Как критиковать работу дизайнера, копирайтера, маркетолога и других креативных людей?

Более 10 лет я работаю в диджитал и рекламе. Множество раз я сталкивался с тем, что творческие люди не всегда адекватно готовы воспринимать критику. Мне хотелось разобраться в этом вопросе.

Я узнал у дизайнеров, копирайтеров, арт-директоров, менеджеров, продюсеров и других специалистов как лучше давать им обратную связь. Особенно, в том случае, когда тебе принесли неудовлетворительный результат. Делюсь своим опытом с вами! Если у вас есть какие-то свои способы суперски давать критику, напишите в комментах к этому посту.

Вот некоторые наиболее частые ответы, которые мне удалось получить.

Что делать, когда идея, дизайн, результат творческой работы не нравится?

— Найти что-то хорошее в работе и сказать, что плохо;

— Взять паузу;

— Найти правильные аргументы;

— Расслабиться 🤪

— Спросить совет у кого-то. Например, у старшего специалиста, арт-директора, у коллег и пр.;

— Поговорить. Вместе решить, что делать.

Это результаты опроса скромной не репрезентативной выборки. Но они вполне показывают диапазон возможных решений, которые помогут в ситуации, когда без критики не обойтись.

Почему творческие люди так остро воспринимают любые правки?

Дело в том, что процесс работы над творческим проектом часто достаточно болезненный. Даже опытный человек не всегда делает классную работу с первого раза. Написать хороший текст или сделать приятный дизайн в ограниченное время бывает очень сложно. Иногда вообще просыпается внутренний перфекционист и запрещает показывать промежуточные итоги работы кому бы то ни было. И в этот момент появляетесь вы и начинаете критиковать. Понимаете как это больно? 🥺

Еще работая продюсером в креативном агентстве REDKEDS, я заметил одну интересную вещь. Любой человек, даже очень чувствительный к критике, достаточно спокойно реагирует на вопросы.

Например, копирайтер приносит команде новую идею и рассказывает её на общей встрече. Вы понимаете, что это идея не подходит по какой-то причине.

Что если вы скажете: "Ты знаешь, Тём, идея хорошая. Только она совершенно не отвечает задачам нашего проекта!". Скорее всего, Тёма встанет в позу и будет до смерти биться за своё творение. Может быть, он страдал от отсутствия идей. Целую неделю он пытался что-то придумать. Не спал ночью. И вдруг его настигло озарение! Он, вдохновленный, провел еще пару часов до рассвета чтобы довести этот шедевр до совершенства. Вы понимаете, сколько сил он в это вложил? А мы, такие выспавшиеся и лёгкие на подъём, берём и просто говорим: "Ты знаешь, всё очень даже неплохо, но твоя идея — ... 💩". Для копирайтера это будет звучать примерно так!

А теперь давайте представим, что мы в ответ на презентацию нашего копирайтера зададим вопрос: "А как ты к этому пришел?". Это не критика, это резонный вопрос. В ответ на него, копирайтер может рассказать целую историю. Например, как он наткнулся на пост в инстаграме, в котором девушка предлагала похожее решение, и о том, как он был удивлен, сколько комментариев было под постом. И он понял, что это решение, если его перекрутить под наш продукт подойдёт просто идеально.

Эта короткая история, возможно, заставит нас задуматься над тем, что идея не так уж и плоха. Она позволит нам совместно с Тёмой пройти этот тернистый путь осознания крутости этой идеи. Мы согласимся, что заблуждались, не зная все ее предпосылки.

А ведь эта идея не так уж и плоха!

В любом случае, вы сможете узнать, как рассуждал человек, который придумал идею. Помните первое впечатление, когда увидели "Черный квадрат"? Уверен, у большинства не погруженных в контекст это удивительное произведение вызвало только недоумение.

Кто-то может быть даже подумал: "Да что в этом вообще такого? Я тоже так могу!". Да, кто-то тоже может нарисовать квадрат и даже закрасить его черной краской, но идея "Черного квадрата" гораздо глубже!

