Разбираемся: управлять или воспитывать. Какой стиль управления сотрудниками выбрать?

В прошлой статье мы разбирали, как кризис 7 лет может влиять на работоспособность и вовлечённость сотрудника уже во взрослом возрасте. Сегодня предлагаем вновь обратиться к возрастной психологии, а именно к стилям воспитания детей. Очень уж это похоже со стилями руководства.

Cпойлер: в конце будет ссылка на тест на определение стиля лидерства для тех, кто хочет узнать о себе больше :)

Мультфильм «The Boss Baby»
Мультфильм «The Boss Baby»

(Мы будем писать исключительно о семье, слово «родитель» самостоятельно предлагаем заменить на «руководитель», а «ребёнок» на «сотрудник».)

  1. Авторитарный стиль. Такой родитель контролирует каждый шаг ребёнка, тем самым перекрывая ему возможность изучать мир, развиваться, взрослеть и быть индивидуальностью. Ребёнок вырастает безынициативным, не целеустремленным — ведь рядом всегда есть мама или папа, которые всё знают за тебя и всё сделают за тебя. Дети, выросшие в семье с авторитарным стилем воспитания не любознательны и изучают новую информацию только под дулом пистолета. А когда дуло убирается, то и дело/учёба/книга забрасывается.
  2. Разрешающий стиль. Ребёнку всё можно, прям совсем всё. Слово «нельзя» в лексиконе семьи отсутствует. В таком случае, ребёнок, существо от природы исследующее границы, будет использовать всё новые и новые способы изучения этих границ: «Хм, интересно, даже если я сделаю вот это мне не влетит?». Дети в таких семьях вырастают тяжело адаптирующимися к обществу: они не умеют слушать, уступать, усмирять себя, отличаются эгоизмом, бестактностью и даже агрессивностью.
  3. Пренебрегающий стиль. Это когда ребёнку уделяется ноль внимания: за ошибки не наказывают, за успехи не хвалят, любовь не проявляют. У таких детей складывается ощущение ненужности и брошенности, они лишены поддержки, опоры и одобрения. Во взрослой жизни они становятся замкнутыми, неуверенными в себе.
  4. Авторитетный стиль. Контроль со стороны родителей не чрезмерный, ребёнку дается свобода выбора, «хотелок» и действий. Ему объясняются «правила» общества, ему разрешено ошибаться, он чувствует поддержку. Такие дети охотно изучают новое, берутся за дела с энтузиазмом. Во взрослом возрасте чувствуют уверенность в себе, не ранятся от обратной связи коллег и от неудач, уважают других и умеют выстраивать коммуникации.

Нам кажется, что какие-то дальнейшие комментарии излишни. Наверняка, каждый, прочитав это уже и сам всё понял, проанализировал и себя, и коллегу, и всех остальных :)

«Это так похоже с моделью ситуационного лидерства» — скажете вы. Похоже, ответим мы, но акцентируем внимание на том, что психология появилась чуть раньше, чем книги по менеджменту.

Мы его немного доработали, но основан он на той самой модели ситуационного лидерства Пола Херси и Кеннета Бланшара.

hr-portal.ru
hr-portal.ru

В основе модели — убеждение, что не существует единственного и самого лучшего стиля управления. Наилучший стиль лидерства — индивидуален и определяется задачей и составом команды.

Расскажите, что у вас получилось, какие стили лидерства (а может и родительства)?

Стать более эффективным руководителем можно, пройдя наш курс «Командный и групповой коучинг».

Еще больше полезной информации в телеграм-канале :)

© Центр личностного и командного развития Inter-view

1414
4 комментария

У меня, видимо, наставнический стиль. Это ведь хорошо?))

1

Все хорошо по ситуации😊 если команде так подходит, значит хорошо!

А как у вашего руководителя?