Опыт создания CRM-системы для управляющих компаний

Хочу поделиться своим опытом разработки продукта с нуля. Надеюсь, этот материал окажется полезным для кого-то. Может быть, продукт, описанный в этой статье, покажется кому-то интересным.

Возможно, я что-то упустил в своем рассказе. Если будут вопросы, прошу оставлять в комментариях.

Идея

Разработкой я начал заниматься еще в 2015, параллельно основной работе. Сначала был стартап, потом фриланс, и вот - свой проект, идея которого возникла в результате череды событий.

Меня раздражало мобильное приложение нашей управляющей компании (далее - УК). Никакой интерфейс, но больше всего я недоумевал над мелкими ошибками, которые затрудняли использование в принципе, но которые было возможно починить элементарно на мой взгляд. Дело в том, что на экране передачи показаний счётчиков, если ввести показания одного и перейти к полю следующего счетчика и ввести показания, то в предыдущем счетчике показания тоже менялись. Я пробовал связаться с разработчиком, предложить помощь, сотрудничество, но мне дали понять что сами справятся.

Был еще один момент. В то время мы оказывали услуги по разработке документов для одной местной УК. В ходе работы выяснилось, что они используют систему диспетчеризации (+ мобильные приложения) того же разработчика что и УК управляющая мои домом. И они постоянно получали жалобы на работу именно мобильных приложений клиентов.

И тогда я решил что смогу сделать свое решение. Мне хотелось создать что-то лучше, чем то что было, что-то качественнее. Так родилась идея своей системы диспетчеризации.

Рынок

Честно сказать, я не думаю что провел исчерпывающее исследование. Моей целью был наш локальный рынок в регионе (для начала хотя бы). На тот момент я толком не понимал даже целевую аудиторию которой было бы интересно мое решение. Сейчас я обозначил бы её как “небольшая УК, в которой максимум работы ведется на бумаге, не автоматизированы процессы и нет своего приложения для клиентов”.

Я дважды заказывал отчет в сервисе Яндекс.Взгляд, чтобы хоть примерно оценить спрос на такой продукт как система диспетчеризации или, как я считал на тот момент - CRM система для УК. И вот какие результаты я получил (на фото ниже):

Дальше я прикинул сколько есть УК в регионе, посчитал финансовую модель на полтора года вперед, примерные точки роста и окупаемости и постарался учесть все расходы. Исходя из расчета, я получил те параметры, при которых примерно через год проект должен был выйти в плюс. Но тем не менее пока остается вопрос реализуемости этих параметров.

Когда я дошел до анализа конкурентов, то понял, что решений достаточно много и есть очень разные по функционалу и возможностям. Посмотрел что они могут, и выделил то, что я считаю нужно обязательно: блок для оператора, мобилки для персонала и мобилки для клиентов. В остальном они мне показались слишком нагруженными разным функционалом для той целевой аудитории, которую я для себя определил.

Практически все решения которые я нашел в интернете предлагали схему монетизации, когда есть какая-то плата за количество лицевых счетов. Поэтому я не стал изобретать велосипед и взял этот вариант за основу.

Стэк

С 2015 я занимался нативной разработкой на Swift под iOS. И исходя из прошлого опыта стартапа, не хотел на старте зависеть от разработчиков Android, бэкендеров, а также маркетологов с дизайнерами.

Для начала надо было определиться с платформой для фронта. Посмотрев варианты мне приглянулся Flutter и я решил выбрать эту платформу. До того момента я ни разу не сталкивался ни с Flutter, ни с языком Dart, однако втянулся очень быстро. Уже в первый вечер была болванка пустого приложения для iOS и Android, пустая, но с рабочим интерфейсом.

Следующим нужно было решить вопрос бэкенда. И, так как у меня уже был опыт работы с Firebase, я решил выбрать его. В нем есть все что нужно: база, пуш-уведомления, метрики, хостинг… В общем всё что надо.

Разработка

Я начал с модуля для оператора. Это веб приложение состоящее из нескольких разделов: заявка, справочник домов, счетчики, контрагенты, материалы и услуги. С дизайном я не особо заморочился на тот момент, делал так как нравилось.

  • В разделе заявки оператор может создавать/редактировать заявки, назначать исполнителей, отправлять пуш-уведомления заявителям, печатать наряд-задания, печатать разные журналы по заявкам.

  • Справочник домов позволяет вести базу домов, карточку дома, перечень квартир, лицевых счетов, собственников, а также отправлять сообщения всем собственникам какого-то конкретного дома.
  • Раздел счетчиков позволяет сейчас только просматривать показания которые передали собственники через мобильные приложения. В планах сделать выгрузку в таблицу Excel для удобства.

  • Раздел контрагентов дает возможность вести базу контрагентов и их сотрудников, а также регистрировать сотрудников для доступа к системе.
  • Раздел с материалами и услугами пока находится в разработке так как в последствии не стал приоритетным.

Следующим этапом я разработал мобильные приложения для клиентов. Оно состоит из 4 разделов: сообщения, заявки, счетчики и профиль. В будущем планирую добавить возможность оплаты услуг УК из приложения, но есть некоторые вопросы, которые нужно решить перед внедрением.

И вот, спустя полгода MVP был готов.

Сотрудничество

Мне повезло, один из моих знакомых был директором небольшой управляющей компании. Я поговорил с ними и их заинтересовало мое решение, мы договорились о встрече.

В ходе беседы выяснилось, что у них все процессы построены на бумаге. Было разве что пара таблиц Excel и всё. Им хотелось навести порядок в этом хаосе автоматизировать работу. Тогда мы решили доработать мое решение под их нужды.

