«Любой человек в близкой дистанции сильно меняет структуру нашей личности». Виктор Мизилин о психологии нетворкинга

Виктор Мизилин — когнитивно-поведенческий психолог, преподаватель и эксперт по менеджменту. Сейчас на базе сообщества Heg.ai Виктор создал свое микросообщество NEURO NET для тех, кто стремится найти поддерживающее окружение со схожими ценностями и мировоззрением.

Он рассказал о психологии нетворкинга и теории «Социального атома», а также о том, каким образом от социальных связей зависит качество жизни, продуктивность и уверенность в себе.

Мастер-класс Виктора Мизилина по прокачке мотивации для руководителей команд
Мастер-класс Виктора Мизилина по прокачке мотивации для руководителей команд

Социальные связи как инструмент саморазвития

Нетворкинг — это не то, что многие о нем думают. Я встречал массу людей, которые понимают его очень поверхностно и уверены, что основная задача нетворкинга заключается в наборе множества «полезных знакомств». На самом деле все гораздо глубже: при правильном подходе нетворкинг формирует нам экосистему, в которой мы растем, развиваемся и которая оказывает непосредственное влияние на нашу личность и на общее ощущение благополучия в жизни.

Возможно, кто-то посчитает этот тезис спорным, но у людей от природы не сильно развиты навыки социализации: в ходе эволюции наше окружение формировалось автоматически.

Нам не приходилось выбирать себе племя, семью, деревню, в которой мы родились, одноклассников, которые учились с нами в школе. Это была случайная группа, под которую приходилось подстраиваться.

В XXI веке у взрослого человека появились реальные возможности самому формировать свою экосистему, но базовых навыков социализации оказывается недостаточно.

Те, кто научился создавать свое окружение, находить «своих», избегать токсичного для себя общения — выигрывают. А те, кто не умеет — быстрее выгорают, чувствуют себя хуже и утыкаются в рамки, которые мешают расти и развиваться.

Психология и нетворкинг

Человеческая психика всегда дает энергию для решения самой важной проблемы, но при этом сам человек не всегда понимает, что для него является самым важным.

Моя экспертиза находится на пересечении психологии, когнитивных наук (neuroscience), экономики и исследований феномена ценности в разных аспектах. Ко мне как психологу люди часто приходят с запросами про неудовлетворенность, неуверенность, отсутствие мотивации и ощущения важности жизни, работы, своих целей и т.п.

Преподаю на программе Digital MBA GeekBrains
Преподаю на программе Digital MBA GeekBrains

Проблема в том, что мозгу свойственно использовать различные защитные механизмы, поэтому почти всегда клиенты приносят «ненастоящий» запрос и видят корни проблем там, где их на самом деле их нет.

Я помогал им выявлять свой настоящий запрос, используя карту психической реальности под названием «Социальный атом». И увидел, что многие их трудности, ресурсы и возможности связаны именно с окружением — то есть дело не во внутренних проблемах клиента, а в его экосистеме.

Теория «Социального атома»

Система «Социального атома» была разработана известным психиатром и социологом Якобом Морено (который также создал метод психодрамы и групповой психотерапии). Социальный атом – это «говорящая» картина эмоционального окружения человека, его индивидуального мира и мира отношений.

Еще раз: окружение — это модель нашей психики. Наше мышление формируется из образов людей, которые туда помещены.

Внутренние образы создаются из внешней коммуникации. Соответственно, самый первый образ, который возникает у человека, это его мама. Потом мы растем, начинаем общаться с другими людьми, и они тоже «поселяются» у нас в голове.

Когда мы используем свои творческие способности, придумываем какое-то креативное решение, строим планы на будущее, на самом деле мы ведем внутренний диалог между образами, которые в нас существуют.

Невозможно внутри человека убрать все модели других людей, иначе личность «исчезнет». Наша структура похожа банановый ствол: если с него снимать листья слой за слоем, потом ничего не останется. В этом нет никакой фантастики, просто так работает нейрофизиология.

Собственная ценность и выгорание

Выгорание может быть физическим или эмоциональным. Когда мы говорим про физику, речь идет о первой стадии выгорания: переутомлении. Если человек неэффективно работает, значит, он пытается выполнить больше задач, чем может осилить.

Работаем с ценностью и самооценкой в деловом центре «Москва-Сити»
Работаем с ценностью и самооценкой в деловом центре «Москва-Сити»

Другими словами, желание создать большее количество ценности на том же уровне энергии, который у него есть. Здесь встает вопрос о том, зачем он взвалил на себя больше.

Мы перерабатываем, неосознанно пытаясь получить для себя социальные бонусы («мои усилия оценит начальник, жена, семья») или пытаясь заглушить внутренний страх («если я откажусь это делать, меня отвергнут/уволят, я буду плохим»). Склонность к переутомлению и переработкам обычно указывает на заниженную самооценку.

