(Не)стандартные способы уменьшить налог на прибыль

Если вы предприниматель и у вас компания на ОСН, то рекомендуем прочитать статью. Некоторые способы стандартные, но бухгалтеры могут редко использовать их на практике или использовать неправильно с рисками со стороны ФНС.

Небольшое предисловие про налоги

Компания может переплачивать налоги, если изначально выберет неверный режим налогообложения. Например, бизнес с рентабельностью <30% выбирает УСН 6%, либо компания выбирает ОСН, хотя основные клиенты физлица и бизнес на УСН (либо компания объединяет розничное и оптовое направление под одной юридической крышей и не пользуется налоговой структуризацией — но это уже другая история).

Если система налогообложения выбрана верно, то компания переплачивает из-за ошибок бухгалтерии: либо бухгалтерия неверно отражает документы в 1С, либо применяет не все возможности налогового кодекса.

Наша статья про последнее.

Способы ниже мы применяли на практике (аутсорсим бухгалтерию у 40 юрлиц на ОСН) или анализировали законность их применения при проведении экспресс-аудитов (провели более 100 экспресс-аудитов) и анализе судебной практики.

Занимать деньги собственному ООО

Отличный способ, чтобы ввести деньги в ООО при открытии бизнеса или пополнении оборотного капитала. Подробнее писали в этой статье с разбором экономики способа.

Этим способом можно не только уменьшить налог на прибыль, но и легально выводить деньги из компании.

Работает это так. Учредитель даёт своему же ООО заём под процент, допустим, 20 млн ₽ под 25% годовых. Тогда ООО будет отдавать учредителю 420 тысяч ₽ каждый месяц.

За счёт выплаты процентов у компании возрастут расходы, на которые можно уменьшить налог на прибыль — налоговую базу можно уменьшить на сумму процентов.

А учредитель получает на руки 360 тысяч ₽ каждый месяц, потому что с выплаты надо будет заплатить 13-15% НДФЛ.

На практике в ~70% случаев сталкиваемся с ситуацией, когда предприниматели вводят в бизнес деньги с помощью беспроцентного займа, либо через уставной капитал, теряя возможность законно уменьшить налоги.

В остальных ~30% случаев часто предприниматели оформляют заём с низкой процентной ставкой (немного выше ставки ЦБ, т.к. многие бухгалтеры рекомендуют процентный заём с минимальной ставкой).

В итоге предприниматели теряют законный способ уменьшить налоги.

Не упускайте такую возможность и держите в памяти данный способ.

Создавать резервы

Вы можете создавать резервы на случай сомнительных долгов, ремонт или модернизацию оборудования, оплату отпусков. И эти резервы можно учитывать как расход и уменьшать налог на прибыль.

Например, можно каждый год отправлять часть денег в резерв на ремонт оборудования и тут же принимать всю сумму к расходу. А когда оборудование сломается, у вас уже будут деньги, чтобы его отремонтировать. Получается, что и налог уменьшили, и деньги остались у компании.

Иногда компании формируют резервы, уменьшают налог на прибыль (допустим за год отложили 10 млн на модернизацию оборудования), а по факту резерв был только на бумаге. Компания не откладывала деньги и пускала их в оборот. При этом компания уменьшила налог на прибыль на 2 млн за год.

За такие махинации можно получить штраф и доначисление от налоговой, если ФНС придет с проверкой.

На самом деле это очень редкий способ уменьшения налога на прибыль. Важно правильно составить учетную политику, корректно вычислять базу для резерва, фактические расходы учитывать за счет резервов. В общем это морока и головная боль для бухгалтера. При аудите бухгалтерии клиентов по учету резервов нам встречались ошибки в сторону государства (компания переплачивала), так и в сторону компании (недоплачивали) на сотни тыс. рублей.

Этот способ больше применим для производственных/строительных компаний и компаний с большой численностью сотрудников.

Списывать убытки прошлых лет

Если компания когда-то работала в убыток, то она может уменьшить налог на прибыль за счет этого убытка. Убытки прошлых лет можно принять к расходу, но не более 50% налога.

Например, компания 2022 год отработала с убытком в 5 млн ₽, а в 2023 году учтет все ошибки и получит прибыль 7 млн ₽. Вот половину из этой прибыли можно уменьшить с помощью убытков прошлого года, то есть на 3,5 млн ₽. И ещё 1,5 млн можно учесть в следующем году.

В итоге в 2023 году компания заплатит 700 тыс. налога, вместо 1,4 млн.

Про этот способ должен знать любой бухгалтер, который готовит отчетность для компании на ОСН. Однако на практике встречались с ситуацией, когда бухгалтер не использовал убытки прошлых лет, чтобы уменьшить налог. Либо бухгалтер просто не знал про это (мало опыта), либо не хотел излишнего внимания налоговой (инспектора любят проверять компании, которые уменьшают налог за счет убытков).

