{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как программист-интроверт стал СЕО стартапа, сделал MVP за один месяц и заработал 100 млн за год — история Revvy (V2)

SaaS-сервис Revvy, который помогает бизнесу общаться с клиентами и умеет «перехватывать» негатив.

Всем привет, на связи Игорь Сычев. В разгар пандемии в 2020-м мы нашли способ, как бизнес может улучшить свою репутацию и рейтинг на картах и отзовиках и выдаваться в поиске чаще конкурентов. Затем я разработал MVP сервиса за месяц работы без выходных, а мой партнер Игорь Лазуткин сделал первые продажи. За три года выручка компании составила 130 млн рублей и мы только ускоряемся, мы пережили 2 мировых кризиса и вышли на окупаемость бизнеса. Сейчас в нашей команде работает более 50-ти человек, но обо всем по порядку. Первую часть статьи и подробности о том, как мы начинали можно прочитать здесь.

Дисклеймер: Я не супер успешный стартапер, гребущий миллионы лопатами. Цифры выше это выручка компании. Более того, часто первые годы СЕО работает только за идею и веру в проект. И у меня этот период продолжается, — часть сотрудников имеет доход выше, чем у меня, и для CEO стартапа это нормально.

Однако у меня есть некоторый опыт в создании IT-компаний, который мог бы быть кому-то полезным и которым можно было бы поделиться. Я совершил кучу ошибок от точки, когда был программистом, до текущей точки (среднего IT-предпринимателя), и хотел бы про эти ошибки рассказать далее.

Команда Revvy - команда моей мечты

Почему, по моему мнению, мы пережили 2 кризиса и выросли, а многие не смогли?

По специфике работы, мне регулярно приходится общаться с CEO различных стартапов. Кто-то из них стал больше нас в десятки раз, а кто-то не выжил… Со временем, я отметил, что те стартапы, которые не выжили, так или иначе совершали несколько основных ошибок, перечисленных ниже. Стоит учесть, что эти правила распространяются в большей степени на B2B сегмент. В примерах я буду рассказывать, что видел у своих коллег и как это функционирует у нас.

Ошибка стартапов № 1 — Начинают кодировать до того как проверили, нужен ли этот продукт рынку

Перед тем как тратить месяцы на разработку самого продукта очень важно проверить спрос на продукт и нужен ли ваш продукт рынку.

На этом этапе чаще всего стартаперы строят бизнес-планы, считают размеры потенциального рынка (TAM, SOM, SAM и др), структуру расходов, рисуют красивые графики и т. д. И это важно, но многие на этом заканчивают свою исследовательскую часть, видя 1 миллиард потенциальной выручки через 2 года экспоненциального роста на своем вымышленном крутом бизнес-плане.

Мой личный опыт подсказывает, что нужно примерно понимать порядок потенциальных клиентов и уже этого достаточно, чтобы принять решение по старту тестирования. Уже в боевых условиях станет видно, на что можно рассчитывать в будущем. Цель тестирования — проверить, нужен ли продукт рынку без разработки самого продукта. Как я вижу этапы тестирования продукта:

Во-первых, оценить рынок. Обычно для этого не нужно покупать или заказывать исследования, это можно сделать самостоятельно. Мы делали оценку на базе компаний из Яндекса Карт (на одном городе) и аппроксимировали на всю Россию.

Во-вторых, сделать Sales-kit. (Презентация, цена, сформированная четкая позиция, что хотите получить от потенциального клиента)

В-третьих, сделать первые продажи:

- Простенький сайт на тильде можно сделать за 1 час + реклама в Яндексе (у нас было так);

- Телемаркетинг бьет встречи, а вы их проводите;

- Пойти по ЛПР-ам (linkedin, tenchat и т. д.), если крупный B2B

и тд

И только сделав первые продажи презентации (продажей можем считать согласие на покупку) и анализ полученных результатов, можно приступить к разработке самого продукта.

Как было у нас: Сначала мы сделали простенький сайт на тильде и презентацию (напридумывали интерфейс будущего), самого продукта еще не было, была только идея. С этой идеей мой партнер сделал первую продажу в барбершоп, где он стригся. После чего он пришел ко мне со словами «Первая продажа! Когда сможем отгрузить?». Дальше мы сделали еще несколько продаж, получили деньги, убедились, что продукт востребован на рынке и только тогда начали разработку.

Ошибка стартапов № 2 — Не уделяют достаточное внимание продажам

Так как я сам разработчик и часто общаюсь с другими разработчиками, я отлично понимаю, что большая часть из нас на регулярной основе задумывается о создании своего собственного продукта. И очень часто наблюдаю за одной и той же проблемой. Молодые разработчики считают, что продукт будет продаваться сам и фокусируют все свое внимание на разработке. У меня был кейс, когда команда единомышленников из 7-8 разработчиков сделала очень крутой и сложный продукт, но на них приходился всего 1 менеджер по продажам и это в B2B. Это была фатальная ошибка. Меньше чем через год они закрыли проект.

Мы с самого начала сделали ставку на маркетинг и отдел продаж. Разработкой сначала занимался я сам, в то время как продажи уже шли во всю. Сегодня в Revvy на одного разработчика приходится 6-7 менеджеров отдела продаж. Теперь мы понимаем, что это тоже не очень хорошее соотношение. Мы классно разогнали продажи, а продукт уже стал немного отставать. Сейчас мы хотим это соотношение довести до 1 к 5 за счет увеличения отдела разработки.

