Слали нах** и не воспринимали всерьез, от издателя до фаундера студии дизайна — Пути в IT с Еленой Бобиной, е—б эдженси

Наконец-то это время настало, наш первый офлайн подкаст серии «Пути в IT». Сегодня пригласили Елену Бобину — фаундера агентства «е—б эдженси» и почти 3 часа говорили о её сложном, но интересном пути становления дизайнером. В целях эксперимента решили написать текстовую выжимку. Специально для тех, у кого нет лишних 2.5 часов)

Слали нах** и не воспринимали всерьез, от издателя до фаундера студии дизайна — Пути в IT с Еленой Бобиной, е—б эдженси

В сегодняшнем выпуске принимало участие 3 прекрасных человека:

И вот они слева-направо:

  • Артем Конаков — CEO студии интерфейсов UXART
  • Елена Бобина — CEO студии е—б эдженси
  • Никита (l3ulldo6) Сорокин в эпизодической роли, редактор студии интерфейсов UXART

Начала заниматься дизайном в 13 лет из-за «Сумерек»

На самом деле я захотела стать дизайнером в 13 лет. И повлиял на это желание фильм — «Сумерки».

«Я сидела на форуме для девочек. Там общалась с единомышленниками про любимые фильмы/сериалы. И были специальные разделы для тех, кто увлекается Photoshop и коллажами»

Немного позже начал активно развиваться ролевой формат. Когда люди берут роли известных (или не очень) персонажей, общаются от их имени и отыгрывают некий сюжет. И этим форумам нужен был дизайн. И для них я рисовала свои первые проекты.

«Это были конкретные визуалы, которые я собирала в Photoshop. Например, картинка для фона, футера и пытался натягивать это на сайт через очень кривой код. Этим я занималась и стоило это 300 рублей»

Мне нравилось это дело, но платили смешные деньги)

Слали нах** и не воспринимали всерьез, от издателя до фаундера студии дизайна — Пути в IT с Еленой Бобиной, е—б эдженси

300 рублей за один проект, которые заказчик скидывал через Qiwi кошелек в 10-х годах это, конечно, круто, но много на этом не заработаешь.

После школы я начала думать, куда идти учиться. Было желание продолжить заниматься дизайном, но идти на классическое обучение не хотелось.

«Нужно было куда-то пойти, но программа дизайна в ВУЗах скучная и не очень интересная»

В итоге я пошла учиться на «издательское дело». Мы учили издательский бизнес + проходили дизайновские блоки, например, полный пакет Photoshop. Кроме того, мы изучали бизнес, маркетинг и менеджмент.

«Но сама профессия в России кажется ненужной. У нас мало известных издателей и вероятность того, что отучившись на издателя ты им станешь — крайне мала. К тому же, люди сейчас читают печатную литературу гораздо реже»

Занималась дизайном бесплатно

После Сумерек и ролевых форумов я смогла собрать небольшое портфолио своих работ. Но я понимала, что с этим я вряд ли найду работу. Это кринжово и немного странно было бы показывать HR)

Но как найти работу, если у тебя слабое портфолио без возможности собрать это портфолио? Правильно, искать людей, которым ты будешь продавать свой дизайн.

«Поэтому я рассказывала всем, с кем была знакома, что я дизайнер. Когда это было уместно, естественно. Мол, я могу что-то для вас нарисовать. Это были мелочи. Например, аватарка для паблика в ВК»

Или после обучения в универе знакомые просили меня нарисовать афишу и прочее. И я рисовала для них это за бесплатно)

«Идея заключалась не в том, что я такой меценат и готова рисовать все бесплатно. Я понимала, что намного важнее сейчас этим позаниматься, чтобы в будущем найти хорошую работу»

Нарисовать полоски так, чтобы жопа была красивая

Моя первая работа в дизайне — бренд спортивной женской одежды. Пришла туда в качестве дизайнера принтов. Лосины, шорты, топы и так далее. Помимо принтов занималась графическим дизайном и получала за это 20 тысяч в месяц.