Учитывать «командировочные» расходы

Если отправлять сотрудников в командировки, то можно принять к расходу не только стоимость билетов на самолёт, но и почти всё, что связано с командировкой. Причём командировочные расходы не всегда могут быть командировочными.

К расходам можно отнести проезд до аэропорта на такси, постельное бельё в поездах, расходы за оформление билетов, траты на общественный транспорт и аренду авто, оплату виз, курортный сбор и другие траты. Главное — документально всё подтвердить и экономически обосновать, зачем гендиректору ездить на Бали в командировку, если компания занимается оффлайн торговлей в Москве (вполне возможно придумать логичное объяснение).

Бухгалтеры не очень любят, когда личные траты учредителя/гендиректора определяют в командировочные расходы. Т.к. для этого нужно грамотно составить документацию, получить необходимые документы и чеки от учредителя/гендиректора, плюс придумать обоснование трат на случай внимания ФНС.

Если не наглеть, то часть расходов на отпуск предпринимателя может уменьшить налог на прибыль.

Например, предприниматель летит на отдых в Италию с семьей. Предприниматель торгует одеждой. Билеты для себя предприниматель покупает через компанию, а для остальной семьи на личные средства. Обоснование для налоговой: летал устанавливать связи с партнерами и производителями и по возможности заключить контракт на поставку. Тогда у налоговой не возникнет вопросов.

Использовать представительские расходы

Часть расходов на походы в рестораны можно отнести к представительским расходам. По закону к ним можно отнести не более 4% от ФОТ за период.

Например, в компании в работает 10 сотрудников с средней зарплатой 90 тыс. рублей с учетом НДФЛ. За год ФОТ составит 10,8 млн. Значит за год можно потратить 432 тыс. на представительские расходы: организацию мероприятий и рестораны с партнерами.

Включать сюда походы по кафе и ресторанам с семьей или без будет незаконно и проблематично. С точки зрения бухгалтерии придется оформить несколько документов: нужно оформить приказ руководства о проведении официального мероприятия, отчет о проведении встречи, акт о расходах, чеки.

Если ходить в рестораны с семьей, то потребуется выдумывать контрагентов, их представителей и придумывать легенду. А налоговая при проверке любит анализировать и изучать представитель

Налоговая при проверках любит анализировать и изучать представительские расходы. Часто бухгалтерия некорректно документально их оформляет и у налоговой появляется возможность снять их с учета и доначислить налог на прибыль.

Поэтому включать сюда просто расходы на рестораны проблематично. А вот вполне законные представительские расходы нужно, но главное правильно их оформлять, чтобы у налоговой не было возможности снять эти расходы. В целом методика учета представительских расходов должна быть описана в учетной (налоговой) политике.

Компенсировать личные траты

Бывают ситуации, когда предприниматель может покупать технику в дом через компанию: уменьшит налог на прибыль, плюс НДС примет к вычету (фактически телевизор за 100 тыс. будет стоить 84 тыс. (компания вернет из бюджета 16 тыс. в качестве НДС)). Правда технику придется поставить на учет и амортизировать, плюс, если налоговая придет в офис и проверит наличие техники, а ее не окажется, то возникнут вопросы. Но для такой проверки предприниматель должен постараться в грубой оптимизации налогов.

Это же может относиться к любым другим тратам. Некоторые предприниматели через компанию покупают квартиры и машины для личного использования.

Но что более важно в этом способе — предприниматель экономит на НДФЛ и страховых взносах. Если выводить деньги через дивиденды или зарплату, то придется заплатить 30-40% налогов в качестве налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов в зависимости от способа вывода денег.

Например, предприниматель хотел купить телевизор за 100 тыс. за личные деньги, попросили бухгалтера вывести деньги на карту, а по факту пришло ~70 тыс. В итоге, чтобы купить телевизор за 100 тыс. придется выводить около 135 тыс. из компании.

Бухгалтеры очень не любят относить такие расходы в расход и уменьшать налоги. Стараются провести их за счет чистой прибыли (т.е. не уменьшать налог на прибыль) или обложить НДФЛ/страховыми взносами (если расходы можно персонифицировать) — рисков от налоговой будет меньше.

Если компания не наглеет, то вполне можно немного оптимизировать налоги таким способом.

Приобретать основные средства в лизинг

Если вы покупаете оборудование дороже 100 тыс., то не сможете сразу принять всю сумму к расходу. Бухгалтерия определяет срок полезного пользования, и в течение всего этого срока сумму придётся принимать в расходы равными частями — амортизировать, если переходить на финансовый сленг.

Например, вы купили станок за 900 тысяч ₽, а бухгалтерия определила срок его полезного пользования в 3 года. Значит, вы сможете принимать к расходу только 25 тысяч ₽ в месяц. Получается, что покупка есть, а всю сумму к расходу принять нельзя.