Одним из основных требований была разработка мобильного приложения для сотрудников с разными ролями (директор, мастер и исполнитель).

То как сейчас выглядит приложение для исполнителей видно на скриншотах:

Также, было понятно, что некоторый функционал MVP нужно будет переделать, потому что мое представление о процессах оказалось неполным.

В последствии, перед тем как начать получать заявки, пришлось перенести базу с Firebase из-за федерального закона “О персональных данных” № 152-ФЗ. Но к тому моменту разбираться с бэкендом уже не было времени, поэтому я пригласил в проект знакомого бэкендщика. Я арендовал VDS, а он развернул на нем базу. Переписали приложения и всё заработало.

Итоги

Спустя чуть больше чем полтора года, мы имеем систему диспетчеризации с неплохим функционалом:

Но пока разработка ведется только для одного клиента.

В дальнейшем я хочу развить эту систему, добавить нового функционала, но сперва хочу попробовать предложить наше решение еще кому нибудь.

Пока проект окупает только собственные ресурсы в плане хостинга и аренды VDS, но и это я считаю не плохо.

Спасибо за внимание!

реклама
разместить
23 комментария

Только при чем тут диспетчеризация?

Под диспетчеризацией в ЖКХ традиционно понимается ЛДСС (как минимум) - лифтовая диспетчерская связь и сигнализация. 
Это когда в диспетчерскую (а она есть у каждой УК) стекается информация с устройств на обслуживаемых объектах (домах) - аварии лифтов, вызовы из кабины, сигналы о несанкционированном проникновении в служебные помещения (машинные помещения лифтов, электрощитовые).

Я этой темой плотно занимался более 20-ти лет. Начинали мы реально с нуля, когда компьютеры в этой области не применялись совсем (вся диспетчеризация, тогда она называлась ОДС - объединенная диспетчерская связь, была реализована на огромных пультах ПД с лампочками, кнопочками и отдельными проводами до каждого устройства). Мы в начале 90-х разработали архитектуру системы (двухуровневая сеть промконтроллеров), классификацию устройств, систему их описания, протоколы связи, железо, интерфейсы, софт... Изначально еще не было инета, все было локально на RS485 построено.

Когда уходил уже была реализация на микроядре (я как раз занимался разработкой микроядра системы), использовались UDP каналы для связи контроллеров верхнего уровня с ядром и TCP для подключения к ядру интерфейсных клиентов.

3

Блин, спасибо огромное! Отличное замечание и ещё и с экскурсом в историю!
Вообще, изначально я назвал это CRM системой, но в последствии в ходе общения с заказчиком появился термин «система диспетчеризации».
Я вкладывал в это понятие смысл работы диспетчера управляющей компании. Но судя по всему слабо изучил вопрос с этой стороны.
Ещё раз спасибо!

Не совсем понятно почему вы это называете "CRM".
Основная задача CRM это не только ведение заявок/заказов/задач, но и организация коммуникаций в одной системе:
- Клиент позвонил, звонок будет виден в системе и доступен для прослушивания;
- написал на почту/мессенджер/в соц сети все попадет в CRM и оператор будет отвечать прямо из CRM в тот канал по которому поступил запрос;
- для рассылок которые в ЖКХ также важны (сообщить о проведении работ всех жильцам дома например), можно использовать интеграции с сервисами почтовых рассылок;
- если функционал позволяет можно вести много другой дополнительной информации:
  -  номера автомобилей владельцев например,
  - показания с домовых счетчиков;
  - вести учет оборудования и контроль выполнения регламентом по их обслуживанию.

1

Спасибо большое за ваш комментарий!

Отвечу вам так:

«Не совсем понятно почему вы это называете "CRM". Основная задача CRM это не только ведение заявок/заказов/задач, но и организация коммуникаций в одной системе:…»
Согласен, но на данный момент нужно понять более базовые вещи, например, будет ли спрос на мое решение. Можно, конечно, посмотреть с другой стороны - спрос будет когда будет достаточно много функционала. В любом случае, я считаю что мой проект - это прообраз CRM системы. Я стремлюсь к тому чтобы сделать её такой.

«…- Клиент позвонил, звонок будет виден в системе и доступен для прослушивания;…»
Да, отличный функционал! Но я бы хотел ещё и расшифровку включить сюда.

«… - написал на почту/мессенджер/в соц сети все попадет в CRM и оператор будет отвечать прямо из CRM в тот канал по которому поступил запрос;…»
Об этом не подумал, хотя это просто интеграция со сторонними сервисами. Спасибо за наводку!

«… - для рассылок которые в ЖКХ также важны (сообщить о проведении работ всех жильцам дома например), можно использовать интеграции с сервисами почтовых рассылок;..»
Я использую пуш-уведомления для рассылок объявлений по домам.

«.. - если функционал позволяет можно вести много другой дополнительной информации: - номера автомобилей владельцев например, - показания с домовых счетчиков; - вести учет оборудования и контроль выполнения регламентом по их обслуживанию.»
В моей системе предусмотрена передача показаний счётчиков. Регистрировать гос. номера автомобилей тоже интересная мысль, но опять же сперва я считаю нужно сделать основу вокруг которой потом уже будет появляться функционал.

Добрый день, Аlex K.
Отличный материал и интересует судьба проекта на текущий момент

Добрый день, Роман. Рад что оценили с статью, спасибо. Наша версия проекта пока на паузе. А для того, чтобы, возможно, кто-то захотел поразвивать или сделать свое, выложили исходники на гитхаб. Подробнее тут 👉 https://vc.ru/510469

1