Обучение франчайзи

Обучение франчайзи

Франшиза - это передача успешного метода ведения бизнеса от правообладателя к франчайзи. Метод ведения бизнеса включает в себя технологии, бизнес модель, брендинг, сервис, бизнес процессы, систему учета и тд.

Подключение партнера невозможно без обучения. Чтобы франчайзинговая точка стала продолжением сети, чтобы партнерский бизнес работал по стандартам и правилам компании необходимо проводить обучение команды.

В этой статье я постараюсь поделиться опытом обучения внутри франчайзинговых сетей чтобы вы смогли выработать свой собственный подход к обучению франчайзи в вашей сети.

Обучение на старте

На этапе открытия производится стартовое обучение персонала франчайзи. После подбора новой команде необходимо передать правила работы в компании чтобы новая команда смогла сработаться и производить продукт, который станет оригинальным продуктом бренда.

Не все сотрудники обязаны проходить обучение. Управляющая компания франшизы сама обозначает список сотрудников, которые должны обязательно пройти обучение. Некоторые сотрудники не проходят обучение, а некоторых обучат коллеги, которое прошли обучение. Так, например шеф-повар проходит обучение, су-шефы проходят обучение, а повара не проходят, их обучат шеф и су-шефы по стандартам, которые получат в штаб квартире.

По времени обучение обычно проводится в течение 3-4 недель. Естественно, франчайзи всегда хочет сократить это время. Во-первых, потому что он платит за проживание команды обучения в другом городе, он платит затрату этим сотрудникам, не получая при этом прибыли. Вполне ожидаемо, что он хочет сократить процесс обучения и уже начать полноценную работу своей точки.

Обычно стартовое обучение является бесплатным для франчайзи. Проживание и проезд группы обучения за счет франчайзи.

Формат обучения

Мне встречались несколько видов обучения франчази:

  1. Тренинговый центр. У крупных брендов обычно организованы свои тренинговые центры, академии, школы и тд. Тренинговый центр нон-стоп проводит обучение для нужд собственных точек и нужд точек партнерских.

    Группа обучения для новой открывающейся точки заранее подает заявку на обучение и штаб квартира назначает обучение под конкретное время.

    В договоре коммерческой концессии, как правило, фиксируется срок, в течение которого партнер обязан сообщить о намерении пройти обучение чтобы учебный центр смог подготовиться.

  2. Стажировка. При таком подходе команда обучения присоединяется к действующей точке и обучается на практике. Теория чередуется с практикой. При данном подходе важно чтобы были ответственные, кто направляет и сопровождает этот процесс, чтобы обучаемые получили максимум результата.

  3. Обучение на месте. Обучать можно в точке у франчайзи. Этим может заниматься группа открытия, которая открывает точку. Главный плюс - команда учится работать сразу на своем рабочем месте. Мне кажется, что гораздо интереснее посмотреть оригинал, понять как работает у самого основателя.
  4. Онлайн обучение. Подходит для очень мелкого бизнеса. Обычно онлайн уроки являются частью обучения, но не могут полностью заменить.
  5. Обучение с помощью подрядчиков. Небольшие компании не могут себе позволить обучать франчайзи и для того нанимают подрядчиков, чей профиль как раз учить персонал этого направления. Полный недостатков вариант, но тоже имеет право на существование.

Отбор сотрудников для обучения

Важное условие обучения - любой обучаемый может быть отчислен в любой момент. даже если это ключевой сотрудник, если он, приехав в Москву, опаздывает, пропускает занятия и не проявляет стремления к обучению, он может быть отчислен, а франчайзи будет вынужден искать себе замены на эту позицию.

Чтобы таких отчислений не происходило, я стараюсь проводить собеседования заранее, чтобы подготовить сотрудника заранее и максимально понять, готов человек к обучению или нет. Лучше уж я вывалю какие-то несоответствия кандидата заранее, чем потом наша компания будет отчислять ключевого сотрудника.

Материалы для обучения

Процесс обучения должен быть тщательно продуман и проработан. Если такой программы нет, мы на этапе упаковки франшизы помогаем с решением этой задачи.

