Как я развил бизнес с –6 до 170 млн. руб

«Умный век» существует всего 6 лет, но за это время компания 3 раза меняла фокус работы и нашла свой сегмент. Даже в кризисные времена, например, сейчас, «Умный век» не утонул в долгах и отказах, а вышел на новые проекты. Но обо всём по порядку.

Умный век

Умный век — это компания-интегратор цифровых и мультимедийных решений для бизнеса.

Теперь по-человечески. Умный век помогает установить экраны, аудио, видео и световое оборудование, интегрировать их во внутренние системы и наладить работу каждого компонента в комплексе с другими.

Если конкретно: Умный век устанавливает видеостены или светодиодные экраны, подключает решения для дистанционного управления контентом на этих экранах, организовывает систему видеоконференц-связи для переговорок или конференц-холлов, озвучание коммерческих помещений, актовых залов, создаёт системы цифровых меню-бордов, и так далее.

Также компания может разработать новое устройство или полноценную систему под конкретную задачу.

Например, во время ковида мы смогли изобрести с командой цифровой санитайзер, не стесняясь, могу заявить, одними из первых в мире. При разработке стандартизировали его под параметры Евросоюза и начали поставлять в Германию уже в течение первых 6 месяцев.

<p>Схематичное представление этапов работы над цифровым санитайзером</p>

Схематичное представление этапов работы над цифровым санитайзером

В России нашу технологию тоже приобрело одно производство, так как мы решили не заниматься масштабированием проекта, а сохранить фокус. И это ПРАВИЛО №1, которое помогло мне развить бизнес.

Если хочется узнать обо всём тезисно, можете пролистать вниз и прочитать краткое резюме. Но я всё-таки рекомендую ознакомиться со статьёй полностью. Тут правда интересно.

Как построен мой бизнес

Стандартная схема для многих интеграторов: сначала набирать заказы, соглашаться на все поступающие предложения и, в основном, продавать государственным заказчикам. Для меня важно не кушать долю от рынка, а расширять его. Сначала мы занимались несколькими направлениями. Как мне казалось, это было наше преимущество. Заказы брали от всех входящих заказчиков и в государственном, и в коммерческом секторах.

Со временем я понял, что нужно сузить фокус на том, что нам интересно и в чём мы выступаем как профессионалы, которых на рынке мало. Мы отказались от настройки сценического оборудования, обслуживания театрального сегмента и многого, что связано с профессиональным звуком. Ещё сместили фокус с государственных организаций, на коммерческий блок. Мне говорили, что концентрировать всё внимание на коммерческих заказчиках и отказываться от активного участия в гостендерах — это самоубийство, и мы не “выплывем”. Но уменьшение роли тендеров нас не убило, а позволило вырасти. Хотя доля таких заказов доходила до 78% в структуре выручки.

С гос. тендерами сложно работать, в основном, из-за бюрократии и строгого бюджетирования. Поэтому мы берём только те проекты, где реально видим заинтересованность и боль заказчика. С коммерцией работать интересно, потому что видна эстетика и есть возможность влиять на бизнес через общение: обсуждать конкретные ожидания заказчика и предоставлять системы решающие задачи бизнеса наилучшим образом. Сейчас доля коммерческих заказов у нас более 80%. И это ПРАВИЛО №2, которое помогло активно развивать компанию.

В целом, я выделил 3 сценария активного роста компании:

1. Идти туда, где страшно

Если в проекте много неизвестного, это не повод отказываться или делать всё “на удачу”.

2. Стать лидером издержек

Нужно преумножать свой опыт, чтобы дать заказчикам лучшее соотношение цена/качество.

3. Расширить рынок

Предлагать заказчикам решения для их бизнеса, анализируя, что есть у них и какие мы можем предложить варианты.

Я с командой решил, что мы будем работать сразу над тремя вариантами, потому что так мы можем дать заказчику полноценное и эффективное решение его проблем. Для наглядности мы сделали схему:

Схема для принятия решений. Проценты техническая информация - используется в фин. отделе.
Схема для принятия решений. Проценты техническая информация - используется в фин. отделе.

