Soft Skills: все точки над i

Разбираемся, что это такое, что к ним относится и как их прокачивать

Soft Skills: все точки над i

Про софт скиллс в последние годы говорят много, но почти всегда — расплывчато. И если хард скиллс для конкретной позиции можно легко перечислить и развить, то с софт скиллами всё не так однозначно.

Непонятно, откуда их брать. Неясно, по каким критериям оценивать их наличие и степень прокаченности. Неочевидно, какой набор для какой должности — мастхев. В этом материале ищем ответы.

Что такое софт скиллс

Хард скиллс приобретаются в процессе обучения и дают возможность выполнять конкретную работу: программировать, писать, готовить, организовывать, изготавливать или ремонтировать. Их можно освоить, пройдя курсы или практику, и можно легко тренировать, повторяя конкретные действия и тем самым оттачивая своё мастерство, производительность и эффективность на рабочем месте.

Софт скиллс — это целый комплекс навыков, которые тесно связаны с личностными качествами и не относятся к конкретной профессии. В русскоязычной среде их также называют гибкими или социальными. Базовый набор софт скиллс обычно разный (об этом ещё поговорим ниже), но обычно к ним относят умение взаимодействовать с окружающими, решать проблемы, управлять рабочими задачами и собой.

История софт скиллс

Эмоциональный интеллект часто приравнивают к софт скиллс. Его определяют как способность отслеживать свои эмоции и эмоции других, различать их и использовать информацию для управления своим мышлением и действиями. Но, скорее, он является лишь важной частью гибких навыков.

Впервые о разных типах интеллекта заговорили в 1920-м, когда американский психолог Эдвард Ли Торндайк среди других видов интеллекта выделил социальный для обозначения способности добиваться успехов в межличностном общении и вести себя мудро с учетом контекста ситуации.

Дэвид Векслер в 1939 году взял эту концепцию за основу и предположил, что настроение, чувства и отношения, связанные с интеллектом, сами по себе могут быть важными компонентами успеха в жизни. В 1950-х годах Абрахам Маслоу создал свою знаменитую пирамиду потребностей, где, чтобы добраться до развития эмоциональной силы, нужно сначала закрыть потребности на уровне ниже.

В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою книгу «Структуры разума: теория множественного интеллекта», где выделил восемь различных видов интеллекта; лингвистический, логико-математический, музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный и натуралистический. Так стало ясно, что люди отличаются, когда речь идет об обучении, развитии и решении проблем. А значит, и уровень развития социальных навыков у них может быть разным.

По факту, софт скиллс — это не что-то совершенно новое: они были частью программ классических гимназий и университетов, где преподавание строилось на взаимодействии дисциплин.

В эпоху промышленной революции, конвейеров и автоматизации труда хард скиллс стали цениться выше: профессионализм измерялся прокачанностью работника в конкретной сфере и его узкой специализацией. Можно было проработать на одной должности долгие годы, считаясь классным спецом, и потом спокойно уйти на пенсию. Но в диджитальный век, когда изменения в экономике происходят постоянно, стало снова недостаточным иметь сильные технические навыки, которым ты научился когда-то. Теперь для карьерного роста нужно постоянное обучение (иногда — в смежных сферах) и сильные социальные навыки.

Сам термин «софт скиллс» появился в конце 1960-х годов благодаря армии США. Там под ними понимали любые навыки, которые не требуют использования техники. В процессе исследований военные выяснили, что многие социальные навыки, необходимые для руководства группами, мотивации солдат и победы в войнах, включали в себя навыки, которые полностью не изучены и не упорядочены. В этот список входили, например, инспектирование войск, надзор за офисным персоналом, проведение исследований, подготовка отчетов о техническом обслуживании, подготовка отчетов об эффективности.

Какими бывают софт скиллс

Классификаций и списков в интернетах — очень много. Настолько много, что совершенно непонятно, на что из этого опираться. Всё либо сводится к какой-то группировке, либо к списку из 5-10-30 качеств, которые нужно у себя прокачивать. Вот несколько версий, которые показались нам интересными:

Версия с 4 базовыми компонентами

Есть мнение, что перебирать софт скиллс поштучно — всё равно что, когда нужна машина, покупать отдельно двигатель, бензобак, кузов и колеса и потом страдать, что этот механический франкенштейн никуда не едет. Но такая история встречается ну очень часто.

Если попросить генеральных директоров или руководителей назвать самые важные софт скиллс, они начнут говорить о коммуникабельности, лидерских качествах, обучаемости и так далее. В вакансиях софт скиллс могут прятаться под штампованными фразами, вроде «активная жизненная позиция», «коммуникабельность» или «умение работать в команде».