Поэтому в таких случаях лучше оформить лизинг. Вы будете оплачивать 25 тысяч ₽ в месяц, но потратите не всю сумму сразу, а ровно столько, сколько можно принять к расходу. Этот способ не уменьшает налог в общем, но в краткосрочной перспективе позволяет принимать к расходу ровно столько, сколько потратили.

Логика в том, что налог на прибыль будет платиться равномернее. При покупке дорогого оборудования крупная сумма денег выпадает из бизнеса, а расходы по налоговому учету на соответствующую сумму не увеличиваются.

Например, компания заработала в текущем квартале 1 млн и купила оборудование за 900 тыс., остаток на расчетном счете 100 тыс. рублей.

Но компании придется заплатить 185 тыс. налога на прибыль:

  • (1 млн - 75 тыс.) х 20% = 925 тыс. х 20% = 185 тыс.

Расходы есть, а денег на уплату налога нет — придется доставать деньги из дебиторки и договариваться с поставщиками об отсрочках (кредит на налоги лучше не брать). Спасибо амортизации и налоговому кодексу за лишний геморрой финансовому директору.

Понятно, что не все можно оформить в лизинг или в рассрочку. Но если у бизнеса есть такая возможность, то лучшей ей воспользоваться.

Использовать амортизационную премию

Опять же, если покупать что-то дороже 100 тысяч, то нужно амортизировать имущество. А это влечет за собой выпадение денег из оборотки (пример выше).

Но есть один способ сразу списать часть расходов — использовать амортизационную премию. Это значит, что сразу к расходам можно принять 10-30% от стоимости оборудования, а остальное распределить равными частями в течение нескольких лет.

Например, купили станок за 900 тыс. и в расходы отнесли 30% — 270 тыс., а остальную стоимость также амортизируют в течение 3-х лет (630/36 = 17,5 тыс.).

С выручкой за квартал в 1 млн и расходами на оборудование в 900 тыс. компания без амортизационной премии должна будет заплатить 185 тыс. рублей налога на прибыль. При этом на счете остается 100 тыс.

С амортизационной премией в 30% компании надо будет заплатить 135,5 тыс. рублей. Конечно денег еще не хватает, но их потребуется меньше.

По нашей практике амортизационную премию очень редко используют бухгалтера. Чаще всего не парятся и просто амортизируют основное средство. Хотя амортизационная премия позволяет в моменте уменьшить налоговую нагрузку (в целом с или без амортизационной премией она не изменится).

Лучше, чтобы в вашей бухгалтерии было закреплено в учетной политике данное правило — ко всем ОС применять амортизационную премию.

Если у вас есть знакомые предприниматели с юрлицом на ОСН, то поделитесь этой статьей. Возможно это сэкономит им несколько копеечек.

Telegram канал для предпринимателей. Рассказываем, как уменьшить налоги, защитить бизнес от ФНС и эффективно управлять бухгалтерией.

15
24 комментария

Хороший бухгалтер на вес золота.
Как правило бухгалтера больше замотивированы свою попу прикрыть, хотя оно и понятно.
Самозанятые наше всё.
С ипшками сложнее стало.

3
Ответить

Хороший бухгалтер на вес золота.

Любой хороший сотрудник и подрядчик на вес золота)

Как правило бухгалтера больше замотивированы свою попу прикрыть, хотя оно и понятно.

Конечно, штатный бухгалтер старается максимально риски снижать. Иногда действуя в ущерб компании и предпринимателя. Если бухгалтер ставит свою подпись под отчетностью и документами (иногда у компании есть бухгалтер в штате, но при этом главбухом считается директор или финдиректор).

Самозанятые наше всё.

Опционально конечно. Лимиты в 2,4 млн за год всего

С ипшками сложнее стало.

Почему сложнее?

Ответить

это знаете как анекдот

Ответить

Да проще найти ипешника который будет услуги оказывать и выводить с него 300-500к в месяц. Дешевый кэш на руки + налог на прибыль уменьшится. Единственное, что НДС входящего не будет, но это в принципе и не важно

Или пару ипешников

Если бизнес небольшой, то внимание от ФНС будет минимальным

Ответить

Вот поэтому половина актов ВНП написано под копирку, а вырванные волосы на голове учредов от сумм доначислений после её проведения исчисляются тоннами. Где просто - просто для всех.

2
Ответить

В статье описывали белые способы. Условно белые.
Ваш способ уже черный, хотя немалое количество бизнесов таким занимаются.

Иногда предприниматели через свое же ИП так деньги прогоняют.

Ответить

Две недели назад вызвали в налоговую и попросили дополнительно заплатить несколько миллионов налогов… на возражение что у меня все уплачено ответили мол проведем выездную и насчитаем больше, мол зачем вам эти проблемы и портить с нами отношения. Оплатил… Подскажите как такие налоги оптимизировать?

Ответить