Итак, все проекты распределены по цветам. Ось X — это маржинальность, Y — сумма проекта. Рассказываю про зоны:

  • розовая: проекты для расширения рынка (с ними мало дохода, минимальная зона маржинальности, но они дают LTV (пожизненную ценность клиента)
  • ярко-зелёная: основная работа компании, в чём мы эксперты
  • жёлтая: проекты с неизвестными параметрами (такие “страхуются” маржой, они индивидуальные, без масштабирования)
  • красная: мы не берёмся за эти проекты!
  • болотный цвет: судя по названию цвета, можно сделать верный вывод — компания не сможет расти с такими проектами, но менеджеры самостоятельно решают, браться за них или отказываться.

Важная составляющая схемы — управление общими показателями компании и структурой в финансовом отделе. Именно он выдаёт “квоты”: сколько проектов и в какой зоне менеджеры могут их брать. Так я всегда “держу руку на пульсе” с рисками, маржинальностью и возможностями вкладывать в расширение рынка. Это ПРАВИЛО №3.

«Чем более эффективная модель управления, тем с большей периодичностью ты можешь поставлять на рынок новые товары и услуги, можешь сам мигрировать из одного состояния в другое».

Мне нравится эта цитата Германа Грефа

Что я хочу этим сказать: важно иметь чёткий план действий и вести документацию. Это то, что помогло нам вырасти и пережить последние 3 кризисных года. Мы записываем все достижения и провалы. Сейчас опора на них помогает нам не совершать те же ошибки в схожих ситуациях.

Например, в 2020 году в копилку попало неправильное решение: я перестал считать Умный век стартапом. Из-за этого компания стала обрастать “жирком”: я начал нанимать людей не за эффективностью, а за количеством. Так мы потеряли гибкость. Это пример плохого решения.

Мы устраиваем тренинги, на которых отрабатываем всем коллективом полезные навыки для общения с заказчиками. На брифах обсуждаем, что появилось нового на рынке, не только за рубежом, но и в России, разбираем интересные кейсы. И придумываем, как можем реализовать их, как ещё можно использовать экраны или что можно использовать вместо лайтбоксов, как использовать интеграцию систем в компаниях. То есть, что можем дать заказчикам.

Я нанял коуча, который даёт тебе пендель, если ты застопорился, затормозил. Помогает быть в тонусе всей команде. И, да, — это ПРАВИЛО №4 на пути активного роста компании. Чтобы у меня и сотрудников не замыливался глаз и было чёткое понимание в каждый момент времени, на что стоит обратить внимание.

Самая простая, но не очевидная фишка: мы постоянно задаём нашим заказчикам 2 вопроса:

  • Почему вы нас выбрали?
  • Почему вы нас НЕ выбрали?

Это очень простое ПРАВИЛО №5, которое дало самые быстрые и качественные результаты. И такое действие всегда актуально, на любой стадии роста моего бизнеса.

Теперь кризис – новая нормальность. Надо привыкать к тому, что раз в 2 года — год, это будет происходить. Когда-нибудь допишу книгу про эти времена. Вот её заглавие или, может, обложка.

Как я развил бизнес с –6 до 170 млн. руб

ПРАВИЛО №6: нужно создавать фонды. Что помогло нам в кризисные моменты. Независимо ни от чего, когда всё хорошо, нужно пополнять эти фонды. А когда всё не очень хорошо, нужно брать откуда-то деньги на существование. И, соответственно, тогда эти фонды используются.

У нас есть 3 фонда:

  • Страховка факапов. С каждого проекта мы отчисляем для него определённый процент.
  • Стабилизационный фонд. С общей квартальной прибыли компании сюда уходит огромная часть прибыли, но именно это помогло пережить все последние происшествия.
  • Фонд развития. В него также отчисляется определённый процент — но от выручки. Благодаря такому фонду, у нас всегда есть средства на новые разработки, тестирование гипотез и запуск актуальных решений.

Да, я как основатель меньше зарабатываю, но бизнес стабилен и стрессоустойчив, что даже в среднесрочной перспективе помогает мне и компании получать больше.

Сейчас общая выручка Умного века порядка 170 млн. Но в первые пару лет, я проваливался в показатели до - 6 млн.

Работа с заказчиками

Один из наших лозунгов: “Оцифровываем мир вокруг!”.