Переутомление легко лечится отдыхом. Проблемы начинаются на второй стадии, когда приходит собственно выгорание, и отдых уже не помогает. Выгоревший клиент съездил в отпуск, вернулся — ничего не поменялось. Сил и энергии работать у него нет: он их имитирует.

Если мы будем исследовать психику на этой стадии, выясним, что отсутствие мотивации связано с чувством внутренней потерянности. Человек не понимает, кому нужен результат его работы.

Проще говоря, он не получает от окружения нужного отклика о том, что он молодец, что он важен и полезен.

После наступает третья стадия — депрессия. Это вообще про ощущение от жизни, не только про работу. «Кому моя жизнь нужна, какой в ней смысл?» — с такими вопросами сталкиваются люди во время личностного кризиса. В этом состоянии человеку затруднительно даже двигаться, то есть уровень энергии стремится к нулю. У людей с правильно выстроенным окружением и классным «фидбэком» почти не бывает депрессии.

Наука начинается там, где можно что-то измерить

Морено придумал технику, по которой можно исследовать свои личные связи количественно и качественно. Используя ее, я разработал для работы с клиентами специальную модель из 150 ячеек — фреймворк, позволяющий анализировать окружение и его влияние на нашу личность.

<p>Близкий круг — это наша самооценка и личная энергия. В среднем круге находятся все наши ресурсы, деньги и ценности. Дальний круг — наше будущее. Это люди, которые перейдут в наш средний или ближний круг со временем (за 5 лет наше окружение меняется на 50%)</p>

Близкий круг — это наша самооценка и личная энергия. В среднем круге находятся все наши ресурсы, деньги и ценности. Дальний круг — наше будущее. Это люди, которые перейдут в наш средний или ближний круг со временем (за 5 лет наше окружение меняется на 50%)

Возвращаясь к своим «выгоревшим» клиентам скажу, что я видел у них одну и ту же ситуацию: перегруженность на дальних орбитах, то есть много поверхностной коммуникации, например, в соцсетях (несколько тысяч друзей в Facebook, бесконечные лайки, комментарии, обсуждения). И почти у всех очень острый дефицит ближнего окружения, то есть на близкой орбите оставалось много пустых ячеек.

Работа с фреймворком

Когда человек видит и начинает анализировать свой фреймворк, он вступает на путь изменений. Осознание своих орбит и границ — ключевой навык, который важно нарабатывать всем, кто собирается по-настоящему понять, как работает нетворкинг, или хочет стать хоть немного счастливее. Я помогаю клиентам заполнить пробелы во фреймворке там, где они есть, и отодвинуть на дальние орбиты тех людей из окружения, с которыми ценности не совпадают.

Это значит некоторые отношения исключить совсем, а другие сместить на один или несколько уровней, то есть сохранить взаимодействие, но убрать из него боль и проблемы.

При такой работе зачастую неизбежно опустошаются близкие орбиты. Вот здесь и возникает вопрос, как заполнить пустые ячейки, потому что наши энергия и мотивация на самом деле рождаются из социальных «поглаживаний», то есть мы получаем их из приятного корректного взаимодействия с достаточно близким кругом, который поддерживает и одобряет. Если человеку не хватает поддержки на близких орбитах, то ему не хватает энергии, которая субъективно воспринимается как нехватка мотивации.

Травматический опыт общения в близком круге заставляет нас закрываться (=одиночество). Если в нем мало людей, их мнение становится суперзначимым (=зависимость). Обесценивание может «прилететь» на любой орбите. Задача: не пускать таких людей в близкий круг
Травматический опыт общения в близком круге заставляет нас закрываться (=одиночество). Если в нем мало людей, их мнение становится суперзначимым (=зависимость). Обесценивание может «прилететь» на любой орбите. Задача: не пускать таких людей в близкий круг

Язык ценностей

Очевидно, что на ближней дистанции нужны «свои», так как «чужие» не смогут давать качественную поддержку. Огромная проблема многих людей — пытаться получить позитивную обратную связь от всех.

Во-первых, это невозможно. Во-вторых, человек, пытаясь понравиться всем, зажимает себя и свои проявления. В состоянии зажима его не распознают те люди, которые ему потенциально близки по мировоззрению. А «чужим» он равно не заходит.

Такой болезненный опыт склоняет человека замыкаться еще больше и не пускать других на близкие орбиты. Поэтому важнейшая задача людей, которые осознанно подходят к нетворкингу — понять самих себя и максимально ярко транслировать свою индивидуальность во внешний мир.

Всех людей условно можно разделить на 4 типа в зависимости от того, как они относятся к конкуренции и иерархии. Подробнее о языке ценностей и том, как вычислить свой тип, я писал в своей статье.