«Самое интересное, что я не откликалась на эту вакансию. На тот момент я только составила резюме и начинала свои первые шаги в откликах. И кто-то из компании нашел меня и пригласил на собеседование. Получилось прикольно»

Отдел дизайна из 2 дизайнеров

На одном из прошлых мест работы я состояла в digital-отделе из двух человек. На тот момент не думала о том, что мы маленькие. С точки зрения фаундера сейчас я понимаю, что это было интересное решение открыть целый digital отдел.

«Услуги digital были сопутствующие. В таких компаниях, на тех масштабах, которыми мы занимались тогда, было не супер обязательно выделять отдельных спецов с узконаправленными скиллами»

Слали нах** и не воспринимали всерьез, от издателя до фаундера студии дизайна — Пути в IT с Еленой Бобиной, е—б эдженси

Изначально все начиналось так, что свободный дизайнер занимался конкретной задачей. Например, нарисовать сайт мог любой желающий. Но в итоге получилось так, что я стала рисовать сайты лучше всех и поэтому спустя какое-то время дизайном занималась только я.

«В компании были и другие дизайнеры. Но основное направление заключалось в привычном дизайне. Например, вы делаете выставку и нужно построить огромный павильон. Для этого нужно разработать огромную концепцию. И это гораздо труднее, чем нарисовать «сайтик»

В основном ребята занимались брендингом, у них был огромный бэкграунд в этом. Но с сайтами они практически не работали.

«Если у тебя классный брендинг, то скорее всего у тебя очень ****** сайты и наоборот, если ты делаешь крутые сайты, то ты слаб в брендинге»

В конечном итоге так и получилось, что внутри компании нас называли digital-отделом, который является спецами в подобных (сайты) вещах.

Behance и Dprofile — не вариант для поиска работы

Я воспринимаю портфолио дизайнеров, как сайт-портфолио. Беха и Dprofile отличные сервисы для поиска клиентов внутри площадки и для привлечения других дизайнеров. Но у тебя обязательно должен быть личный сайт.

Потому что эти (и другие подобные) площадки работают как имиджевый инструмент. Они занимают поисковую выдачу твоим именем, чтобы другие дизайнеры видели твои работы.

«Они работают на ту небольшую часть аудитории, которая ищет себе подрядчиков на конкретной платформе. Вот для них это окей»

Слали нах** и не воспринимали всерьез, от издателя до фаундера студии дизайна — Пути в IT с Еленой Бобиной, е—б эдженси

Но в чем их минус? В том, что ты не можешь рассказать о себе все: что ты умеешь и не умеешь делать, какие у тебя софт/хард скиллы и так далее.

«Здесь ты конкурируешь только красотой и информативностью кейса. Хоть и писать их хорошо может небольшое количество людей»

А на своем сайте у тебя есть только ты. Но ситуация похожа на ту, когда клиент спрашивает: «А что лучше: сайт или социальные сети?». Ничего не лучше, это два инструмента для одной и той же цели.

Слали нах** и не воспринимали всерьез, от издателя до фаундера студии дизайна — Пути в IT с Еленой Бобиной, е—б эдженси

Как и за что меня слали н***й

Для начала стоит сделать пометку, что это была конкурсная работа в рамках ArtMasters. Я участвовала в нем 2 года подряд. В первый раз заняла 4-е место, а во второй — 1-е.

Собственно, победила я с проектом «филармония Кузбасса» и одно из заданий в рамках конкурса — сделать проектирование этого сайта. И чтобы это сделать, я начала проводить анализ аудитории.

«Это не было что-то сильно глубокое. Я сделала Google опрос с вопросами закрытого типа. Чисто изучить пользовательское поведение»

Слали нах** и не воспринимали всерьез, от издателя до фаундера студии дизайна — Пути в IT с Еленой Бобиной, е—б эдженси

И я стала искать людей из Кузбасса. Покупала рекламу в запрещенной социальной сети. В тех же сторисах. Спрашивала бабушку и её знакомых, так как они родились и живут там. И пыталась искать бесплатные способы продолжить исследование. Последней идеей стало зайти в чат ВК Кузбасса.

