Как провести мероприятие для бизнеса и не превратить его в говорильню с перерывом на кофебрейк

После нескольких лет успешных и не очень кейсов в консалтинге, мы поняли, что пока между бизнесом и учёными нет посредника, разработки не интересны бизнесу. Мы провели первое мероприятие, которое должно было связать бизнес с наукой, а науку с консалтерской реальностью.

Дисклеймер: мы - учёные, которые занимаются консалтингом. И говорить я буду с позиций науки в первую очередь. Но мы сделали мероприятие для наших потенциальных клиентов, у нас получилось, поэтому я делюсь этим опытом. Если что-то из сказанного далее покажется вам странным или, наоборот, слишком очевидным, то буду рада фидбэку от более опытных читателей в комментах :)

С 2015 года мы занимаемся прикладной экономикой, публикуем статьи в top-field журналах и стараемся сделать так, чтобы эти результаты помогли бизнесу и государству наладить процессы.

У нас было несколько удачных и очень масштабных кейсов в экономическом консалтинге, но до стабильного потока было ещё далеко. И хотя в науке мы получили почти всё, чего могли пожелать, работа с бизнесом происходит совсем по другим законам. С этого момента мы начали вкладываться не только в разработки, но и в сам продукт.

Александр Нестеров, доцент ВШЭ, суперфиналист конкурса "Лидеры России", или просто человек, с которого всё началось
Александр Нестеров, доцент ВШЭ, суперфиналист конкурса "Лидеры России", или просто человек, с которого всё началось

Почему разработки учёных часто оказываются в тени

Есть много вещей в бизнес-процессах, которые можно улучшить с помощью учёных. Тут я не будут говорить про области вроде инженерии, химии или разработки софта, когда есть конечный материальный продукт - там мысль привлекать учёных в бизнес не кажется странной. Я пишу про экономистов и математиков, которые оптимизируют процессы и помогают компаниям экономить и достигать своих целей.

За последние несколько лет мы успели поработать с разноплановым бизнесом и государством. Мы смогли сэкономить компании 2 миллиарда в крабовом аукционе 2019 года и дали потом Росрыболовству рекомендации по тому, как проводить новые аукционы (их использование гарантировать не можем)). Мы стали авторами нового алгоритма приема в ВУЗы 2025 года, который учёл ошибки прошлых сезонов и который должен дать лучшие результаты и для студентов, и для ВУЗов. Наши сотрудники занимаются оптимизациеций в ритейле (задачи транспортировки, расположения складов и составления расписания). А наши коллеги с 2019ого года составляют календарь матчей для российской футбольной Премьер-Лиги, чтобы сделать турниры удобнее для игроков и прибыльнее для организаторов.

Звучит классно, за каждый кейс радовались, как за ребёнка :)) Но их успех сложно повторить: кейс либо слишком редкий, либо немасштабируемый. Это нас сильно печалило. Часто консультирование какой-нибудь компании (не rocket-science, один из гигантов ритейла) приводило к месяцем и даже годам бесплатных переговоров с расплывчатыми запросами.

Любые серьёзные изменения в бизнес-процессах встречают сопротивление, даже если в итоге делают профит. Чтобы бизнес ввёл у себя какое-то наукоёмкое решение, нужно, чтобы:

  • у него возникла потребность в нём (чаще всего есть скорее смутное, далёкое от ТЗ описание в стиле "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что")
  • возник мэтч с командой, которая может реализовать запрос
  • желательно ещё, чтобы эти изменения не заставляли бы перекраивать все смежные процессы, тогда любая самая оптимизирующая инициатива завязнет
  • И главное: нужно связующее звено. Нужен человек/команда, который разглядит потребность, найдёт готовое решение и обернёт технологию/статью в продукт.

Зачем нужен был ивент

Математика и экономика помогают решать общественные проблемы, но для людей это неочевидно. Пример: системы онлайн-бронирования слотов на получение визы. Есть ещё много других аналогично устроенных систем букинга, их слабое место - перекупщики, которые уводят часть потенциальных клиентов и денег. Их количество можно свести к минимуму, если грамотно выстроить механизм бронирования и лишить перекупщиков возможности получать прибыть. Это работа как раз для матэкономистов, которые понимают, как сделать рынок "удобным для клиента".