Перечни качеств — это только детали, как и колеса и бензобак. Из-за этого чаще всего случаются кадровые проколы, когда на работу берут не тех людей и запускают не те бизнес-процессы. Важнее не конкретные умения, а основа, которая внутри. А в основе любого набора софт скиллс — сила, контроль, страсть и лояльность. И они не работают друг без друга, а идут только в комплекте (к сожалению или к счастью).

Сила – Контроль – Страсть – Лояльность<br />
Сила – Контроль – Страсть – Лояльность

1. Сила

Без власти и личной зоны ответственности сотрудники не могут выполнять свою работу эффективно или реализовывать свой потенциал. У них нет авторитета в глазах других людей. В контексте софт скиллс сила — это способность управлять и влиять на людей в интересах компании, не выходя за рамки.

Власть работника равна его ответственности

2. Контроль

Как и власть, это управленческий навык. Каждый сотрудник должен контролировать свою работу и зону ответственности. Чтобы эффективно управлять процессами в своей нише, необходимо управлять и собой: своими эмоциями, своей энергией и своим временем.

3. Страсть

По-другому, энтузиазм, любовь к своей работе, увлеченность. Это предполагает готовность учиться новому и приобретать знания, необходимые для общего дела. Секрет в том, что если у сотрудника достаточно власти и контроля, это поддерживает его мотивацию и энтузиазм.

4. Лояльность

Если корпоративная культура плоха или не прокачана, текучки среди хороших кадров не избежать. Люди будут приходить, набираться опыта и уходить. Так что без стратегии и плана мотивации лояльных сотрудников софт скиллс не имеют большого значения: во время любой катастрофы люди сбегут туда, где им комфортнее.

Власть и контроль масштабируются вместе с должностной иерархией, а страсть и лояльность — нет. Чем выше и ответственнее должность, тем важнее владение софт скиллс:

Soft Skills: все точки над i

Если воспринимать софт скиллс через призму этих четырех базовых компонентов, можно купить целый автомобиль вместо набора запчастей. Да, в разных случаях это будут разные модели с разной мощностью двигателя и решать будут разные задачи. Но они хотя бы будут работать.

Версия с формулой софт скиллс

В 2012 году в Университете Восточного Кентукки провели исследование, в котором попытались выявить самые важные навыки общения с точки зрения работодателей. Студенты насобирали 517 навыков, а в итоге их список сократили до десяти самых часто встречающихся в ответах:

  • Навыки коммуникации: устная и письменная речь, навык презентации, аудирование (восприятие информации на слух).

  • Вежливость: манеры, деловой этикет и любезность (условные «пожалуйста» и «спасибо»).

  • Гибкость: способность к адаптации, готовность и приспосабливаемость к изменениям, обучаемость на протяжении всей жизни.

  • Честность: этичность, мораль, личные ценности, личные представления о добре и зле.

  • Навыки межличностного общения: чувство юмора, дружелюбие, заботливость и чуткость, умение располагать к себе, самоконтроль, общительность.

  • Позитивный настрой: оптимизм, энтузиазм, уверенность в себе.

    Профессионализм: опрятность в одежде, уравновешенность.

  • Ответственность: надежность, предсказуемость, исполнительность, находчивость, самодисциплина и здравый смысл.
  • Навыки работы в команде: умение сотрудничать и ладить с другими, оказывать поддержку.
  • Трудовая этика: трудолюбие, лояльность, инициатива, целеустремленность, соблюдение рабочего режима.

Навыки общения — межличностные качества, которые характеризуют отношения человека с другими людьми. Они способствуют позитивному отношению, эффективному общению, уважительному взаимодействию и способности сохранять самообладание в сложных ситуациях.

Многие отождествляют их с софт скиллс, хотя софт скиллс всё-таки шире и также включают в себя личные и карьерные качества. Личные — это индивидуальность, привлекательность, умение управлять временем и организационные навыки. Карьерные качества могут включать умение работать в команде, лидерство и навыки работы с клиентами. Поэтому автор исследования Марсель Робле вывели такую формулу для софт скиллс:

Софт скиллс = Навыки межличностного общения + Личные и карьерные навыки

Версия про 5 групп софт скиллс

Сет Годин (тот самый, что написал «Фиолетовую корову») в 2017-м и вовсе предложил отказаться от слова soft в названии софт скиллс и прикинул 5 групп навыков, которые можно отнести к гибким или социальным, а также подробно расписал их варианты для каждой группы. Получился внушительный список.

