Бизнес-язык компании как управленческий инструмент

Как мы узнаем, что начинаем над каким-то вопросом думать?

Как только в голове начинают возникать слова. Мы их используем в разговорах с другими людьми и не менее активно, когда говорим "сами с собой".
О том, почему важно задуматься о бизнес-языке, который используется в компании и последствиях, если об этом не думать, я покажу во второй части статьи на примере одного бизнес-кейса.
Важно.
Мы произносим слова и при этом используем их как форму, в которую вкладываем определенный смысл.
Можете провести эксперименты со своими знакомыми.
Выберите несколько слов, подумайте какой смысл в них вкладываете и потом попросите своих знакомых также назвать смысл, который они вкладывают в эти же слова.
Думаю, что разница будет заметна.
Из моего опыта при проведении стратегических сессий.

Чтобы показать участникам, что даже обычные слова могут пониматься разными людьми по-разному я провожу эксперимент.
Обычное слово - собака.
Я прошу участников сессии назвать образ, с которым у них это слово связано. Если сидит 10-15 человек, то возникает 7-8 разных вариантов.
Более бизнесовый вариант.
Слово - стратегия.
Упражнение тоже самое.
В одной команде существовало разное понимание этого слова.
Стратегия это:

  • путь к целям
  • планирование ресурсов
  • как победить конкурентов
  • ответ на вопрос, что нам делать

.Соответственно, когда возникнет необходимость заняться разработкой стратегии, им будет трудно согласовывать свои идеи и предложения.
Мы думаем и передаем свои мысли словами.
Нам часто кажется, что смысл, который мы вложили в выбранное слово, автоматически всплывет в голове собеседника.
На самом деле в его голове всплывет тот смысл, которые ему ближе всего.

Важно.
Действия, которые мы предпринимаем, напрямую связаны с теми смыслами, которые мы вкладываем в слова.

Пример из опыта.
На встрече с гендиректором крупной компании зашел разговор о лидерстве. В ходе обсуждения я задал ему вопрос: Каким одним словом Вы можете обозначить свое понимание лидера?
Ответ был коротким - Танк.
Действительно, его модель управления компанией и принимаемые решения были созвучны этому образу. У него был жесткий стиль управления.
Есть такая фраза, которую я периодически слышу от топ-менеджеров.

Вижу цель, не вижу препятствий.

Она полностью отражала его модель поведения.
Притча о Вавилонской башне.

Вавилон был очень богатым городом и однажды его жители решили продемонстрировать свое могущество, выстроив башню до неба.
Бог лишил их единого языка и башня так и не была построена, а потом и совсем разрушилась.

Простой вопрос.
Сколько языков существует в компании?

Ответ на основании моего опыта - МНОГО.

  • язык маркетинга
  • язык финансов
  • язык производства
  • язык логистики
  • язык IT
  • язык топ-менеджеров
  • и тд

Каждое функциональное подразделение обладает своим языком.
А еще есть образы и метафоры, связанные с историей развития бизнеса. Это существует в тех компаниях, которым уже более 5-ти лет. Для сотрудников, которые прошли этот путь, отдельные фразы могут иметь свой смысл, который непосвященным самостоятельно не понять.

То, что мы думаем, используя конкретные слова, определяет то, что мы потом делаем

Перейдем к активно используемым в бизнесе словам.
Для примера - слово Клиент.

Пример из опыта работы с одной лизинговой компанией.
На одной из встреч с топ-командой возник обычный вопрос.
Кого вы считаете своими целевыми клиентами?
Участники встречи быстро дали ответ.
Это автосалоны, которые рекомендуют нашу компанию потенциальным покупателям.
Возник вопрос:
Кто такой - клиент?
Критерий быстро дали. Тот, кто платит нам деньги.
После этого было 2 часа бурных споров на тему: Кем являются для них автосалоны?
В конце концов разобрались.
Автосалоны - это канал привлечения клиентов.
Покупатели а/машин - клиентами.
Я изложил коротко суть дискуссии, хотя по времени она заняла больше 3-х часов и была очень живой.
Уточнение понимания того, кто является для них клиентом, а кто каналом получения клиентов , привело к изменению маркетинговой стратегии компании.
Также были внесены уточнения в ее основной бизнес-процесс.
Есть еще одно слово - Потребитель.
Есть ли разница между словами Клиент и Потребитель?
Важный вопрос с точки зрения продаж.
В технологии стратегических продаж считается, что в компании есть ряд лиц, влияющих на заключение сделки. Их важно различать.
Есть тот, кто платит и есть тот, кто использует в своей деятельности приобретаемый продукт.
Очень часто бывают ситуации, когда это разные люди, у них разные ожидания и отличающийся набор понятий.
Следовательно, на встрече с ними нужно использовать приемлемую для них терминологию и аргументы, которые они примут.
Что дает бизнесу формирование своего бизнес-языка?

  • скорость принятия решений
  • уменьшение неконструктивных конфликтов
  • усиление конкурентного преимущества через действия согласованные со словами
  • создание единства внутри компании за счет преодоления функциональных барьеров
44
Начать дискуссию