Да, композиционные материалы составляют порядка 50% от массы планера в современных пассажирских самолетах. Но это не предел: в некоторых истребителях и военных вертолетах доля композиционных материалов может достигать 90% от веса планера. Когда мы говорим о композитах для авиации, то в первую очередь подразумеваются материалы на основе непрерывных углеродных и стеклянных волокон. Композиты на основе углеродного волокна и полимерной матрицы принято называть углепластиками, а композиты на основе стекловолокна — стеклопластиками. Углепластики имеют удельную прочность (прочность, деленную на плотность) примерно в два раза выше, и удельный модуль упругости, определяющий жесткость конструкции, примерно в три раза выше аналогичных характеристик стеклопластика.
Поэтому более 70% от композитов, используемых в современной авиации, составляют углепластики, из которых производят силовые конструкции: хвостовое оперение, элементы конструкции фюзеляжа, лопатки двигателей. В меньшей мере в авиации используются стеклопластики, которые в основном применяются для изготовления радиопрозрачных обтекателей и интерьеров самолетов. Но есть у углепластиков и недостаток — это высокая стоимость.
Алексей Кепман, кандидат химических наук, заведующий лаборатории химии и технологии композиционных материалов МГУ