Мы работаем с заказчиками, чтобы дать им возможность, в первую очередь, отличаться от конкурентов и использовать лучшие практики рынка. Так как сейчас, несмотря на кризисы, открывается много разных заведений, сам рынок расширяется. И один из способов отличиться — цифровые POS-материалы — цифровые экраны. Так мы вычёркиваем расходы на типографию и даём возможность оптимизировать бизнес.

Но! На экранах должен быть контент, который показывает правильные вещи правильным людям в правильное время. Мы помогаем объяснить рынку и заказчикам, что экраны и внутренняя IT-экосистема нужны и что контент на них должен быть ситуативным, чтобы бизнес рос и развивался.

Мы изучаем потребности и проблемы бизнеса, общаемся с клиентами, чтобы, в итоге, предлагать своевременные решения.

К примеру, мы выпустили светодиодные лайтбоксы для витрин, под своим брендом, когда цены на типографию начали расти. Главная особенность: размеры максимально приближены к типографским – А0 и А1, и есть возможность удалённо управлять контентом на нём. Для бизнеса удобно, что они отвечают требованиям законодательства (не более 50% от высоты и ширины витрины); для дизайнеров – что они продолжают создавать контент под привычные размеры; при этом можно online по времени или погоде управлять подходящими изображениями и видео. Стоит это 140 000 руб. в базе, но цена может отличаться в зависимости от точного размера, наличия и типа системы дистанционного управления, особенности установки и монтажа

Отдельно мы обратили внимание на заднюю панель для светодиодных лайтбоксов. По этому проекту сделали custdev, который подтвердил важность эстетически красивого вида всей конструкции. Так как часто подобные лайтбоксы устанавливаются в зоне прямой видимости клиентов бизнеса, тыльная сторона производится из алюкобонда, который возможно кастомизировать под запрос (например, добавить логотип).

<p>Так может выглядеть задняя панель светодиодного лайтбокса</p>

Так может выглядеть задняя панель светодиодного лайтбокса

И это хорошее ПРАВИЛО №7 — предлагать новые решения, решения-заменители, а не просто удовлетворять текущий спрос рынка.

Я считаю, важно быть честным с заказчиком. Любая техника периодически ведёт себя необъяснимо. Такое случается не часто, но случается.

Последний такой кейс произошел с нашим постоянным клиентом из сферы общественного питания. Уже проверенное на других его точках решение, просто отказалось работать в новой локации. Потребовалось порядка месяца разборов, выездов, привлечения специалистов брендов из центральных офисов, чтобы найти проблему и обнулить её. Теперь всё работает стабильно!

ПРАВИЛО №8: объяснить, почему происходит та или иная поломка, сколько времени займёт разбор. Даже если ждать замену долго, лучше сразу предупредить об этом заказчика. Так мы даём ему право выбора: отказаться или продолжить работать. За несколько лет таких проектов было всего 8, и все заказчики до сих пор работают с нами. Судя по их откликам, именно честная обратная связь и активные действия по устранению проблем, закрепила нас как постоянных партнёров для них.

Мы всегда погружаемся в работу и разрабатываем полный план действий. А чтобы было наглядно, отрисовываем для каждого заказчика макет. Да, мы не получаем за это деньги, но так клиент видит, чем мы будем заниматься, и ему легче принимать решение.

Вот, что важно: мы не просто предлагаем какой-то продукт. Мы стараемся решить задачи заказчика, возникающие на каждом этапе. А визуализация вариантов работы, помогает проработать проблему и показать, “как это будет выглядеть в результате”.

Проекты

В Умном веке все проекты запускаются за счёт фонда развития. Но есть большие проекты, которые требуют инвестиции. К примеру, запуск подписной модели на all-in-one комплекты, в первую очередь для HoReCa, которые дадут бизнесу доступ к технике, набору сервисов и дизайн-сопровождению в рамках OPEX (от англ. Operating Expense, Operation Eхpenditure — «операционные затраты» или «операционные расходы»), а не CAPEX (т.е. разовых но существенных расходов).

Адаптация новых технологий, в первую очередь из Китая, для нашего рынка — с этого года одна из важнейших целей для привлечения инвестиций в компанию. Оценить, правильное ли это решение, я пока не могу. Но, несмотря на сложную ситуацию, интерес со стороны отдельных инвесторов есть. Через пол года напишу отдельную статью, где обозначу плохая или хорошая была задумка.

