Как поисковик внутри вашего сайта может испортить вам репутацию? + [Кейс]

Во многих интернет-магазинах, маркетплейсах и любых других сайтах, с большим массивом данных, имеется встроенный поисковик, который помогает пользователю быстро найти нужный товар. Удобно? Конечно! Этот функционал облегчает жизнь пользователям и помогает им быстрее совершить покупку. Но тогда как этот прекрасный функционал может навредить репутации? Давайте разберемся.

Пример поисковой строки встроенного в сайт
Пример поисковой строки встроенного в сайт

Как работает поисковая строка?

Представим, вы хотите приобрести Samsung Galaxy S22 Ultra. Вы уже определились с интернет-магазином, в котором хотите его купить и поэтому смело переходите туда. Бегать из категории в подкатегорию вам не сильно хочется, поэтому вводите свой запрос во внутренний поисковик сайта. Несколько секунд на ввод текста, нажимаете "искать". Но к вашему разочарованию, вы видите окошко "извините, такого товара нет...".

Пример страницы ответа, когда товара нет в магазине
Пример страницы ответа, когда товара нет в магазине

Вы скажете: "Что здесь не так? Товара нет, обычное дело." И будете правы, со стороны пользователя все нормально, вас проинформировали об отсутствии товара в данном интернет-магазине. Повлияет ли это сильно на репутацию? Нет, это не редкость, вы, наверняка, просто пойдете в другой интернет-магазин.

Но, введя этот запрос, вы создали новую страницу, которая чаще всего имеет такой URL — site.ru/search?=Samsung_Galaxy_S22_Ultra. Если вы, как владелец сайта, скрыли такие запросы в rotots.txt от индексирования поисковыми системами, то можете спать спокойно (ниже потом расскажу как это сделать). А если нет, то все такие страницы будут попадать в выдачу поисковых систем Яндекса и Google. А как это может повлиять на репутацию бренда, рассмотрим на реальном кейсе.

[Кейс] Как порно проникло в интернет-магазин 👀

Проводя аудит для одного интернет-магазина, заметил вот такую картину по популярным запросам.

Остальные запросы скрыты NDA
Остальные запросы скрыты NDA

В ТОП 10 популярных запросов был "brazzers"... Неожиданно... Начал разбираться, как в интернет-магазин с чистой репутацией и не имеющей категории товаров для взрослых, попался такой запрос. Сразу начал смотреть популярные страницы, чтобы выявить, какие страницы релевантны по таким запросам. И вот что нашел.

Сгенерированная страницы благодаря встроенному поисковику
Сгенерированная страницы благодаря встроенному поисковику

Некоторые пользователи, по неведомой мне причине, начали вводить в поисковой строке интернет-магазина запросы 18+, думая, что это поисковик Яндекса или Google. Но не найдя желаемого ушли, а эта страница попала в индекс поисковых систем, которая начала успешна пробиваться в топы. И уже другие пользователи, которые искали сайты данных тематик в Яндексе и Google, попадали на эту страницы, где видели к своему разочарованию "Товара нет в наличии" 😅, а слева, в верхнем углу логотип интернет-магазина. Удар по репутации бренда.

Как решить эту проблему?

1-ый шаг: Закрыть поисковые страницы от индексации.

В robots.txt нужно выставить правило, которое запретит таким страницам индексироваться. Зайдите на сайт, введите запрос во встроенном поисковике и посмотрите как выглядит ваш URL. Допустим он выгладит так: site.ru/search?=Galaxy_S22_Ultra. Скопируйте значение, которое идет после домена, и удалите ваш запрос до знака "?", у нас получится следующее: /search?.

Переходите в файл robots.txt, под строчкой User-agent: вставляете это значение:
Disallow: /search?*

После, зайдите в Яндекс Вебмастер, перейдите во вкладку "Анализ robots.txt" , опуститесь в самый низ страницы и введите ваш же запрос site.ru/search?=Galaxy_S22_Ultra.

Как поисковик внутри вашего сайта может испортить вам репутацию? + [Кейс]

Так вы закроете все поисковые страницы от индексации.*

*Данный прием обобщенный, и в конкретных случаях может отличаться, в зависимости от логики построения вашего URL.

2-ой шаг: Удалить страницы из индекса.

Мы закрыли поисковые страницы от индексации, но поисковые системы их не удалят сразу. Необходимо отправить запросы на удаление страниц в Яндекс Вебмастере и Google Search Console.

В Яндексе вы можете сразу отправить, какие страницы хотите удалить. В нашем примере достаточно написать: site.ru/search?

Интерфейс Яндекс Вебмастера по удалению страниц по префиксу
Интерфейс Яндекс Вебмастера по удалению страниц по префиксу

В Google Search Console вы проделываете то же самое. В меню переходите во вкладку "Удаление". Далее выбираете "удаление кешированной копии страницы", вводите site.ru/search?, выбираете пункт "удалить все URL с этим префиксом". и нажимаете "СЛЕД."

Интерфейс Google Search Console по удалению страниц по префиксу
Интерфейс Google Search Console по удалению страниц по префиксу

Теоретически этого должно хватить.

В нашем случае страницы удалялись долго, по этой причине пришлось писать в тех. поддержку, чтобы поисковые системы вручную удалили эти страницы. Весь процесс занял 1 месяц.

Вывод: Каждый инструмент маркетинга, в том числе и SEO имеют влияние на репутацию бренда, поэтому не стоит игнорировать мелочи, впоследствии они могут обойтись вам очень дорого.

P.S. Хотите проконсультироваться по своему проекту?
Можете написать мне в Telegram: https://t.me/Semenchukov_Mark

1111
9 комментариев

Спасибо за статью.
Все больше убеждаюсь, от мелочей многое зависит. Мелочи отделяют обычных специалистов от профессионалов своего дела.

3

Благодарю за комментарий, рад, что вам понравилась статья. Побуждает писать ещё)

3

Спасибо за регламент по исправлению данной ошибки.
Полезно.

1

Рад, что статья была полезна для вас

1

Интересный кейс, спасибо

1

Спасибо за отзыв 🙏

Здравствуйте. Спасибо за опыт.

Однако все же есть нюанс: в топе выдачи ПС нередко встречаются страницы внутренней поисковой выдачи сайтов, т.е. ресурсы не закрывают результаты поиска, а еще и оптимизируют их тегами title, description, и бывает даже делают ЧПУ.

Отсюда следует, что не надо безоговорочно закрывать от индексации поисковые результаты, а подходить к этому вопросу точечно и взвешенно. И конечно учесть, что такие страницы должны иметь уникальные title, description иначе будут дубли.

Еще один аргумент в пользу этого подхода: не всегда в каталоге ИМ есть возможность иметь категории, или товарные карточки, или посадочные страницы фильтров под определенный пул НЧ запросов, которые посетители вбивают уже во внутреннем поиске, для этого как раз и могут служить страницы выдачи как посадочные.