Таким образом, задавая вопросы вы не только можете погрузиться в контекст, но убедитесь, что ваш взгляд не субъективный.

Бывают такие случаи, когда человек не может ответить на вопрос. Это может происходить по разным причинам. Он интроверт и не особенно привык выступать перед людьми. Или, к примеру, он враждебно настроен и не собирается аргументировать свою позицию. Или его позиция не содержит аргументов, и он сделал работу так, как велело ему творческое чутье.

В любом случае, если вы задали вопрос и готовы выслушать, принять позицию вашего собеседника, у вас есть все шансы спокойно и без конфликтов внести правки.

Задавайте вопросы! Это действительно помогает. Помогает лучше разбираться в сложных вещах, приходить к сути, узнавать людей и ладить с ними, вне зависимости от того результата который они принесли.

Если у вас есть какие-то феерические способы давать обратную связь, критиковать, поделитесь в комментариях. Буду вам за это очень благодарен!

18
16 комментариев

Интересная тактика. Полезная. Спасибо)

2
Ответить

Спасибо)

Ответить

Это очень интересная тема. Должна быть прослойка в виде артдиректора, человека говорящего на языке дизайнера/копирайтера, слова которого "творческая личность" будет воспринимать более адекватно, чем слова дилетанта, запершегося, на его территорию. Дизайнер/копирайтер в первую очередь сам себе цензор и критик и он отдает себе отчет в том, что он делает. Чаще всего этого мало и по факту он не может объять все аспекты проекта и взглянуть на него со стороны - тут как раз и нужен артдиректор, человек не настолько влюбленный в проект, но у которого есть разумный взгляд человека в теме.
Человеку со стороны я посоветую немного пожить с результатом и не пороть горячки в комментариях, может быть вы пока не поняли того, что закладывалось в работу. "Творческой личности" иногда так хочется поделиться, результатом работы, что она не прилагает достаточные усилия к тому чтобы объяснить её суть. 

1
Ответить

Спасибо!
Я согласен с пользой арт-директорства. Во всех проектах, где арт-директора принимали участие, по моему опыту, всегда и продукт, и процесс выходили лучше.
К сожалению, не во всех случаях есть возможность работать в такой связке. Одно дело, если это агентство с поставленной работой по дизайну. Другое дело, если это инхаус команда в небольшом бизнесе, например, в фэшн. Часто там роль арт-директора выполняет сам основатель. И он работает напрямую с дизайнером. В целом, в малом бизнесе так бывает часто.
И тут я тоже соглашусь, тк взять паузу бывает очень полезно. Чтобы охладить пыл и лучше обдумать результаты работ.

1
Ответить

Для этого и есть подробное ТЗ с примерами.
Заказчики 90% даже не знают что хотят и не бывает у них ТЗ, потом исчезают, не отвечают сразу, какие-то голосовые сбщ отправляют, что-то там бормочат. Для дизайнера это кошмар, для хотелок заказчика делается куча телодвижений и в итоге тот может сказать "не нравится, давайте сделаем это синим". В такие моменты хочется дать ему/ей в морду.

1
Ответить

Работа без брифа или ТЗ — это боль.
Но у нас так же есть правило по поводу обязательного устного проговаривания задачи. Можно сто раз написать ТЗ, но если исполнителю не проговорили задачу, не объяснили своими словами и он не задавал вопросов, велика вероятность, что исполнитель и заказчик могут просто не понять друг друга.
Мы отказываемся от тендеров и задач, где невозможно пообщаться с заказчиком. Мне кажется, это справедливо. Потому как даже самое подробное ТЗ можно понять по разному, если не проговорить детали и не задать вопросы. Поэтому общение и взаимопонимание — такая же важная часть работы, как и ТЗ.

Ответить

Задать вопрос: А что тебе самому нравится в этой реализации и как это отвечает нашим задачам? Если бы была возможность развить эту идею, что бы ты предложил и почему?
Так понимаешь что для дизайнера главное и что он бы переделал.
Согласна на 100%, вопросы помогают обойти острые углы.

1
Ответить