Резюме

Что хочу выделить в конце.

Умный век разрабатывает и внедряет системы управления контентом для бизнеса. Мы даём заказчикам комплексное решение их запросов: подключаем системы для конференц-связи в переговорные, светодиодные экраны и лайтбоксы в офисах или торговых точках, устанавливаем звуковое и световое оборудование в актовых залах и т.д.

Я продолжаю успешно развивать бизнес за счёт следующих выработанных правил:

  • Мы не масштабируем бизнес, а фокусируемся на интересных нам задачах, в которых можем выступать как профессионалы. Так мы концентрируем наши силы и возможности, чтобы вложиться в проект с максимальной отдачей и эффективностью.
  • 80% нашей работы — коммерческий сектор. И чаще всего именно эти заказчики показывают высокий LTV.
  • Управление общими показателями компании и структурой — в финансовом отделе, выдающем “квоты”на проекты, которые менеджеры могут брать. Это позволяет мне следить за маржинальностью и возможностями вложений с учётом рисков.
  • Я нанял коуча, который помогает мне и сотрудникам не расслабляться и оперативно закрывать все вопросы.
  • Мы постоянно задаём заказчикам 2 вопроса: почему выбрали нас и почему НЕ выбрали нас. Так мы понимаем наши сильные и слабые стороны и над вторыми работаем.
  • Я создал 3 фонда: страховка факапов, стабилизационный и фонд развития. В каждый мы откладываем определённую сумму, которая помогает в кризисные моменты продолжать работать над новыми проектами.
  • Важно не просто реализовать поступающие заказы, а придумывать и давать рынку новые решения.
  • Открытая коммуникация с заказчиками и быстрое реагирование на все вопросы и возникающие проблемы. Когда вы открыто говорите заказчику, что и в какие сроки можно сделать, уровень его доверия к вам повышается.

Этот список не исчерпывающий, но, для меня, это основные правила ведения бизнеса.

Из частного, мы заказывали исследование в РБК для среза по нише конференц-площадок. Наша задача была — предложить заказчику не просто техническое решение, а решение с учётом спроса и трендов в этой нише, именно с точки зрения спроса конечных клиентов заказчика.

Для формирования современного диспетчерского центра собрали консилиум из представителей брендов и экспертов рынка. Сделали опрос более чем 100 торговых предприятий для оценки эффективности технологии Digital Signage, именно в России. Было важно определить его окупаемость и бенефиты для бизнеса, чтобы сделать оценку CAPEX-вложений для крупного игрока в Retail.

Мы привлекаем молодые команды для разработки AR-навигации, систем компьютерного зрения и систем вывода информации. Например, последнее сейчас реализуем для сети заправок электромобилей. И таких частных, но, по мне, крайне важных и интересных задач ещё с десяток. Но так как цель статьи структурировать правила, то я не буду дальше уходить в детали.

В сухом остатке: мы развиваем новые проекты, которые позволяют нашим заказчикам ещё более гибко и эффективно оцифровывать взаимодействие между сотрудниками, клиентами и партнёрами.

Надеюсь мой свод решений поможет кому-нибудь на локальном рынке перестроиться в момент турбулентности. Доступен в телеграм для обмена опытом, новых знакомств и просто интересных людей.

66
33 комментария

Прочитал, не понял. Простите. И не спрашивайте боле.

20
Ответить

Кароче, вопрос прямой: Сколько продаж и какой средний чек. Без всех этих блабла

Ответить

Господи, какой же душный текст

10
Ответить

Адаптация новых технологий компания может разработать новое устройство или полноценную систему

Решил посмотреть, перешел на первую попавшую страницу https://umvek.ru/page7789876.html а там ошибка, КОТОРАЯ ВЫВОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ALERT СУКА

8
Ответить

Поделитесь плз. В личку или ответным комментарием, как вы попали на эту древнюю страницу. Актуальная версия umvek.ru -у вас на Марине артефакт. Деактивируем его 👍

Ответить

Нанятый коуч

5
Ответить

Тони Роббинс - не коуч нашей команды )) в целом хорошего коуча действительно сложно найти, у нас не с первой попытки получилось.

4
Ответить