1. Навыки самоконтроля

Настойчивость в том, чтобы достичь чего-то желанного и важного. Контроль над вредными привычками и сосредоточенность. Ставка на долгосрочную перспективу вместо краткосрочной.

Soft Skills: все точки над i

2. Производительность

Хорошее владение своими навыками. Способность использовать свои идеи и свою приверженность делу, чтобы двигаться вперед. Выполнение непрофессиональных задач.

Soft Skills: все точки над i

3. Мудрость

Что-то, кроме знаний из учебников и методичек. Личный опыт.

Soft Skills: все точки над i

4. Восприятие

Опыт и практика, чтобы увидеть нечто раньше, чем кто-то на это укажет:

  • дизайн-мышление;
  • насмотренность;
  • создание интеллектуальных карт;
  • оценка людей и ситуаций;
  • стратегическое мышление.

5. Влияние

Навыки убеждения людей действовать. Например, — харизма.

Soft Skills: все точки над i

Версия про связь с эмоциональным интеллектом

Иногда софт скиллс классифицируют как межличностные и коммуникативные навыки в области самосознания, самоуправления, социальной осведомленности и управления отношениями. И их часто отождествляют с эмоциональным интеллектом.

Soft Skills: все точки над i

Версия про связь софт скиллс с должностными обязанностями

Из всего многообразия софт скиллс любят выделять несколько конкретных и выдавать этот список за мастхэв для сегодняшних реалий или конкретных профессий. В этой статье, например, автор приводит 14 базовых навыков и пишет, на какой конкретно должности пригодится каждый из них.

Есть и другое мнение, что софт скиллс никак не связаны с должностными обязанностями, нужны вообще всем и условно делятся всего на 4 группы:

  • Навык коммуникации: слушание, умение вести диалог и переписку, аргументированно отстаивать свою точку зрения и задавать вопросы.

  • Навык общения с представителями разных специальностей, социальных и культурных групп.

  • Умение формировать команду, ставить цели, проявлять инициативу и делегировать обязанности.

  • Умение понять задачу — что, как и зачем делать.

Среди этих групп есть несколько базовых навыков, которые пригодятся любому. А есть те, которые будут особенно полезны новичкам или уже опытным специалистам.

Мастхэв для каждого:

  • умение слышать друг друга в команде;
  • не бояться говорить о проблемах;
  • планировать.

Новичкам:

  • искать информацию: самому или спрашивать у коллег;
  • наблюдать за другими: спрашивать совета, показывать результаты работы более опытным;
  • задавать вопросы.

Опытным:

  • курировать новичков: прокачивает менторство;
  • объяснять на пальцах: обрастая опытом, все сложнее общаться на одном языке с теми, кто не в теме;
  • критиковать и принимать критику: учиться давать конструктивную обратную связь и воспринимать критику как повод улучшить работу (а не личное оскорбление).

Чёрт ногу сломит, правда?! Можно ещё долго перебирать классификации и подходы, но в итоге всё это — препарирование базовых навыков. Поэтому сойдёмся на том, что условно все софт скиллс — это 3 группы:

  • личные компетенции: осознанность, эмоциональный интеллект, рефлексия, целеполагание, тайм-менеджмент;
  • коммуникативные навыки: публичные выступления, переговоры, нетворкинг, активное слушание, умение задавать правильные вопросы, аргументировать, договариваться и т.д.;
  • выстраивание систем: стратегическое, системное, креативное мышление, организация процессов, умение управлять людьми).

Предрассудки о софт скиллс

Софт скиллс давно страдают из-за своего названия — в англоязычной среде их воспринимают как нечто мягкое, пушистое и необязательное, а в русскоязычной не могут подобрать адекватный перевод: навыки называют либо гибкими, либо социальными. И то, и то звучит не очень. Но есть и другие сложности:

Миф 1: софт скиллс не так важны, как хард скиллс

В каких-то низкоуровневых профессиях вроде работника конвейерной ленты — возможно. Но в большинстве случаев именно софт скиллс помогают двигаться по карьерной лестнице, строить команды и реализовывать идеи — иногда даже при средних показателях по функциональным техническим навыкам.

Миф 2: софт скиллс — для женщин

Из-за того, что в список софт скиллс входят навыки вроде эмпатии, сочувствия к другим и эмоционального интеллекта, которые по своей природе «более женственны», сформировалось мнение, что некоторые типы личностей могут в них не нуждаться. Хотя наличие того же эмоционального интеллекта выгодно отличает одного руководителя от другого, даже если он — мужчина.

Миф 3: софт скиллс невозможно научиться

Почему у одних людей софт скиллс развиты сразу, а другим приходится прилагать усилия? Есть мнение, что основа этих навыков закладывается в детстве, и тем, у кого оно было благополучным, автоматически повезло с социальными умениями. Но мнение о том, что научиться им нельзя — сомнительно, потому что во многом здесь решают опыт и практика. Как и в хард скиллс.

Как оценивать софт скиллс

Для оценки софт скиллс на собеседованиях эйчары и руководители иногда просят пройти опросники и тесты, вроде теста Кеттела или Пятифакторного опросника личности 5PFQ. В последнем личность препарируется по 5 параметрам (та самая «большая пятерка»):

  • экстраверсия: открытые и разговорчивые экстраверты или замкнутые индивидуалисты интроверты;
  • доброжелательность: способность договориться или идти на конфликт;
  • добросовестность: надежность, честность или склонность к обману.
  • невротизм: тревожность или спокойствие, эмоциональная нестабильность или уравновешенность.
  • открытость опыту: креативность или консерватизм.

Иногда — могут задавать вопросы:

  • «Когда вы последний раз обижались на кого-то?»;
  • «Каким был ваш лучший руководитель?»;
  • «Как вы приступаете к незнакомой задаче?»;
  • «Как вы относитесь к критике?»;
  • «Не считаете ли вы себя слишком разговорчивым?».

Методы рабочие, чтобы отсеять откровенно непригодных соискателей. Но чтобы оценить степень прокачанности конкретных гибких навыков — этого мало. Одна из проблем софт скиллс — непонятно, какие именно навыки рассматривать в каждом конкретном случае и по каким критериям их оценивать. Сложности добавляет и то, что нет никакой четкой классификации (как мы уже убедились).

Особенно сложно оценивать софт скиллс у разработчиков, потому что они всегда больше нацелены на хард скиллы и их прокачку. Любопытный опыт оценки гибких навыков можно найти в этой статье. Автор расписал ключевые навыки для разных позиций и способы их проверки на собеседованиях, а также объединил все ключевые навыки разработчиков разных уровней в систему для развития софт скиллс внутри компании.

Как прокачивать софт скиллс

Цикл Колба

Делать, наблюдать за результатом (пусть и не идеальным) и продолжать, пока навык не улучшится. Своего рода постоянный эксперимент, в котором важно количество попыток и навык рефлексии: оценки произошедшего и умения сделать из опыта выводы. И конечно же, здесь играет роль самодисциплина (кстати, один из софт скиллс).

Книги и курсы

Есть попытки уложить развитие софт скиллс в прокачку личностных качеств по Дейлу Карнеги — например, вот здесь пишут о 30 принципах для их повышения. Принципы как раз понятны, но как их развивать при этом — вопрос.

Если нужно что-то более конкретное и прикладное, обратите внимание на большой гайд от РБК о том, как прокачать 14 базовых софт скиллс, среди которых:

  • коммуникация;
  • критическое мышление;
  • клиентоориентированность;
  • управление проектами, людьми и собой;
  • наставничество и менторинг;
  • решение проблем;
  • принятие решений;
  • эмоциональный интеллект;
  • ненасильственное общение;
  • управление знаниями;
  • работа в режиме неопределенности;
  • бережливое производство;
  • экологическое мышление;
  • самоанализ и саморефлексия.

Внутри гайда — краткое описание каждого навыка и список книг и курсов, которые можно посмотреть для его прокачки.

От себя добавим ещё парочку источников:

Книга о soft skills и управлении проектами и продуктами Владимира Завертайлова (готовится к публикации в издательстве, следите за соцсетями): в ней автор проходится по ключевым этапам разработки и рассказывает тонкости управленческого процесса, а также даёт советы и упражнения по прокачке софт скиллс, особенно важных для руководителей проектов и продуктов в digital.

Канал по прокачке Soft Skills

Недельный цикл работы руководителя проекта в нашей компании выглядит примерно таким образом:

Все начинается с пятницы. Это день составления планов на будущее.
Все начинается с пятницы. Это день составления планов на будущее.

А вот понедельник — посвящен Soft Skills. Это очень ценный день. Пока большинство клиентов спят или едут на работу — у нас проходят внутренние обучалки. 2 часа. Чаще всего мы разбираем реальные кейсы, возникшие на проектах. Это могут быть как технические, так и дизайнерские или управленческие вопросы (вроде подготовки к непростым переговорам).

Материалы с этих тренировок, кейсы, разборы, Владимир Завертайлов регулярно публикует в телеграм-канале. Строго 18+.

Психотерапия

Если нужно прокачать именно личные качества вроде осознанности, эмоционального интеллекта или навыка рефлексии, можно попробовать терапию. Один из популярных методов — когнитивно-поведенческая психотерапия, но можно попробовать и терапию принятия и обязательств, гештальт-терапию и прочие виды. Главное, не ждать от этого мгновенной прокачки скиллов и найти действительно хорошего специалиста.

Бонус: версия о функциональной грамотности

Есть иллюзия, что чтобы прокачать софт скиллс, можно читать книги и статьи о конкретных навыках и ходить на всякие курсы по прокачке отдельных умений. Но часто случается, что при этом результат будет сомнительным. Потому что все софт скиллс — комплексные высокоуровневые навыки, которые сложно взять и прокачать какими-то простыми действиями вроде чтения или тренировок на виртуальных тренажерах. Нужна практика и опыт. Но на деле, проблема ещё глубже.

Могло показаться, что софт скиллс в сегодняшнем мире — залог успеха, поэтому можно с детства взращивать их, не особенно парясь о хард скиллс и других базовых навыках. Но нет — без фундаментальных умений они не всё-таки работают. Например, без способности оперировать разными видами информации для решения нестандартной задачи, базовой естественнонаучной грамотности или базового навыка аналитического чтения вряд ли получится стать успешным. Пусть даже ты и супер-гибкий и адаптивный с виду.

Из-за неразлучности софт и хард скиллов появилась теория о функциональной грамотности — способности применять знания на практике в разных условиях или, попросту, мыслить. В неё входят другие виды грамотности:

  • математическая,
  • естественнонаучная,
  • финансовая,
  • техническая,
  • гражданская,
  • и другие дисциплины, которые отражают ситуации современного мира и то, как в них действовать.

Развивать функциональную грамотность можно только через опыт.

Итого

  • Софт скиллс — навыки, которые не относятся к конкретной профессии и включают в себя личностные качества, коммуникативные навыки и умение выстраивать системы.
  • Софт скиллс были важны всегда, но сейчас из-за постоянных изменений в экономике и цифровых технологиях стали важны особенно. Термин относительно новый — его придумали в 60-е.
  • Классификаций и компонентов софт скиллс очень много. Но это не значит, что для успеха нужен максимальных их набор: на разных этапах карьерного пути имеют значение разные навыки.
  • Вокруг софт скиллс полно предрассудков: что они необязательны, гендерно-окрашены и что их невозможно прокачать. Последнее — отчасти правда, потому что прокачивать их действительно трудно. Но и результаты для личного роста они дают впечатляющие.
  • Оценивать софт скиллс сложно из-за нечеткой классификации и расплывчатости некоторых навыков. Для оценки можно применять базовые тесты и проводить интервью.
  • Чтобы прокачать софт скиллс, нужно постараться. Для начала — наметить план из нескольких навыков, которых не хватает. Почитать литературу по теме, пройти пару курсов. Не поможет — можно сходить на психотерапию, если дело касается личностных навыков. Самое главное в прокачке — много практики и опыт.
  • Прокачка софт скиллс — это процесс. Возможно, длиною в жизнь. Поэтому готовьтесь к марафону, а не спринту. И удачи!
2222
8 комментариев

Комментарий недоступен

5

он конфликтует со скилом самопрезентации и самопродажи, роль которого для личного качества жизни восходящий тренд. хотела пошутить в ответ на вашу крутую иронию. но вышло как всегда *кривая усмешка*

1

Мне кажется, все проще. Есть две ветки софт скилов - контроль себя (дисциплина) и контроль других (менеджмент). Все остальное подветки - пути/способы/инструменты, как ты это можешь делаешь, и они зависят уже от личных акцентуаций/опыта, того что является нормальным для твоей личности. Ну да. И самый важный универсальный королевский софт скил - адекватность. Это понимать что нормы у всех разные, и не пытаться натягивать свою норму на всех, а как то пытаться идентифицировать нормы коллег, заказчиков, подрядчиков и свою и состыковывать их.

4

Очень полезная статейка! Отложил на "еще разок", для более детального изучения!

2

Комментарий недоступен

1

Их можно освоить, пройдя курсы или практикуДальше не читал. Надеюсь тебе не попадется стоматолог после курсов.

Подобный хаос в подаче материала свойственен случаям, когда нет "печки, от которой танцуют". Что кладется в основу? Биология? Социология? Менеджмент?
И цели не поставлено. В итоге получается информации много, а полезность её применения низкая.