<span>Когда человек понимает свой тип и знает свой ценностный язык, он легко находит группу единомышленников</span>
Когда человек понимает свой тип и знает свой ценностный язык, он легко находит группу единомышленников

Если проявлять себя открыто, то люди, совпадающие с нами по языку ценностей, транслируют, что все окей, и им нравится то, что мы делаем. Соответственно, от окружающих с другим языком ценностей будет обратная реакция. Но она больше не воспринимается как негативная.

Скорее она становится положительным маркером — непохожих на нас людей мы должны оставлять на дальних орбитах и не идти с ними в близкую коммуникацию, потому что она так или иначе будет токсичной.

Вообще, каждый новый человек в близкой дистанции оказывает влияние на структуру нашей личности, поэтому меняя и проектируя свое окружение, мы буквально инженерим самих себя внутри.

Границы и телесность

Настоящая лакмусовая бумажка, которая позволяет нам почувствовать токсичную коммуникацию, даже если мы пока не осознаем ее рационально, это наше тело. Внутреннюю деятельность человека регулирует вегетативная нервная система, которая также отвечает за приспособительные реакции у всех позвоночных.

Как только мы на уровне тела почувствуем, что нас что-то затрагивает, кто-то переступает границы, действует против наших интересов, делает нам дискомфортно, возникает симпатический ответ — реакция активизации, мобилизации и возбуждения.

Если эта реакция долго не прекращается, то мы уходим в стресс или переживаем гнев. В таких состояниях человек теряет энергию (расходует ее на мобилизацию) и чувствует себя уставшим, опустошенным. В то же время когда мы ощущаем себя в безопасности, то включается парасимпатический ответ — реакция расслабления.

В присутствии «своей стаи» человек чувствует спокойствие, даже если ее члены еще мало ему знакомы. Те, кто по умолчанию кажутся нам приятными, симпатичными и интересными, скорее всего, разделяют наши ценности. Именно поэтому «своя стая» создает у нас чувство безопасности, а безопасность — это состояние набора энергии, ее накопления.

«Свои» сообщества

Сейчас я состою в сообществе IT-предпринимателей Heg.ai, с его основателем Пашей мы познакомились совершенно случайно: я пересекся с его деятельностью в Facebook, она показалась мне интересной, а однажды я пришел обедать в какой-то ресторан и совершенно случайно за соседним столиком Паша проводил встречу участников. Мне понравилось то, что там происходило, и я присоединился к сообществу.

Параллельно с этим я развиваю свое сообщество NEURO NET. Периодически я провожу игру (оффлайн и онлайн), которая помогает находить свой ценностный язык, где человек, отвечая на вопросы и решая определенные кейсы, определяет, кто он.

Нетворкинг-игра «Звездный флот» помогает определить язык ценностей
Нетворкинг-игра «Звездный флот» помогает определить язык ценностей

Я также создал чаты в Телеграме для носителей разных языков ценностей, которые быстро обеспечивают вход в «свою» группу. Любой член сообщества Нeg.ai имеет возможность напрямую обратиться ко мне и мы можем как-то повзаимодействовать. Я, в зависимости от запроса, могу помочь разобраться с системой «Социального атома», выступить как наставник либо пригласить на игру.

Сам Паша — носитель ценностей неконкурентного и неиерархичного языка, тогда как я приверженец конкуретной и неиерарихчной группы.

Участников сообщества Heg.ai он любит называть «онлайновыми и оффлайновыми предпринимателями». Онлайновые — это как раз те, кто строят бизнес вне конкуренции. Оффлайновые — конкурентные. Понимая, что в сообществе есть и те, и другие, мы сейчас обсуждаем идею организовать внутреннее взаимодействие так, чтобы не толкаться локтями, а помогать друг другу: давать альтернативную точку зрения не токсично и экологично.

В колонке на vc.ru вы найдете больше историй основателей стартапов, экспертов и эдвайзеров, которые делятся своим опытом в сообществе Heg.ai.

Узнать больше про грамотное использование нетворкинга вы можете в блогах Инстаграм и Телеграм.

31
42 комментария
16
Ответить

Один из "лохов" на картинке - это я. Приходи ко мне в телегу, хочу лично на тебя посмотреть

1
Ответить

Много слов, мало смысла.
Заголовок говорит о термине «структура личности», но статья не отражает состава этого фантазма автора или когнитивно-эффективного менеджера, место этого она предлагает рекламу на очень много символов.

9
Ответить

Разве не очевидно что это реклама очередной инфоцыганщины?

8
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Сейчас все помешались на сообществах. Создают группы и втирают, втирают про эффективность, окружение и тд... Потом предлагают скинуться.
Очень длинный текст с мизерным смыслом.
"Работаем с самооценкой в Москва-Сити". Зачем это? Просто кабинет с просто доской.

6
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить