Как из волонтёрского объединения мы смогли построить социальный бизнес и создать партнёрскую сеть в РФ и СНГ

Мы помогаем решить очень сложную для многих людей проблему — выбрать ту профессию, которая станет любимым делом и приведёт к профессиональному успеху.

Вероника Винокурова, Наталия Винокурова и Наталья Серпионова
Вероника Винокурова, Наталия Винокурова и Наталья Серпионова

Основатели Школы выбора профессии «Пункт Б», социальные предприниматели Наталия Винокурова, Вероника Винокурова и Наталья Серпионова рассказали о том, как из волонтёрского объединения смогли построить социальный бизнес в области образования и создать партнёрскую сеть из 107 представительств в России и СНГ.

С чего всё началось

Проект «Пункт Б» зарождался на уровне волонтёрского объединения, когда в 2012 году мы начали проводить в детских домах Новосибирска первые программы по выбору профессии. Дальнейшее развитие волонтёрской инициативы привело к сотрудничеству с благотворительными фондами и последующему выходу на региональных партнёров, которые приобретали разработанную нами образовательную программу — всё это стало основой для создания школы по обучению специалистов в сфере профориентации, а на сегодняшний день мы уже экосистема, которая объединяет в себе три основных направления:

1. Школа выбора профессий для детей и взрослых. Помогаем выбрать профессию и проводим карьерное консультирование для тех, кто хочет заниматься любимым делом и стать успешным профессионалом;

2. Предпринимательство в профориентации. Помогаем развивать бизнес в профориентации: франшизы, обучение, консультации;

3. Профессиональное сообщество. Развиваем клуб профориентологов для обмена опытом, нетворкинга и поддержки.

В самом начале нашей совместной работы над проектом мы твёрдо для себя решили распределить обязанности и определить зоны ответственности каждой из нас. Обязанности распределяли исходя из компетенций, навыков и уровня знаний по каждому направлению, так как именно такой подход к управлению совместным бизнесом может положительно сказаться на развитии компании, в чём мы лично смогли убедиться. Так Наталья Серпионова взяла на себя управление коммерческим сектором, Вероника отвечает за создание продуктов компании и процессы обучения клиентов, а Наталия Винокурова выстраивает внешние коммуникации и занимается продвижением проекта в медийном пространстве. В общую зону ответственности у нас входит генерация идей, разработка ключевых программ и стратегия развития проекта.

Вся прибыль между нами всегда делится на три равные части. Здесь у нас всё просто.

Реализация проекта

Первые инвестиции были в размере 5000 рублей на приобретение флипчарта и на регистрацию Общества с ограниченной ответственностью «Пункт Б». На первых этапах развития проекта мы руководствовались очень простым принципом: «Сэкономленное — это тоже заработанное». Мы старались, чтобы наш бизнес развивался органически.

Когда в 2015 году мы захотели реализовать один системный проект в теме выбора профессии с детьми из детских домов, то обратились в несколько корпоративных благотворительных фондов с письмом, в котором была просьба о поддержки нашей инициативы, и мы нашли тогда такой фонд. Проект был успешно реализован.

Дополнительные вложения понадобились на PR нашего проекта и на развитие нашей экспертности: обучение, повышение квалификации, посещения и выступления на конференциях и форумах. И сейчас нашим партнёрам, которые развивают свои проекты в сфере дополнительного образования мы всегда говорим: «Вкладывайте деньги в себя и в свою экспертность». В нашей сфере это принципиально важно.

Непредвиденными расходами при создании проекта были поездки на конференции и форумы, куда нам очень хотелось попасть, чтобы сделать наши продукты ещё лучше.

Как из волонтёрского объединения мы смогли построить социальный бизнес и создать партнёрскую сеть в РФ и СНГ

Развитие проекта

Путь становления не был для команды достаточно лёгким, но нас всегда мотивировала идея создаваемого проекта и формирование вокруг него комьюнити, состоящего из профессионалов, родителей и детей, которые способны изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своих близких. Стоит отметить, что финансовая мотивация не была у команды на последнем месте, ведь социальное предпринимательство не может существовать без получения прибыли, в чём мы окончательно убедились, участвуя в программе «Инкубатор» фонда поддержки социальных инициатив «Навстречу переменам».

В тот период основная задача для нас заключалась в том, чтобы перейти от социального проекта в коммерческий. Участие в «Инкубаторе» позволило нам увидеть и понять процессы перехода в коммерческую деятельность, при этом сохраняя социальную составляющую. Мы начали зарабатывать на продаже своих услуг, что привело к финансовому развитию проекта и выходу на полную самоокупаемость.

Переход в онлайн-образование стал для нас следующим немаловажным этапом развития, который позволил выйти на региональный и международный уровень обучения. Адаптируя нашу образовательную программу под онлайн-курсы, мы ставили перед собой цель — организовать и выстроить обучающие процессы так, чтобы как можно большее число студентов проходили всю программу обучения и в дальнейшем доказывали на деле её эффективность.

Сегодня по некоторым потокам доходимость студентов до конца программы составляет 91%, а в среднем этот показатель равен 60-70%. Подтверждают эффективность программы через 2 года порядка 77% студентов.