Должна быть прописана программа обучения с прописанными шагами, вся информация должна передаваться в печатном варианте чтобы сотрудники могли вернуться к переданной информации в любое время и освежить знания. К тому же, с помощью этих печатных материалов, сотрудники смогут обучать своих коллег если потребуется.

Предобучение

Я всегда предпочитаю, чтобы на обучение приезжали подготовленные люди. Для этого я направляю учебные материалы заранее. Идеально, если команда обучения приезжает уже введенная в курс дела со своим списком вопросов и предложений. Это хороший способ сэкономить время на обучение, а также подтвердить сделанный выбор в отношении сотрудников новой точки. Истинные профессионалы приедут готовыми, непрофессионалы приедут, неоткрыв ваши материалы ни разу.

С той же самой целью экономии времени обучения какую-то часть обучения можно перевести в зум-формат чтобы наш партнер не тратил деньги на проживание если ту же информацию можно передать в онлайне.

Также могут помочь заранее записанные видео уроки.

Аттестация

По результатам обучения проводится аттестация. Идеально, если аттестацию проводит не тот же человек, что ответственен за обучение. Желательно, чтобы к аттестации были привлечены максимально непредвзятые лица.

Я встречал примеры, когда неаттестованные лица не могли работать в компании. Таким образом, если франчайзи увольняет сотрудника, он несет расходы на обучение нового. Не сложно предположить, что “текучка” в таких компаниях была минимальной.

Форма аттестации должна быть известна обучаемым заранее, чтобы они понимали, к чему готовиться и на что обратить внимание в ходе обучения.

Обучение партнера

На мой взгляд кроме обязательной группы обучения необходимо, чтобы сам покупатель франшизы поучаствовал в учебном процессе. В большинстве проектов, с которыми работал я, франчайзи не участвовали в операционке и управлении, они выступали в роли инвесторов, которые управляли бизнесом на стратегическом уровне. Вместе с тем, очень полезно погрузиться в процессы и познакомиться вплотную с бизнесом, с которым связываешь свою судьбу.

Мне памятен один пример из жизни, когда известный в Москве бренд кофеен обязывал своих франчайзи в течение месяца стажироваться в кофейне в роли обычного баристы. И вот, в прошлом топ менеджер компании, стоит за прилавком чтобы получить право стать франчайзи. Вот это, на мой взгляд, немного перегиб, но поучаствовать в обучении и поучиться вместе с командой точно не повредит.

Повышение квалификации

Кроме стартового обучения в крупных стабильных компаниях проводится постоянное повышение квалификации и обучение. Если есть тренинговый центр, то это вообще решается очень просто, сотрудник смотрит в календарь, выбирает нужное обучение, утверждает у руководства командировку и участвует. При других форматах сложнее, но тоже реализуемо.

Рекомендацию к обучению может формировать штаб квартира по результатам проверки. Например, в какой-то франшизной точке поступает больше жалоб, чем во всех остальных. Это повод направить на обучение команду, чтобы они подтянули работу с клиентом, стандарты сервиса и тд.

Обучение франчайзи - важная часть сопровождения франчайзи. Без правильно выстроенного обучения невозможно корректно передать стандарты и технологии франшизы, а значит и сама франшиза не сможет существовать. Обучение не должно быть построено “для галочки”, обучение должно стать основой франчайзинга, чтобы основатель через обучение сотрудников и франчайзи передавал свои знания, подход, идеологию.

55
5 комментариев

Пример про баристу показательный для многих руководителей. Интересно, как сейчас его дела в бизнесе?

Ответить

У всех все хорошо. И франчайзи работает и бренд много точек по Москве. Это конечно крутой способ подбора крутых франчайзи, но мне сложно себе представить инвесторов, которые готовы на месяц выпасть из своих дел чтобы поработать бариста.

Ответить

Мне кажется, брать за обучение дополнительные деньги - это свинство со стороны франшизы. Они же должны передать знания! Это е очевидно!

Ответить

Ну если неверно рассчитал франчайзер и хочет денежек добрать)

Ответить

У каждой франшизы своя бизнес модель. Например, если мы говорим про бизнес на обучении, скажем танцам, то может быть очень накладным обучать всех тренеров у всех франчайзи бесплатно.
Но в целом, я свашим тезисом согласен.

Ответить