Как мы набивали шишки при создании мерча: 7 ошибок, которые не стоит повторять

Не так давно мы в Топвизоре стали делать мерч: для себя, для конференций, в которых участвуем, и для наших пользователей. И хотя мы никогда не отправляли макеты в печать без предварительных проверок, из-за неопытности всё равно допускали кучу ошибок. На связи Анастасия Самойлова, дизайнер в Топвизоре, и я расскажу о наших главных факапах. Возможно, это убережет кого-то от таких же глупых (и не очень) промахов.

Как мы набивали шишки при создании мерча: 7 ошибок, которые не стоит повторять

Ошибка № 1. Запустили тираж в работу с опечаткой

Самой стыдной ошибкой оказалась банальная лишняя буква. Мы делали статусы для рабочего стола для конференции Baltic Digital Days 2022, и в словосочетание «Мvои конкуренты» просочилась «v». Опечатку обнаружил наш директор спустя неделю после прошедшей конференции, где мы раздали весь тираж наших статусов. При этом макет проверяли несколько человек: дизайнеры, редактор, продуктовый менеджер.

Оказалось, что во время внесения финальных правок мы случайно нажали клавишу с буквой «v», а после перевели весь текст в кривые и отправили макет в печать. «С кем не бывает?» — скажете вы. Действительно, такие оказии случаются со всеми, даже с крупными компаниями, но не все об этом рассказывают. Например, у компании red_mad_robot был похожий случай, которым ребята поделились в их статье.

Та самая страница с опечаткой
Та самая страница с опечаткой

Как исправили?

Теперь мы создаем копию файла с конечной версией макета — на случай, если всё-таки потребуется внести правки в текст, — а в рабочем файле переводим весь текст в кривые и тщательно всё проверяем. Если после этого снова вносятся какие-то правки, повторяем итерацию.

Ошибка № 2. Не проверили все элементы в макете

Помимо проверки макетов на экране компьютера, мы любим печатать их на офисном принтере в масштабе 1:1 и проверять всё на бумаге, потому что на экране видны не все недочеты. В основном это касается небольших печатных изделий (стикерпаков, блокнотов, открыток и т. д.), хотя макет для будущей кружки мы тоже можем напечатать, чтобы оценить примерный итог.

Но даже несмотря на тщательную проверку, был случай, когда макет при печати в офисе выглядел классно, а в типографии «ломался» и вёл себя странно. Оказалось, что проблема была в градиенте: почему-то в типографии при печати он заливался сплошным цветом. И если бы мы не сделали тестовый образец, а сразу запустили тираж в работу, то получили бы некрасивую картинку.

Слева — итоговая обложка статусов, а справа — тестовый образец из типографии со «сломанным» градиентом
Слева — итоговая обложка статусов, а справа — тестовый образец из типографии со «сломанным» градиентом
Слева — собранный макет ролл-апа из листов А4 в масштабе 1:1, а справа — результат печати в типографии
Слева — собранный макет ролл-апа из листов А4 в масштабе 1:1, а справа — результат печати в типографии

Как исправили?

Внимательно проверяем все объекты перед печатью, при необходимости конвертируем их и стараемся по возможности заказывать тестовые образцы.

Ошибка № 3. Крутили цвета в стандартном цветовом профиле CMYK

В макетах мы обычно использовали стандартный цветовой профиль Japan Color. Изображение на экране было тусклым, и постоянно хотелось его докрутить (иногда, конечно, докручивали). Были случаи, когда цвет изображения при печати нас не устраивал и сильно отличался от того, что мы задумывали изначально. При этом типографий на рынке много, у всех разное оборудование — поэтому и результат может быть неожиданный. Например, в мае этого года к юбилею компании мы заказывали пины с подложкой, тестовый образец решили не делать. Сравнить ожидаемый цвет подложки с готовым изделием можно на фото ниже.

Макет пина в RGB и итоговый вариант
Макет пина в RGB и итоговый вариант

Как исправили?

