«Не мог связать двух слов на совещании»: как решение прийти в школу ораторского искусства меняет жизни

Всем привет! Меня зовут Вячеслав Усов, я работаю преподавателем в школе ораторского искусства «Король говорит!». Сегодня расскажу, зачем к нам приходят руководители крупных компаний и владельцы бизнесов и как меняется их жизнь после курсов.

«Не мог связать двух слов на совещании»: как решение прийти в школу ораторского искусства меняет жизни

Зачем люди приходят в школу ораторского искусства

В школу «Король говорит!» в основном приходят люди, которым ораторское искусство нужно для карьеры, например, для повышения. Студенты хотят научиться выстраивать коммуникацию с руководством, партнерами или подчиненными.

Группы собираются из разных людей: в каждой обязательно есть дизайнер, юрист, госслужащий, айтишник, бизнесмен, кадровик, блоггер. Моя задача — сформировать атмосферу равенства, где всем комфортно. В таком случае людям не страшно пробовать новое, студенты не боятся ошибаться — и не важно, какая должность у человека и сколько ему лет.

Ко мне на курсы ходят учащиеся ВУЗов — пара человек в группе всегда есть. Иногда приходят школьники, моему самому юному ученику 14 лет. Они понимают, что навык публичных выступлений нужно развивать для будущей карьеры. Студентов учить проще — они легкие на подъем, у них меньше предубеждений.

Несмотря на то, что люди разные, дискомфорта это не вызывает — на моих занятиях люди друг друга не стесняются
Несмотря на то, что люди разные, дискомфорта это не вызывает — на моих занятиях люди друг друга не стесняются

Истории трансформаций: как менялась жизнь людей

Наши студенты повышают чек на свои услуги после обучения примерно на 30% — мы собираем статистику по выпускникам. В конце курса людям становится легче продавать свои услуги, они чувствуют себя увереннее, у кого-то проходит синдром самозванца. На каждом занятии я вижу, как у людей исчезает страх.

Моя задача как тренера — создать атмосферу, в которой не страшно ошибаться. Человек воспринимает занятия как игру, где никто не осуждает за промахи. И когда ученик целый час играет, он забывает, что это понарошку. Он осознает, что уже полтора часа говорит с незнакомым человеком, например, про помидор. И вдруг понимает, что можно говорить с кем угодно и о чем угодно — и это нормально.

Я всегда стараюсь подсказывать ученикам: рассказываю об их сильных и слабых сторонах, помогаю увидеть и исправить ошибки
Я всегда стараюсь подсказывать ученикам: рассказываю об их сильных и слабых сторонах, помогаю увидеть и исправить ошибки

«Не могла понятно рассказать о своей работе»

Иногда руководители говорят так, что их никто не понимает. Например, у меня была студентка, которая на самом первом занятии рассказала, что занимается оптимизацией процессов в финансовом секторе. А потом мы разобрались и выяснилось, что она работала над платежной системой МИР и картой Тройка. Мы перестроили речь, она вышла и сказала: «Поднимите руку, кто пользуется платежной системой МИР? А у кого есть карта Тройка? Так вот, все это придумала и разработала я». Все, у человека есть яркая самопрезентация, которая понятна всем. После этого студентке стало легче рассказывать партнерам и клиентам о своей работе понятно и интересно — и она получила повышение по службе.

«На совещаниях и конференциях впадал в ступор»

Еще у меня был студент — владелец крупной компании, который не мог связать двух слов перед большой аудиторией. Когда он выходил на сцену, его накрывал полный ступор — он молчал не три-пять секунд, а целую минуту. Человек терялся, не знал, что говорить и что делать в такой ситуации. Просто целую минуту стоял в полной тишине. К обучению он был настроен очень скептически — не верил, что от курсов ораторского мастерства будет толк.

Недавно он прислал мне видео с конференции, на которой выступал. Он от начала до конца рассказывал свой доклад и ни разу не сбился. Потом поделился, что ему стало проще общаться с партнерами и коллегами после курсов, к нему стали лучше относиться подчиненные. Для него навык коммуникации стал спасательным кругом.

«Был авиаконструктором, стал телеведущим»

Иногда человек после курсов меняет карьеру. Например, у меня был студент, который всю жизнь работал авиаконструктором и с трудом общался с людьми. После курсов он пошел работать на телевидение ведущим, хотя изначально такую цель перед собой не ставил.

Иногда на курсы приходят спортсмены, которые хотят сменить карьеру. Например, у меня училась Анжелика Стубайло — мастер спорта по художественной гимнастике. Когда курсы закончились, она пошла работать на телевидение. Сейчас она ведет спортивные программы на канале МАТЧ ТВ.

Я учу людей верить в себя — это главное, потому что человек чувствует себя свободно, не зажимается, не теряется на сцене
Я учу людей верить в себя — это главное, потому что человек чувствует себя свободно, не зажимается, не теряется на сцене

Почему ораторское искусство — это просто навык

Кажется, что для таких изменений нужно изначально иметь склонность к публичности, но на самом деле, ораторское мастерство — это просто навык. После курса люди понимают, что хорошее выступление — это на 90% подготовка и работа, а не талант и импровизация.

