Тренды корпоративного well-being 2023

Меня зовут Наташа Дудина, я СMO в Fitmost. Мы делаем единый абонемент в 1500+ студий для фитнеса, отдыха и красоты. Руковожу маркетингом, веду Telegram-канал «Начальник тоже человек», а еще консультирую в Эйч по вопросам карьеры, маркетинга и управления командами. На основе своего опыта и тех запросов, с которыми ко мне приходят на консультациях, хочу рассказать о том, что будет происходить в корпоративном well-being в 2023.

Менеджерам дадут больше ответственности и свободы

В 2022 году начали появляться действительно классные курсы по управлению командой/временем/ресурсом, всякие боты, где можно решать кейсы-ситуации. При этом еще пару лет назад менеджерское обучение было только в формате бизнес-школ или длинных и дорогих курсов. А если не можешь себе позволить – читай статьи, книги, исследования, ищи ментора.

Почему все изменилось? В турбулентное время (мягкий эвфемизм, который мы все используем) нужны люди, которые будут достаточно устойчивы, чтобы создать команде пространство для работы: надежное и спокойное. Если управленец с этим не справляется, команда быстро выгорает.

Сейчас решает продуктивность и быстрая адаптация, фокус с хардов сместился на софт-скиллы: как менеджер работает с командой, способен ли он поддерживать продуктивность людей, как выстраивает обратную связь, в себе ли его сотрудники. Gallup отмечает, что команды с экологичным управлением, которое строится вокруг их сильных качеств, делают на 19% больше продаж и приносят на 29% больше прибыли.

Экологичное управление невозможно, если менеджер не в порядке, поэтому возникла потребность в понятных инструментах работы ― с собой, с планами, с неизвестностью.

Тренды корпоративного well-being 2023

Так почему же фокус на менеджерах? Все просто. Никто не знает, как сейчас вести бизнес. Зарубежные компании ушли, меняются акционеры, собственники сильнее включаются в операционку. Все это ведет за собой смену топ-команд и поиск людей, которые смогут затащить другие цели и предложить новые антикризисные меры.

Время «открытых форточек»: работа с командным токсиком

Каждый третий запрос ко мне на консультациях – «помогите мне выстроить отношения с начальником или коллегами», «помогите мне понять моего фаундера». Токсичность – слово 2022 года среди молодых менеджеров. Бум на терапию, как часть корпоративного бенефита открыл ящик пандоры: отношения в командах стали обсуждаемы, проблемы коммуникации наконец-то признали проблемами и стали искать, как их решить. Круто, что мы об этом говорим.

Появился тренд на корпоративного психолога в штате, на выстраивание отношений между основателями и топами, между топами и командами. Мы в той точке осознания, что сильный коллектив – тот, где сотрудники хорошо понимают друг друга, открыто обсуждают все проблемы, вместе ставят цели и идут к ним, а командный токсик – сильная точка уязвимости компании. Нужны ли в кризис такие уязвимости? Сомневаюсь.

Как понять, что в вашей команде стало душновато:

  • Нет системы обратной связи, отсюда мало кто делится результатами, чтобы избежать негативную критику
  • Люди в команде не общаются на “нерабочие” темы
  • После собраний все ловят себя на том, что “очень вымотаны”, а не заряжены
  • Коммуникации непрозрачны, непонятно кто и за что отвечает, вопросы ответственности повисают в воздухе
  • Проблемы не решаются и много времени уходит на “разборки”
  • Любые решения от топа вниз отторгаются командой

Что делать: пересматривать процессы, разговаривать друг с другом, вступать в конструктивные конфликты. Иногда приходится менять людей на ключевых позициях.

В первую очередь, лучше обратить внимание на постановку целей и систему обратной связи. А еще важно дать людям возможность влиять на результат. Deloitte в отчете по HR-трендам 2023 подчеркнул, что важно делать акцент на талантах и реальных способностях сотрудников и по возможности не ограничивать их должностной инструкцией.

Well-being перестанет быть формальностью

Для корпоративного well-being в 2023 году есть две новости: одна хорошая, другая плохая. Плохая новость: бюджеты компаний на well-being сократились, хорошая ― они есть. Однако сейчас компании готовы внедрять те решения, которые реально будут работать и давать быстрый результат.