Ещё где-то год назад у нас появилась мысль: чтобы это поменять, нужно попробовать систематически рассказывать людям из бизнеса и госорганов про то, в каких проектах может раскрыться потенциал экономической науки. И в конце 2023 года мы познакомились с Еленой Пушковой, руководителем агентства Pyro, она занимается ивентами для науки. Вместе мы собрали это в цельную концепцию и решили сделать вот такую вот встречу.

Формат

Это не был прогрев для продаж наших услуг, это не был круглый стол-говорильня, и не был нетворкинг больших людей ради постов в соцсетях.

Это была наша первая организованная попытка рассказать о том, что хорошего может получиться от симбиоза экономической науки и бизнеса. Одним из сложных этапов подготовки был поиск контактов - мы хотели позвать на мероприятие людей, которые, с одной стороны, уже многого добились в бизнесе и управлении, а с другой стороны были готовы к активному участию. Им должно было быть интересно думать в масштабе больших изменений, и у нас получилось их найти.

Мы собрали около 50 гостей, и подавляющее большинство осталось до конца. Была пара людей, которые ушли с сильным негативом, а почему - это уже другая история :)) Просто пишу честно, мы тоже часто отхватываем хейта.

Было две части:

Часть 1: Панельная дискуссия (выступали наши учёные, их выступления дополнял модератор - Игорь Рождественский, гости задавали вопросы)

Темы выступлений:

  • Что такое матэкономика и как она помогает бизнесу и государству (рассказывали про наши кейсы с аукционами и системой приёма в вузы)
  • Operations Research - оптимизация в ритейле (поговорили про то, что уже делают математики, и то, что ещё можно сделать)
  • Экономический консалтинг за рубежом - наш сотрудник рассказывал про то, как нобелевские лауреаты делают свои консалтинговые фирмы и почему это работает в Америке и Европе, но пока не у нас.
  • Концепция "Университет как маркетплейс" - про то, как может выглядеть ВУЗ, в котором наука решает проблемы бизнеса, а бизнес делает науку востребованной и актуальной
ваш скромный автор статьи за не очень круглым столом с ген.директором <b>"Технопарка"</b> - Олегом Якимовым и директором по доступу на рынок "<b>Biocad</b>" - Валентином Додоновым
ваш скромный автор статьи за не очень круглым столом с ген.директором "Технопарка" - Олегом Якимовым и директором по доступу на рынок "Biocad" - Валентином Додоновым

Часть 2: Круглые столы

бекстейдж  :) Выступает Дмитрий Ялов - вице-губернатор Ленобласти 
бекстейдж  :) Выступает Дмитрий Ялов - вице-губернатор Ленобласти 

Ещё на кофе-брейке после первой части начались споры на тему применимости наших решений в разных сферах бизнеса. Например, один из комментариев звучал так:

Ваша история про аукционы хороша. Но она может быть слишком "модельной" и математизированной. Разве это похоже на реальную жизнь?

И вот за круглыми столами мы предложили гостям порефлексировать и вспомнить кейсы из собственной практики, когда им не хватало помощи учёных.

Чтобы дискуссия стала эффективней, мы постарались посадить за один стол людей с разной экспертизой - где-то это были предприниматели или руководители отделов инноваций, где-то представители научно-технологических парков, где-то люди из министерств.

Прошло правда здорово - все неожиданно втянулись, выдвигали гипотезы и конструктивно спорили. Особенно порадовал следующий фидбэк:

В первой части мероприятия я не совсем понимал, почему вы нам это рассказываете, но сейчас я понял - это не продажи готовых, упакованных услуг - это попытка устранить этот огромный разрыв между наукой и бизнесом.

Роль саксесс стори

Классный момент в первой части - кусочек выступления Олега Баранова, где он рассказывал про то, почему экономический консалтинг работает за рубежом, но не у нас. Помимо работы в Вышке он до сих пор аффилирован с Power Auctions LLC - одним из ведущих мировых консалтинговых агентств в области аукционов. С его слов:

Когда у Ларри Аузубеля (одного из главных специалистов в области дизайна аукционов) возникла идея сделать такое агентство, я начинал работать из маленькой комнаты у него дома. И уже через несколько лет, после того как прошла серия громких аукционов, мы переехали в офис на 50 человек.

И это не единственная история успеха от экономистов: Пол Милгром (с которым работал вышеупомянутый Аузубель), нынешний нобелевский лауреат, тоже основал своё экономическое консалтинговое агентство - Auctionomics. Именно его знания и мастерство сыграли ключевую роль в исходе знаменитых аукционов сотовой связи (можете погуглить spectrum auctions), когда Великобритания благодаря правильному дизайну аукциона смогла выручить 2,5% своего ВВП.

