов, ответы на вопросы брифа, презентации и маркетинг-киты — все-все, чтобы удаленная редакция изучила проект и подготовилась к работе.

3. Составляем редполитику, в которой прописываем:

  • Суть проекта, задачи по контенту. Например, наполняем блог для компании Х, пишем 20 статей, 40 постов в соцсети, 10 писем-рассылок, 2 статьи в СМИ и медиа.
  • Темы материалов. О чем пишем: рубрики, контент-план, форматы текстов (информационные, продающие, имиджевые, развлекательные и т. д.).
  • Особенности проекта. Например, у нас чисто российский производитель, можно обыграть патриотизм.
  • Технические требования. Тексты пишутся в Google Docs, шрифт Calibri 12 кегля. Объем материалов примерно 6-10 000 знаков в зависимости от темы. Уникальность 90 %.
  • Особенности оформления текстов. Тексты отформатированы: проставлены заголовки и подзаголовки, текст разбит на абзацы. Ставим врезки типа «Читайте также», врезки с важными мыслями, цитатами.
  • SEO-требования. К каждой статье подбираются ключевые слова, интенты, метатеги согласно составленному семантическому ядру: это Title и Description. В статьях ставятся анкорные ссылки на коммерческие страницы, главную, статьи блога.
  • Коммерческие требования. Нативно рекламируем услуги заказчика, где можно — делаем ссылки на релевантные кейсы, отмечаем преимущества по отношению к конкурентам. Вставляем по смыслу лид-формы, лид-магниты, кнопки СТА.
  • Особенности tone of voice, коммуникационная политика. Отмечаем, в каком стиле общаться с ЦА, о чем говорить, а о чем не надо, можно ли употреблять сленг и т. д.
  • Особенности орфографии и пунктуации. Кавычки-елочки, длинные тире, Вы при обращении с маленькой буквы и прочие тонкости.
  • Оргвопросы. Сколько платят, как платят, когда приходят деньги, кто ответственный за проект и кому задавать вопросы.

Для проектной группы редполитика — руководство к действию, а для заказчика — свод правил, которые всегда можно проверить — соблюдаются ли.

4. Создаем доску проекта в Trello — там фиксируем каждый материал, каждую задачу, назначаем ответственных лиц и ставим дедлайны. В Trello отлично видно движение каждого материала: какой еще пишется, какой на правках, какой готов к отправке заказчику. Заказчика тоже можно прикрепить к доске: у нас все максимально прозрачно.

Проектная доска в Trello. Видно движение материалов
Проектная доска в Trello. Видно движение материалов

Такая система позволяет нам четко вести все бизнес-процессы создания контента, не срывать сроки и в целом упорядочивать работу.

4. Отслеживайте работу

Частично ее можно отслеживать в Trello, но лучше в конце месяца получать отчеты по контенту. Формы ежемесячных отчетов могут быть разными, но суть одна: мы прописываем количество написанных материалов, их статус и ставим ссылки на них — вот доказательство, что мы все сделали.

Пример ежемесячного отчета по контенту
Пример ежемесячного отчета по контенту

Также по запросу готовим отчет по Яндекс Метрике — если, конечно, вы дадите нам доступы. Там можно посмотреть рост трафика и конверсий, самые посещаемые статьи, процент отказов, глубину просмотра и другие характеристики. И самое главное — скорректировать стратегию работы.

Например, если конверсий мало — добавить в статьи больше коммерческих факторов. Если процент отказа растет — лучше проработать интенты, чтобы статьи были более релевантны запросам пользователя. Ну и, конечно, обращать внимание на популярные статьи — если это интересно людям, нужно делать больше подобных материалов.

Большая статья получилась, но и тема не из простых. Если у вас остались вопросы, как работает удаленная редакция — пишите лично руководителям агентства ИТИРИЙ, проконсультируем по контенту и обсудим вашу задачу.

6
4 комментария

8/10

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

хороший разбор и рекомендация !

Ответить

Игорь, спасибо) только практика, только польза)

1
Ответить