Новые плюшки как способ нанимать больше за меньшие деньги

По данным TalentTech, 26% крупных компаний делают упор на развитие внешнего HR-бренда. Талантливых квалифицированных миддлов сейчас не хватает, и компании готовы хантить нужных спецов, но для этого нужно предложить что-то кроме зарплаты. Еще лучше ― предложить что-то настолько крутое, что можно будет нанять крутого спеца на среднюю зарплату (а то и двух).

Привычные корпоративные блага ― печеньки, уютный офис в центре, проездной и бесплатные обеды ― теряют популярность из-за гибридного графика работы. Компании ищут, чем удивлять.

При этом, конечно, на фоне экономии компании иначе подходят к тому, как выбирают провайдеров. Все необязательные или лишние услуги, пыльные льготы из кафетерия идут под нож ― сейчас нужны решения, которыми сотрудники реально будут пользоваться.

От провайдеров ждут цифр

Компании ждут, что провайдер сможет на цифрах показать эффективность своего решения. Только продукта недостаточно: важно на метриках объяснить, как это работает.

Помимо того, что статистика полезна для эйчаров, она еще и мотивируют людей: именно поэтому мы любим всякие цифры ― и этим как раз объясняется успех фитнес-трекеров. Согласно исследованию ученых Университета Южной Австралии, опубликованному в Lancet, данные трекера побуждают нас соревноваться с самими собой и в итоге добиваться лучших результатов. Так что цифры ― это не только польза, но и тот самый, вполне реальный элемент геймификации, который помогает вовлекать людей в активность.

<p>Так выглядит статистика Fitmost, которую мы отправляли в том числе и b2b-клиентам. </p>

Так выглядит статистика Fitmost, которую мы отправляли в том числе и b2b-клиентам.

Новый подход к work-life balance

Future Forum подсчитал, что 42% офисных сотрудников по всему миру сталкиваются с выгоранием. Бизнес старается помочь сотрудникам и включает терапию в пакет нематериальной мотивации. Но постепенно компании понимают, что психологическая поддержка не панацея.

Да, нужно ходить к терапевту, но психолог не решает всех проблем: человек устроен намного сложнее, и для хорошего самочувствия нам, кроме принятия, нужно еще и движение, впечатления, общение с другими людьми, новые эмоции.

Поэтому в 2023 вырастет востребованность комплексных решений, которые помогут человеку отвлечься от новостей, переключиться. В ход идет все, от медитации до челленджа привычек и походов ― даже спорт в условиях гибридного графика становится скорее развлечением.

Тренды корпоративного well-being 2023

В этом смысле FITMOST ― инструмент для работы с физическим и психологическим состоянием, мы помогаем людям оторваться от рабочих чатов и слака, отвлечься от телефона и вспомнить, что у них есть тело, которое способно приносить еще и радость. Или даем возможность ненадолго побыть в тишине. А еще пережить удивление, радость, азарт ― все, что угодно, кроме привычной усталости/раздражения/тревоги.

В сентябре 2022 года мы открыли для компаний бесплатный доступ к курсу по медитаций, который стал хитом. А еще один из наших клиентов, компания Admos, пользуется абонементом, чтобы испытывать новые впечатления: например, сотрудники компании ходят летом на sup-серфинг.

Кстати, если хотите узнать больше о наших корпоративных программах, пишите на b2b@fitmost.ru.

1717
3 комментария

Я, если честно, не до конца понимаю, как выстроить бюджетную well-being программу в компании - что лучше внедрять, как понять общее состояние в коллективе, с чего начать? Если бюджеты сильно урезают, то надо самим во всем этом разбираться - а на это куча времени уйдет.

Можно начать с опросов, с обратной связи от самих сотрудников - они то лучше знают, что им нужно. Сейчас есть готовые решения по приемлемой цене, которые за счет анонимности собирают честные ответы по коллективу и выводят сразу аналитику. А по аналитике можно уже думать корректирующие мероприятия - так не наткнешься на то, что не нужно сотрудникам. От того же TalentTech можно посмотреть well-being опросы, мы к ним регулярно обращаемся.