Когда люди выступают, они думают, что основная задача — проговорить текст. Но нюансов больше: нужно управлять жестами, смотреть куда-то глазами, правильно поставить тело, создать настроение. Около 97% информации идет вообще не из речи, а из невербалики. Если все эти мелочи не продумать заранее, то решать их придется прямо во время выступления.

Представьте повара, который профессионально готовит пиццу и делает из этого шоу. Он подбрасывает тесто, подмигивает зрителям, общается с аудиторией. Повар отлично знает свое дело и тратит минимум усилий на мелочи. А если бы он не знал, где у него стоит мука, как открыть воду, сколько шагов нужно сделать до стола с тестом — шоу бы уже не получилось. Также и с выступлениями на сцене: мы хотим вау-эффекта, но никак не готовимся. Курсы помогают понять, что нужно подходить к подготовке с головой. В хорошем выступлении почти нет таланта, есть четкая структура, репетиции и работа.

Как проходят занятия и что делают ученики

Теории на занятиях минимум — не больше 30 минут из двух часов. Все остальное — практика. На первых уроках я рассказываю азы и показываю техники, а дальше даю упражнения. Ученики работают в двойках, тройках, пятерках, а на некоторых занятиях выступают перед всей группой.

Уже на втором занятии студенты делают самопрезентацию и она прекрасно получается у 80% группы. Придумать рассказ о себе несложно, особенно, когда невозможно ошибиться. Даже если человеку кажется, что он ничего особенно не добился, к презентации все равно можно подойти креативно. Этому я и обучаю студентов — смотреть с необычной стороны на обычные вещи. Все фразы и приемы для того, чтобы зацепить внимание аудитории, студенты придумывают сами.

Еще на занятиях студенты учатся работать на камеру — снимают друг друга на телефон во время самопрезентации, а потом мы вместе смотрим видео
Еще на занятиях студенты учатся работать на камеру — снимают друг друга на телефон во время самопрезентации, а потом мы вместе смотрим видео

У меня есть специфические упражнения: например, свернуть язык в трубочку перед собеседником, покривляться. Все студенты делают — кто-то сначала стесняется, но потом смотрит, как справляются другие, и зажимы проходят. Стеснительным я предлагаю закрывать рот рукой и смотреть в зеркальце. Но ни один студент пока так не делал.

Я настраиваю студентов заранее и обозначаю, что они пришли преодолевать страх. Он может проявляться по-разному — например, в сопротивлении каким-то техникам и упражнениям. На первых занятиях я объясняю — пока страх не осознать, он будет управлять жизнью.

На занятиях мы делаем много необычных упражнений, которые помогают ученикам преодолевать страх и раскрепоститься
На занятиях мы делаем много необычных упражнений, которые помогают ученикам преодолевать страх и раскрепоститься

Как начать, если страшно что-то менять

Спросите себя, устраивает ли вас ваша жизнь сейчас? А точно такая же жизнь через пять лет? Если ответ нет, то нужно разбираться, какие шаги предпринимать для ее улучшения. Часто для изменений требуются хорошие навыки коммуникации, которые помогают развиваться в профессии и личной жизни. Сейчас умение красиво говорить и презентовать себя — мастхэв, который нужен каждому.

Многим страшно идти на курсы ораторского мастерства — новая обстановка, незнакомые люди, непривычные упражнения. Но я на своих занятиях создаю атмосферу, где за ошибки не осуждают. Если человек попробовал и у него не вышло идеально, никто не скажет: «ты плохо выступил». Этого нам всем хватает в школе, институте и на работе. У меня другой подход — я искренне верю, что у людей все получится. И студенты видят отношение, раскрепощаются, начинают верить в себя. В итоге человек трансформируется — кто-то на 20%, а кто-то на все 100%.

3434
реклама
разместить
40 комментариев

В НСК есть тоже школа, где преподают ораторское мастерство) Но там был прикол, что это как вторая ступень после техники речи. То есть пока ты не научишься говорить «король, орёл» 10 раз без запинок, и не произнесешь всякие бдгубд бдгыбд бдгэбд раз 100 подряд, тебя на ораторское не пускали)))

п.с. давайте теперь, попробуйте 10 раз произнести «король, орёл» :D

3

Занималась в школе ораторского мастерства, когда это еще не было мастхевом) Получала в прошлом классные должности именно благодаря тому, что могла говорить с аудиторией, на камеру, в переговорах. И еще классно было познакомиться со всеми людьми, которые со мной занимались. Вряд ли мы бы встретились где-то еще, настолько разными дорожками ходили, а так даже дружили какое-то время

2

А какой у вас был запрос на занятия в школе? Каких целей хотели достичь?

Видно, что вы раскрепощённый, ребята пока нет, ораторское искусство это, что действительно отличает

2

Была когда-то коллега – очень крутой спец в своей сфере, потрясающий руководитель и просто классный человек. Но на любых публичных выступлениях ее голос переходил в натуральный визг, физически сложно было слушать. Так что да, ораторское искусство это важный навык

2

Постоянно им занимаюсь.Число слушателей от 10 человек до ста

1