Вернемся к Кеневин-фреймворку. Сложность конкретной области, конкретного проекта квалифицируется как относительно достижений человечества в целом, так и относительно команды, которая в ней работает. То, что для команды junior-сотрудников лежит в сложной или запутанной области, для опытной команды является простым, просто потому, что им не известны соответствующие модели. Понятно, что можно научиться, но это требует отдельного времени. Можно так же позвать экспертов, если они доступны. И проектный подход как раз требует, чтобы это было сделано, во всех руководствах написано, что необходимым требованием для успеха является компетентная команда. А вот для Agile-методов это является не обязательным. Более того, успех Agile во многом связан с тем, что он решил проблему дефицита разработчиков, возникшую с появлением персоналок. Компьютеры стали доступны мелкому и среднему бизнесу, и сразу потребовалось множество систем для их автоматизации, а количество разработчиков – не увеличилось. На постсоветском пространстве проблема была решена за счет того, что тога развалилась оборонка и множество инженеров пошло в IT, на на западе такого резерва не было, и проблему решило появления Scrum.
Если Agile методы про гибкий итеративный подход, то ему уже 100 лет в обед. Любой новый/эксперементальный тип устройства или изобретение чего-то принципиально нового так или иначе создается при помощи итеративности, поиск равновесия между значимыми факторами.
Если говорить проще, то синтетическая эволюция продукта обеспечиваемая людьми. А про эволюцию еще и Дарвин говорил )
Agile даже был на производстве, просто тогда больше делали, чем продавали, то как якобы надо работать.
Производство менее изменичвая среда и она материальна: "фарш невозможно провернуть назад, мясо из котлет не восстановишь". но даже и это условно, воостановление фарша стоит сильно дороже, чем присоздании ПО.
Любой новый тип устройств создавался именно при помощи agile - грамотная команда.
Сначала моделируют, потом прототипируют, потом опытный образец, опытная партия, изделия и релизы типов изделия. При этом развивается и экспертиза и окружение и оборудование.
Проект это не более чем использование накопленной экспертизы в определенной области.
Наклепать новую форму или добавить подобную фичу - проект, потому как все или почти все известно заранее - окружение детерминированно.
Создать новое приложение в новой сфере - agile (прости господи) итеративный поиск какого-то решения в нетерминированной среде.
И весь этот agile можно назвать обычным русским словом - изобретение : итеративный поиск решения в недетерминированной среде, с постепенной детерминизацией окружения, накоплением экспертизы и инструментария.
Agile - это набор ценностей, принципов и методов разработки, объединенный Agile-манифестом (2001) и разработанный в рамках IT-отрасли для реализации проектов в противовес проектному подходу и другим методам классического менеджмента. И он включает вполне конкретный набор методов и практик.
Понятно, что разбираться во всем этом не всем комфортно, поэтому в рамках информационного шума под Agile часто понимают любую итерационную разработку, и слово "гибкий" тоже трактуют как угодно.
И если сравнивать с подходами по созданию сложных технических устройств или другими НИОКР, то есть явные отличия, которые хорошо видны тем, кто работал по классическим процессам, а сейчас пробует и использует Agile-методы и видит их преимущества, например, концерну Калашникова для разработки оружия, Северстали для разработки новых материалов, Росатому, который, в частности, применял его для доработки проекта АЭС в Финляндии, чтобы обеспечить требования безопасности ЕС без недопустимого увеличения стоимости (чего они не смогли добиться классическими методами). Обо все этом - есть доклады и материалы, ссылки есть в моей статье https://vc.ru/hr/101238 "Кейсы Agile-трансформации. Часть 2 — корпорации и госструктуры"
Так что назвать, конечно, можно как угодно. А когда решаешь конкретные задачи, то можно использовать технологичные методы, а можно работать привычными способами или изобретать собственные, наступая на те грабли, которые применение технологии устраняет.
Спасибо за статью
Единственный минус - долго запрягаете
В начале статьи много воды
Автор завязывайте с писаниной. Заголовок статьи раскрывается в 3-4 абзацах текста. А вы льете воду бесконечно. В интернете есть комедийеый ролик про группу которая решала как повесить табличку (прибить или приклеить). Вы напоминаеие этих бесполезных людей из ролика.
Не нравится - не читайте. Вас же никто не приковывает к экрану, требуя прочитать всю статью, и не требуют сдавать по ней зачет. Или требуют, кто-то увидел, использует в аргументации, а вам теперь осваивать приходится материал?
Что касается содержания - то не раскрывается заголовок в 3-4 абзацах, и нет там воды. Там конкретные тезисы, подкрепленные примерами и объясняющие объясняющие, в чем именно разница. И в разных проектах разные тезисы будут играть существенную роль в выборе метода.
Зависит от аудитории. Кому-то вообще достаточно одно слово сказать, и он поймет, а кому-то нужна толстая книга.
Я тоже когда-то с этой темой разбирался, но пришел немного к другому выводу. По моему мнению, Agile является просто более общей и точной системой управления, а классическое управление проектами является его частным случаем. Суть того, что Agile привносит в управление проектом – это продукт. Именно наличие продукта позволяет приоритизировать требования к системе и отложить определение некоторых из них на более поздний срок. Убери из Agile продукт – и мы получим классическое проектное управление, которое знает только про необходимость удовлетворения стейкхолдеров и про ТЗ, которое необходимо согласовать и выполнить.
Почему Agile имеет такой успех? Потому на заре появления информационных систем с их помощью в первую очередь решались наиболее острые проблемы. Если ни у кого на рынке информационных систем нет, то даже плохая информационная система принесет огромную выгоду, а ее устаревание не приведет к особой необходимости ее доработки. То есть, конкуренция велась на уровне самого наличия/отсутствия информационных систем. На современном рынке информационные системы есть у всех, поэтому конкуренция идет по линии эффективности их проектирования, эксплуатации и сопровождения. Поэтому сегодня проектные задачи ставятся совершенно по другому, не так как 50 лет назад. Другая постановка задач как раз и приводит к другим формам проектного управления.
VUCA-мир – это всего лишь проявление задач нового типа. Разумеется, мы не можем выбирать систему управления проектом на основе того, что нам неизвестно, потому что мы не можем опираться на то, что мы еще не знаем. Мы точно не можем начать никакой проект, если модель мира не может быть построена. Как минимум, для постановки задачи необходимо представлять себе, как войти в контакт со стейкхолдерами, как результат проекта может с ними взаимодействовать, кто и как может создать этот результат.