Если бы я снова создавал стартап с нуля, в первую очередь фокус моего внимания был бы на человеке, который умеет продавать и у которого есть предпринимательский или продуктовый майндсет. Это может быть:

  1. Вы сами — если у вы не интроверт и умеете находить с людьми общий язык. Нащупав нишу и сделав работающий Sales-kit, масштабировать будет сильно проще и уже на следующем этапе можно будет нанять человека.
  2. Партнер — человек, которого вы знаете, который обладает необходимыми компетенциями и разбирается в отрасли (чаще всего такой человек получает значимую часть доли в компании). В нашем случае было именно так.
  3. Наемный сотрудник со стороны:
  • Наемный сотрудник за деньги (нужен бюджет на несколько месяцев). Тут самые большие риски. Если до этого опыта вы не нанимали людей раньше, есть очень высокая вероятность сжечь весь бюджет и не получить ничего на выходе.
  • Наемный сотрудник за маленькие деньги + опцион на долю (вероятность такого человека найти крайне высока и повышается вероятность успеха)
  • Наемный сотрудник за опцион (такого найти будет сложнее, скорее всего это кто-то очень молодой и с горящими глазами)

! Предупреждение. Если вы коммититесь на долю компании, уделите особое внимание подписанию договоренностей, прописанию целей и ключевых точек. Я знаю кейс, когда человек получил значимую долю крутой IT-компании за переданную библиотеку своей разработки на ранней стадии продукта. От этой библиотеки почти сразу отказались, так и не включив в продукт, при этом доля осталась за этим человеком. Поэтому очень важно прописать все договоренности четко.

Еще раз — при создании стартапа акцент нужно делать на продажах в первую очередь.

Ошибка стартапов № 3 — Тратят время на автоматизацию онбординга

Онбординг — это автоматизированное знакомство пользователя с продуктом.

Цель онбординга: показать пользователю ценность продукта — как можно скорее помочь ему достичь «первого успеха». Это в свою очередь позволяет масштабировать бизнес без привлечения сотрудников, уменьшить издержки и т. д.

Кажется, это цель, которую преследует любой бизнес, верно? Однако речь сейчас пойдет именно об автоматизации этого процесса. Как правило, довольно тяжело и дорого разработать такой онбординг.

Пример из жизни: мой знакомый предприниматель, работающий в B2B-сфере, собирался потратить полгода разработки и несколько миллионов, чтобы автоматизировать то, что возможно, и не требует автоматизации. На тот момент у него было всего 10 клиентов. Я его отговорил.

Проблема заключается в том, что вы будете онбордить то, что еще не устоялось. Ваш продукт еще дорабатывается, процессы меняются и каждое изменение будет требовать изменения кода, записи нового видео и тд. Это очень дорого и будет постоянно вас тормозить.

Какое решение? Мое мнение, что на начальном этапе ручное внедрение и поддержка — более разумный выбор (по крайней мере в B2B). Иными словами, дешевле, быстрее и эффективнее — нанять сотрудника(ов) в команду, который будет заниматься внедрением и поддержкой, для компании это будет сильно дешевле на старте.

Вакансии на HH.ru за сентябрь 2023

Я ответственно подошел к этой задаче, и нашел крутого человека, который один решал все задачи внедрения и поддержки. Впоследствии он стал руководителем отделов.

На данный момент у нас около 2 тысяч активных клиентов и я считаю, что только сейчас можно начинать заниматься разработкой онбодинга. Однако я все равно уверен, что в B2B сделать 100% онбординг около нереально.

P. S.: все вышесказанное относится и к автоматизации оплат — биллингу.

В заключение

Все совершают ошибки, без ошибок не было бы роста. Но все же, я надеюсь, что мои мысли кому-то будут полезными и помогут набить меньше шишек, чем я сам. Создавайте крутые продукты, получайте удовольствие от работы и соберите свою команду мечты.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, там рассказываем еще больше лайфхаков для бизнеса и предпринимателей.

Если интересно, пишите в комментарии, могу какую-то тему более подробно раскрыть.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Владислав Греков

Благодарю вас за статью.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Желнин

Спасибо за статью, без лишней воды) приятно было читать

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Курский

Игорь, классная статья. Круто наблюдать за ростом Revvy. Молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Sychev
Автор

Спасибо Сергей!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов
>Простенький сайт на тильде можно сделать за 1 час + реклама в Яндексе (у нас было так);

Сайт – это тоже автоматизация онбординга, по идее, можно обойтись без него, просто накатав статью в «Трибуну» и приземляя в свой телеграм :)

А вообще все четко и по делу, спасибо!

P.S. Приходите за проверкой спроса и первыми клиентами на https://productradar.ru 🌚

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Yudin

У вас стоимость подписки 50К в год?

заработал 100 млн за год
На данный момент у нас около 2 тысяч активных клиентов
Ответить
Развернуть ветку
Igor Sychev
Автор

Евгений, приветствую!

У нас большая часть подписок это подписки на квартал и полгода (процент оплат на год не превышает 10%). ARPU (средний чек) в месяц 4066 рублей (по всем сегментам). И получаем 2000 х 4066 х 12 ≈ 100 млн (это приблизительно).

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда