Вовлечённость персонала: как её исследовать и какая от неё польза

Вовлечённость персонала — одна из ключевых тем, которой интересуется современный руководитель компании.

Каждый руководитель мечтает о сотрудниках, работающих с полной отдачей, стремящихся выполнить свою работу быстрее и качественнее, повышающих свои профессиональные знания и готовых делиться своим опытом с другими. Вовлечённые сотрудники работают больше и лучше, проявляют инициативу, у них высокая производительность труда.

Автор книги «Вовлечённость персонала. 7 шагов к пониманию» Анна Егорова пишет о том, что у вовлечённого сотрудника есть несколько признаков.

  • Рекомендует компанию в качестве работодателя.
  • Прилагает дополнительные усилия (улучшает качество работы, работает сверхурочно, тратит своё время на развитие и обучение).
  • Выполняет действия, выходящие за рамки своих функций (проявляет инициативу, выдвигает предложения, работает в новых проектах и так далее).

Термин «вовлечение» (engagement) впервые применил профессор Кевин Томпсон и означает следующее: «Чтобы донести обещание бренда до потребителя, работник должен полностью понимать и разделять ценности бизнеса».

Вовлечённость — это физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое мотивирует сотрудников выполнять их работу как можно лучше.

Компании используют исследование вовлечённости персонала для диагностики отношения сотрудников к своей работе и компании, а также для оценки работы менеджеров и HR-служб. Вовлечённость персонала влияет на совокупный доход акционеров, производительность, текучесть кадров и удовлетворённость потребителей.

HR-сотрудник крупной компании в области медицинских исследований Анна Борисенко отмечает: «Вовлечённость — готовность сотрудников выходить за рамки своих обязанностей, тратить дополнительную энергию для достижения целей компании». Вовлечённость возникает тогда, когда делают эмоциональный выбор в пользу компании.

Показатели вовлечённости персонала — лояльность к компании, желание в ней оставаться, а также идентификация себя с компанией.

Компания Aon Hewitt использует три поведенческих индикатора вовлечённости. «Говорит» — означает, что сотрудник позитивно отзывается о компании в общении с коллегами, рекомендует её друзьям и клиентам. «Остаётся» — человек готов работать в компании длительное время, быть её частью. «Стремится» — прикладывает дополнительные усилия, чтобы способствовать успеху своего работодателя.

Существует множество факторов вовлечённости персонала:

  • стратегия, миссия и ценности компании;
  • должностные обязанности;
  • система мотивации;
  • условия труда;
  • отношения с руководителем и коллегами;
  • обучение, развитие и так далее.

Однако проблема многих компаний состоит в ограниченном бюджете, дорогих услугах исследовательских компаний и сжатых сроков, поставленных руководством.

Имея высшее социологическое образование, я составила собственный опросный лист, с опорой на ведущие исследования по этой теме.

Анкета

При её составлении необходимо прописать инструментарий исследования: объект и предмет исследования, цель и основные задачи, которые обговариваются с заказчиком.

Некоторые руководители акцентируют внимание на влиянии взаимоотношений сотрудников внутри компании, на бизнес-процессы, другим важно знать степень информированности сотрудников о миссии, стратегии развития компании, третьи сосредотачиваются на системе ценностей компании и её сотрудниках. Всё это необходимо отразить в задачах.

Пример инструментария

  • Объект исследования — сотрудники компании ООО «Одуванчик».
  • Предмет — вовлечённость сотрудников компании ООО «Одуванчик».
  • Цель исследования — изучить аспекты вовлеченности сотрудников в рабочий процесс.

Задачи

  1. Выявить степень информированности сотрудников о миссии, целях, стратегии развития компании.
  2. Выявить уровень лояльности сотрудников.
  3. Изучить удовлетворённость сотрудников условиями работы.
  4. Проанализировать предложения сотрудников по организации рабочего процесса.
  5. Выделить предложения сотрудников по повышению эффективности работы.
  6. Изучить мотивацию сотрудников.
  7. Изучить аспекты корпоративной жизни сотрудников.

Требования к вопросам

  • Формулировка вопроса должна точно отвечать поставленной задаче.
  • Вопросы должны быть ясными и однозначными.
  • Формулировки должны быть краткими.
  • Не должно быть обобщённых вопросов.
  • Следует избегать наводящих вопросов и отрицания.
  • Не должно быть профессиональных терминов, слов, понятных определённой категории сотрудников.

В представленную анкету включены главные вопросы, по которым измеряется вовлечённость.

Вовлечённость персонала: как её исследовать и какая от неё польза
Вовлечённость персонала: как её исследовать и какая от неё польза
Вовлечённость персонала: как её исследовать и какая от неё польза
Вовлечённость персонала: как её исследовать и какая от неё польза

Каждый вопрос решает одну из поставленных в начале исследования задач.

  • Первая задача — 1, 2 вопросы.
  • Вторая задача — 2, 3, 6 вопросы.
  • Третья задача — 3, 4, 6 вопросы.
  • Четвёртая задача — 11 вопрос.
  • Пятая задача — 7 вопрос.
  • Шестая задача — 5 вопрос.
  • Седьмая задача — 8, 9, 10, 11 вопросы.

В опросник следует включить данные о поле, возрасте сотрудника, стаже работы в компании, наименовании департамента, где он работает, а также посмотреть ответы на вопросы в зависимости от каждого из этих индикаторов.

По результатам исследования собирается совещание с руководящим составом компании. Там не только подводятся итоги, но и выносятся предложения, как повысить те или иные показатели вовлечённости, которые отметили сотрудники как низкие.

Какими бы ни были результаты опроса, не стоит утаивать информацию от сотрудников. Сотрудники могут потерять доверие к работодателю, который не захотел показать отрицательные результаты. Лучше дипломатично рассказать о результатах, объяснить, что может сделать компания для изменения ситуации.

Проводить подобные исследования полезно раз в полгода или раз в год и наблюдать за изменением показателей. Это даст HR-отделу и руководству ценный статистический материал для работы с персоналом компании.

55
5 комментариев

Хайповая тема, а комментариев нет))
Как вы думаете, почему?))
-----
Потому что вовлеченность участника в сообществе - это совершенно не главное для этого сообщества. Представьте себе активного придурка, который постоянно что-то пытается предложить.
Полезно это будет для сообщества (команды)? Нет, конечно.

Или представьте себе умного говнюка, который пытается (так же очень активно и "вовлеченно") навязать сообществу выгодные лично для него действия.
Полезно ли такая вовлеченность будет для сообщества? Нет, конечно.
-----
тем не менее, все подряд муссируют тему вовлеченности. И исследуют, так же, как и вы.

Почему же все (и вы тоже) это делают?

Потому что вы предполагаете, что вовлеченность - это центральный пункт в борьбе за внимание, которая разворачивается абсолютно во всем обществе, во всем мире. Ведь без внимания нет продаж, а без продаж нет денег.

Но на самом деле центральным пунктом в борьбе за внимание является другое - является то, насколько хороший человек находится перед нами.

Не вовлеченность важна (для команды и для любого сообщества), а степень "хорошести" человека.
Можно ли ее измерить, эту степень? можно))
-----------------------------
это я так просто, для оживления темы))
неправильно же, когда совсем нет комментариев)

5
Ответить

Мой знакомый заканчивал МБА и получил задание диплом на похожую тему написать Мы ему на нашей фирме разрешили поработать. Результаты меня поразили - настолько все было плохо.

1
Ответить

Комментариев нет, так как в России над вовлеченностью почти никто не работает. У нас большинство компаний относится к сотрудникам, как к легко заменяемым деталям. И не считает средства на привлечение новых сотрудников, удержание старых и капремонт «двигателя», если «легко заменяемый винтик» свалил из компании.

1
Ответить

Очень жаль, что вы работали только в таких компаниях.

Ответить