«Я писала, мол, вот, заполните опрос по филармонии, я делаю для них сайт. И мне написали «пошли вы на*** со своей филармонией, кому она нужна». И там было несколько подряд таких очень милых оскорблений. Тогда я поняла, что тут вообще нет целевой аудитории филармонии»

Я чуть-чуть расстроилась, но было весело.

Одна из немногих русских жюри на awwwards

У меня одна из самых нетипичных историй попадания в жюри на awwwards. Раньше люди сами подавали заявки на то, чтобы войти в состав жюри. Awwwrds открывают заявку раз в год и в ней ты должен расписать все свои достижения.

Теперь же требования ужесточили. Сайт потенциального жюри должен был хоть раз попасть в «сайт дня». Если этого достижения нет, ты не можешь подать заявку.

А меня пригласили. И когда я об этом говорю меня переспрашивают: «что, тебя пригласили?!». У меня есть неподтвержденная теория, как так вообще получилось:

«Весь 21 год я очень активно оценивала работы пользователей. Не как жюри, а как обычный человек. И мои оценки были строгими, сравнивая с другими пользователями. Обычно ставят 8-10 баллов, а я могла спокойно поставить 5-4-3. И возможно, мои оценки были похожи на те, что ставили настоящие жюри. Они посмотрели и решили, что я объективная и меня можно позвать»

Слали нах** и не воспринимали всерьез, от издателя до фаундера студии дизайна — Пути в IT с Еленой Бобиной, е—б эдженси

Вообще, я не слышала о том, чтобы так приглашали других дизайнеров. Поэтому можно сказать, что у меня весьма уникальный случай)

Но после меня не взяли просто так. После приглашения я так же проходила отбор среди других ребят.

Уже на позиции члена жюри я оцениваю работы пользователей. Никакой конкретной квоты нет. Каждый день у тебя появляется 10 сайтов на оценку и ты разбираешь их. Я захожу раз в неделю, раз в пару недель и смотрю сегодняшние работы.

Из 10 работ сразу видно, что половину можно вообще не открывать. А остальные ты смотришь и оцениваешь. Голосование на awwwards делится на 4 основных критерия: дизайн, контент, креативность и юзабилити. И каждая категория имеет разный вес.

«Больше всего дает дизайн. И если ты ставишь дизайну меньше 7-ми баллов, значит, что работа точно не попадет в «сайт дня». А контент дает меньше всего. И если контент на странице классный, но дизайн слабоват, то «сайт дня» ты также не получишь»

Слали нах** и не воспринимали всерьез, от издателя до фаундера студии дизайна — Пути в IT с Еленой Бобиной, е—б эдженси

Штрафовала себя за работу

У меня нет рабочих чатов на телефоне. Два тг-аккаунта — рабочий и нет, но на телефоне стоит личный.

«Для меня самый большой приоритет — я. Поэтому для меня важнее, чтобы я была спокойненькая и вообще не думала о работе»

Для меня окей, когда я могу отключиться от работы. У меня был крайне плохой год и я решила пройти тренинг личностного роста за 500 тысяч рублей, чтобы понять проблему. И одна из годовых целей у меня — сокращение рабочего времени.

«Ты можешь жить, чтобы работать или работать, чтобы жить»

И я скорее была в позиции «работать, чтобы жить». Но это не значит, что у меня все было плохо в финансовом плане. Просто работа занимала слишком много времени.

«При этом, в моменте мне не казалось, что это плохо. Да, я много работаю. Это прикольно. Я до сих пор говорю, что все мои результаты из-за того, что я много работала»

Но разделять тоже полезно. Я училась, что есть время когда я работаю, а есть время, когда мне нужно отключиться и вообще забыть, что происходит, зная, что ничего не сломается.