На подготовку фактуры, презентаций, выступлений, а главное, приглешние гостей, ушло больше 2ух месяцев постоянной работы нас и основного организатора. К моменту фото я почти не сплю уже пару суток, все бодрячком :))
На подготовку фактуры, презентаций, выступлений, а главное, приглешние гостей, ушло больше 2ух месяцев постоянной работы нас и основного организатора. К моменту фото я почти не сплю уже пару суток, все бодрячком :))

Осторожно: вход на территорию субъективности

Очень сложно переломить инерцию общего убеждения по поводу экономики и ещё некоторых вещей. Выглядит это так: если ты начинаешь рассказывать про аукционы с научной точки зрения, тебя скорее всего не поймут. Потому что первое, о чём думают люди, когда им говорят про тендеры/закупки/аукционы - это дурная слава. Мы слышим что-то в духе "всё так сложно и плохо, что можете даже не пытаться".

Но мы верим, что задача решаемая. Мы собрали фидбэк после мероприятия: люди, которые пришли изначально с лёгким недоверием , потом говорили нам, что нам удалось их переубедить.

Главное: обычно техноброкер - это один человек. Он помогает компании своей виртуальной телефонной книжкой с топовыми клиентами и пониманием того, кому, что и когда можно продать.

Его сложно найти (легко потерять)), он редкая рыбка в своей нише. Но главное - он не может разбираться во всём. Вряд ли контакты человека, который продаёт софт для айти-компаний, будут так же сильно полезны вам в вашей далёкой от софта сферы.

И мы нашли решение - это мероприятия такого формата. Через них вы искусственно, своими руками содаёте новый "мини-рынок" своих услуг. Потенциальные клиенты сами рассказывают, что им нужно, а потенциальные исполнители посмотрят на спектр задач и оценивают их сложность. Так, во второй части ивента мы разом получили контакты всех тех людей, которые были заинтересованы в работе с нами.

Магия в том, что мы никогда бы не узнали, какие у руководителей этих компаний боли, если бы не круглый стол.

Ещё...

Спасибо, что прочитали! Часть утверждений (особенно в конце) были мнением только автора статьи, с ними можно и нужно спорить. Буду рада, если вы поделитесь своим опытом проведения мерпориятий для клиентов в комментариях :)

Канал автора с новостями из мира экономики, образования и любви к науке :)

1717
12 комментариев

Интересно. А эти техно-брокеры, кто они по специальности? Где их можно найти?

2
Ответить

Вот, можете посмотреть на модератора нашей дискуссии в первой части:
https://spb.hse.ru/cia/mentors_rojdestvenskiy

Ответить

Не могу сказать, что знаю многих, поэтому отвечу по доступной инфорамции: обычно это люди, которые получили довольно фундаментальное техническое образование, а после долго варились в околостартаперской среде.
Самое главное, что это человек, который в своей нише должен очень хорошо разбираться, в том числе и с техническими деталями. И при этом он должен обладать большим опытом общения с бизнесом, чтобы хорошо представлять, какой проект "завязнет" из-за формальных препятствий, а какой их преодолеет

Ответить

Познавательная статья! Было бы интересно в будущем в отдельной публикации узнать причины сильного негатива ушедших с ивента)
А еще интересно вот что. Какие задачи хотели бы решить сильные мира сего, которые обменялись с вами контактами? Так понимаю, что на мероприятии были люди из разных сфер: из фармы, из проектного бюро для высокотехнологических компаний

2
Ответить

Спасибо большое:)
Сначала про негатив - мы обычно сталкиваемся с негативом из-за двух причин:
1. мы не попали в ЦА (бывает, что тема, о которой мы говорим, попросту не актуальна для человека, она его не трогает, наука всё-таки вещь специфичная)
2. у нас не получилось быть достаточно понятными для конкретной аудитории (вы выступаем с деталями кейсов, и не всегда можем идеально рассчитать уровень детализации для конкретной аудитории)
Вот тут было скорее 1ое :)
Но конверсия 2/50 ушедших с 4часового мероприятия - это хорошо, я думаю))

Ответить

Названием статьи прям зацепили!))

1
Ответить

кофебрейк пока что окупился...

1
Ответить