Цвета в CMYK больше не подкручиваем, а еще используем другой цветовой профиль — FOGRA 39. Именно он оказался самым оптимальным решением для нас, поскольку наиболее точно передает на экране то, каким изображение получится при печати. Осталось найти свою идеальную типографию и заказать образцы цветопередачи и разной бумаги.

Ошибка № 4. Не задавали вопросов

Когда мы делали кружки для нашего welcome-бокса, в качестве метода нанесения изображения выбрали деколь и заказали 3 тестовых образца. Они влетели в копеечку, но в итоге очень нас расстроили. К сожалению, нам не сказали (а мы сами не изучили вопрос тщательно), что при обжиге изделий в печи изображение почти что непредсказуемо может поменять цвет — и все три кружки получились разными. Так как нас не устроил такой результат и высокая стоимость изготовления изделий, мы отказались от сложного изображения и упростили макет.

Многострадальные кружки
Многострадальные кружки

Как исправили?

Задаем тысячу и один вопрос типографии, спрашиваем про каждую мелочь, не боимся показаться навязчивыми. И запрашиваем фото с примерами печати.

Ошибка № 5. Не читали отзывы

Это скорее не ошибка, а просто история о том, как важно читать отзывы о компаниях, с которыми вы собираетесь сотрудничать. На юбилей Топвизора мы заказали оверсайз-футболки с вышивкой. Съездили в шоурум, изучили изделия, обговорили все нюансы и возможности производства. Нас заверили, что нашу идею можно воплотить в жизнь, и поделились похожими кейсами. Мы уверенно согласились и заключили договор, пойдя на уступки и заказав тираж вдвое больше необходимого (потому что никто не работает с маленькими тиражами).

Каково было наше удивление, когда мы получили футболки с вышивкой размерами 150×40 мм вместо утвержденных 15×5 мм! В ходе выяснения обстоятельств оказалось, что инициатива увеличить макет почти в 10 раз исходила от сотрудника компании, который делал эти вышивки и никого не уведомил о своем решении. Нам до сих пор непонятно, почему нельзя было просто написать об этом до производства всей партии, чтобы прийти к какому-то компромиссу? 🙄

Оказалось, что сделать вышивку в соответствии с размерами, утвержденными в ТЗ, технически невозможно. Отсюда вопрос: кто утверждал ТЗ и почему не сказал о том, что требования невыполнимы?

Исправлять свои косяки компания не захотела, а мы начали искать решение проблемы. Оно нашлось в договоре: так как заказ был выполнен не по ТЗ, вся партия считалась браком, и исполнители были обязаны исправить работу за свой счет. Что они и сделали в итоге — правда, только после досудебной претензии — и, к сожалению, снова не без косяков.

Слева — то, что мы заказывали; посередине — то, что получили; справа — компромисс, к которому удалось прийти
Слева — то, что мы заказывали; посередине — то, что получили; справа — компромисс, к которому удалось прийти

Как исправили?

Внимательно читаем отзывы о компаниях, с которыми планируем сотрудничать. Много раз спрашиваем, выполнимы ли наши хотелки, ищем примеры подобных кейсов. И конечно же, читаем договоры.

Ошибка № 6. Не думали о браке

Раньше мы часто печатали изделия, исходя из необходимого количества с минимальным запасом. И если получали несколько изделий в партии с браком, приходилось просить переделать их — а это время. Кроме того, не все компании идут навстречу и что-то исправляют. В некоторых типографиях прямо в договоре прописано условие, что допустимое количество брака может составлять 5–10% (или даже больше) от всей партии.

Как исправили?

Теперь мы печатаем изделия в большем количестве, закладывая около 20% на брак (например, если нам нужно 100 открыток, то мы закажем 120). Бывает так, что брака почти нет, у нас остаётся лишний мерч, и мы с удовольствием его разыгрываем среди наших пользователей или просто дарим 😉

Ошибка № 7. Не передавали дела перед отпуском

Когда мы делали welcome-боксы и ответственный дизайнер ушел в отпуск, оказалось, что у нас отсутствуют налаженные процессы передачи дел между сотрудниками. Мы не знали текущих статусов по каждому изделию: вся переписка была на почте у дизайнера, а все файлы из «Иллюстратора» лежали на компе, доступа к которому у нас не было.

И всё было бы в порядке, если бы мы заказывали все позиции в одном месте: можно было бы связаться с менеджером и узнать статус всего заказа сразу. В итоге всё это вылилось в полный хаос: какие-то изделия были готовы к отправке, какие-то макеты ждали утверждения и не могли быть запущены в производство, в какие-то макеты мы должны были внести правки и т. д. Нам пришлось вызванивать сотрудника из отпуска, просить нужные контакты и файлы и заново писать всем менеджерам. Больше мы так не делаем 🙂

Как исправили?

Стараемся не убегать в отпуск во время печати большого количества мерча (шутка). Прописываем статусы производства мерча в задачах; при необходимости назначаем второе ответственное лицо и добавляем его в копию писем. Все актуальные файлы прикрепляем к соответствующим задачам, чтобы они были доступны всем.

Выводы:

  1. Не бойтесь ошибаться. Помните, что ошибаются все, даже крупные компании.
  2. Проверяйте макеты по несколько раз. Желательно, чтобы их проверял не один человек.
  3. Печатайте макеты на своем принтере: пробная печать помогает отсечь часть нюансов или ошибок на первом этапе, потому что на экране можно заметить не все. По возможности заказывайте тестовые образцы. Особенно это касается сложных изделий.
  4. Не забывайте переводить текст в кривые и следить за сложными объектами и градиентами (например, что-то раскладывать на заливку и обводку, что-то растрировать и так далее).
  5. Попробуйте вместо стандартного цветового профиля Japan Color использовать FOGRA 39.
  6. Задавайте исполнителям тысячу и один вопрос, не бойтесь показаться навязчивым. Просите фото с примерами печати. От этого зависят ваши нервы и средства.
  7. Соберите побольше информации о каждом методе печати и его ограничениях до этапа создания дизайна.
  8. Купите образцы бумаги, чтобы сразу понимать, как то или иное изделие будет выглядеть в итоге, а не запрашивать печать в типографии, выбирая бумагу наугад. То же касается образцов цветопередачи.
  9. Найдите свою типографию и менеджера, с которым будет приятно общаться и который сможет подсказать что-то — например, заранее предостеречь о том, что результат может быть некачественным и следует рассмотреть другие варианты.
  10. Если печатаете в разных типографиях, запрашивайте у каждой требования к макету — ведь в 90% случаев они разные.
  11. Закладывайте около 20% от партии на брак.
  12. Читайте отзывы о компаниях, с которыми планируете сотрудничать.
  13. Ведите учет статусов по текущим задачам, предоставляйте доступ к важным файлам и налаживайте коммуникацию между сотрудниками и исполнителями.
3131
17 комментариев

Ошибки - это ок, без них нет прогресса) а мерч классный по итогу вышел

5
Ответить

Спасибо большое! Нашим коллегам и пользователям мерч тоже нравится и это греет душу)

2
Ответить

по поводу проверять макеты перед печатью - жирный плюс. Недавно делали сувенирку для жк, вся партия каталогов полетела из-за невнимательности одного дизайнера. А все потому что поторопились и не проверили, до сих пор тригерит..

4
Ответить

Прекрасно вас понимаю!
Мы всегда стараемся тщательно проверять каждый макет перед печатью по несколько раз и отдаем его на проверку разным людям, чтобы они взглянули на текст свежим взглядом, но какие-то косяки все равно могут остаться незамеченными. Поэтому перед запуском всего тиража просим менеджера из типографии прислать нам фото первого образца, чтобы быть уверенными в отсутствии ошибок и тогда с чистой совестью запускаем тираж в печать. Чаще всего менеджер идет навстречу и тогда заказывать сигнальный образец нет необходимости 🙂

4
Ответить

читать отзывы это самое верное, главное чтоб эти отзывы ещё с фото были

3
Ответить

До сих пор не понимаю почему мы не погуглили отзывы. Но подозреваю, что это могло быть из-за того, что нас при личном общении смогли убедить в своей экспертности 😅

3
Ответить

Ооо, цветопередача это вообще боль)

3
Ответить