Слали нах** и не воспринимали всерьез, от издателя до фаундера студии дизайна — Пути в IT с Еленой Бобиной, е—б эдженси

Девушкам в бизнесе тяжелее

В целом сложилось странное отношение к девушкам. Ведь если ты не мужчина, то ты не можешь основать свою компанию.

«А если писать, что девушка co-founder, то скорее всего муж открыл компанию, а жена на подсосе осталась»

Когда ты девушка, к тебе относятся менее серьезно. Если брать обратку с той же AGIMA Partners Weekend. Ты подходишь к людям, начинаешь с ними знакомиться, не говоря должность и они думают, что ты рядовой сотрудник/PR-специалист.

«В такие моменты мы (с Машей, co-founder) отвечали — «мы фаундеры». Люди с реакцией «ааа» после этого начинали общаться с нами абсолютно по-другому»

Слали нах** и не воспринимали всерьез, от издателя до фаундера студии дизайна — Пути в IT с Еленой Бобиной, е—б эдженси

У нас был интересный фидбек после одного созвона:

«Мы продавали очень дорогой и классный проект. И там была ЛПР, которая делилась фидбеком. И после колла она говорит: «там такие дети прикольные». И она нас и выбрала за это. Молодые, креативные и со свежим взглядом»

И еще одна история. У меня был большой срач в запрещенной социальной сети, когда меня не взяли спикером на одну из конференций. Я рассказала свою тему, но пропустила часть с рассказом о себе (про фаундера, жюри awwwards, количество проектов и так далее). И мне в прямом эфире начали накидывать комментарии с посылом:

«Ну что ты можешь нам рассказать. Видно же, что ты девочка-дизайнер, пришла там, какое-то мнение своё рассказать. Какое ты имеешь право что-то рассказывать без опыта, это просто мнение без всего»

Я думала, они уже знают кто я, поэтому не уделила этому особого внимания. Ведь перед «защитой» выступления они отобрали мою тему, забраковали те, которые им не подойдут, прочитали мою карточку спикера и были со мной на связи.

«Можно говорить, что продолжение этой истории про феминизм. Но в жюри была 1 девушка и 3 мужчины. Отгадайте, кто единственный выступил «за» мою кандидатуру?»

Естественно, это далеко не все, о чем мы говорили на подкасте с Еленой Бобиной. Было бы странно уместить 2.5 часовой подкаст в небольшую статью. Хотя можно ли назвать её небольшой?)

Если вас заинтересовали темы, о которых мы рассказали выше и вы хотите услышать полное мнение Лены и Артема — предлагаем перейти на наш Ютуб и ознакомиться с полным выпуском.

Ну а на сегодня пора заканчивать. Спасибо, что читаете наши статьи, смотрите наши видосы на Ютубе и подписаны на телеграм. Вы же подписаны?

А ведь там постится самый интересный и эксклюзивный контент UXART абсолютно бесплатно без смс и регистраций. Так что и на него подписывайтесь :)

28
15 комментариев

блин, три раза перечитал заголовок, чтобы в итоге не понять о чем он

4
Ответить

***** же полная, *****

1
Ответить

Мама, я в uxart-телевизоре

3
Ответить

Елена, удачи в развитии студии и профессиональном росте!

Вы правы, девочек и женщин всегда воспринимают слабее и хуже, чем мужской пол.

3
Ответить

Самое интересное и не включили. Придётся видео смотреть 😅

2
Ответить

Я знаю, что художники свысока смотрят на дизайнеров, но хороший зрелый дизайн — это настоящее произведение искусства. И путь дизайнера такой же сложный как у художника.

1
Ответить

Связь художника с дизайнером примерно такая же, как художника с маляром. Или дизайнера с маляром.
Дизайнер - это про удобство в рамках какой-то эстетики, не больше и не меньше. Художник же в нынешнем мире - это любой баклан, у которого есть "я так вижу", мёртвая специальность.

1
Ответить