Дополнительно своим студентам мы даём большую базу для продвижения и монетизации полученных у нас знаний, а также закладываем в их сознание основы предпринимательского мышления, работаем над тем, чтобы они получали предпринимательские навыки, которые позволят им реально зарабатывать после прохождения наших курсов, а не просто получить очередную корочку об образовании и положить её на полку.

Основные расходы при развитии проекта были связаны с повышением уровня нашей экспертности и продвижением проекта (одна поездка на международную образовательную конференцию EdCrunch, например, могла нам стоить 80 000–100 000 рублей, если считать билеты, проживание и питание). Так как у нас интеллектуальный бизнес нам важно много вкладывать в себя и в развитие своих компетенций. Если мы принимаем решение и говорим, что в нашей программе будет модуль по работе с темой выбора профессии через философские практики, то мы организуем для своей команды и своих партнёров стажировку в Париже у мирового эксперта по развитию критического мышления доктора философии Оскара Бренифье. А это стоит больших денег!

Трудности и проблемы в развитии проекта

В начале нашего предпринимательского пути мы сталкивались с трудностями в привлечении клиентов, выстраивании бизнес-процессов и налаживании регулярного поступления финансовых потоков для масштабирования проекта. Первое время, когда мы работали только в офлайн и самостоятельно занимались продажами, у нас не было большого количества клиентов и иногда случалось так, что мы не могли набрать полную тренинговую группу. Все эти трудности стало решать намного легче, когда мы смогли создать полноценный отдел продаж с квалифицированными специалистами. Поэтому очень важно, особенно в самом начале развития проекта, привлекать в команду профессионалов, которые смогут закрывать самые ключевые потребности компании — это то, на чём точно не стоит экономить.

Большой проблемой для нас было желание реализовать одновременно как можно больше идей в нашем проекте, что приводило к расфокусировке внимания над главными задачами. В последующем мы отказались от подобного подхода и сфокусировались на одной понятной идеи, которую удачно масштабировали, и только после этого переходили к реализации следующей.

Сейчас же основная наша проблема связана с постоянно меняющимися условиями современной реальности, которые требуют умения быстро перестраиваться и адаптироваться. Такие процессы невозможно преодолеть без регулярного обучения и всестороннего развития.

Как из волонтёрского объединения мы смогли построить социальный бизнес и создать партнёрскую сеть в РФ и СНГ

Продвижение проекта

С переходом в онлайн нам пришлось перестраивать процессы продвижения проекта, так как те инструменты, которые мы использовали в офлайн, не смогли бы генерировать необходимый поток клиентов. Мы начали изучать таргетированную рекламу, способы продвижения в соцсетях, Email-маркетинг, чат-боты в Telegram и прочее. Очень эффективным инструментом продвижения стал для нас комьюнити-менеджмент, который работает как в офлайн, так и в онлайн. Мы собрали вокруг себя большое сообщество — более 1000 участников, с которыми бесплатно делимся всевозможными полезными материалами, а участники обмениваются друг с другом опытом, достигнутыми результатами и самостоятельно добавляют новых пользователей, которые в дальнейшем становятся нашими клиентами или партнёрами.

Ошибки социальных предпринимателей

Социальные предприниматели очень часто уходят с головой в решение социальных проблем, оставляя на втором плане саму суть предпринимательства, в то время как классический предприниматель ясно понимает, что он идёт в бизнес за прибылью, и если её нет в проекте, то он его закрывает. В социальном предпринимательстве может абсолютно не быть прибыли и проект будет работать в убыток, но его владелец продолжит им заниматься и доказывать всем, что деньги здесь не так важны, так как он, прежде всего, делает мир лучше. Но только такую модель уже нельзя отнести к социальному предпринимательству, ведь она больше подходит к благотворительности или хобби для души.

Поэтому очень важно в социальном предпринимательстве соблюдать баланс между решением социальных проблем и ведением предпринимательской деятельности.

Эпилог

Сегодня «Пункт Б» — это 107 партнёров, работающих по франшизе в России и СНГ, а также более 10 000 клиентов, прошедших наши курсы по профориентации и выбору профессии. Проект существует не только за счёт расширения партнёрской сети, но и за счёт продажи курсов, а также привлечения грантов. За время нашей работы мы собрали достаточно большую образовательную базу, материалами которой делимся абсолютно бесплатно на различных площадках — сайт проекта, семинары, вебинары и прочее.

14
13 комментариев

По больше бы таких людей неравнодушных и замотивированных помогать другим )

2
Ответить

когда в 2012 году мы начали проводить в детских домах Новосибирска первые программы по выбору профессииМы примерно в это время начали проводить подобные и другие программы для детей из детских домов и РЦ в Перми. Но движуха распалась лет 5 назад :)

2
Ответить

Спасибо вам за то, что вы делаете! Социальный предприниматель меняет мир вокруг себя к лучшему!

2
Ответить

Денис, спасибо вам за комментарий!

Ответить

душа радуется после прочтения таких статей!вы супер молодцы, спасибо вам, за ваше дело

2
Ответить

Олег, спасибо вам огромное! Стараемся!

Ответить

9 лет назад, когда перед поступлением хотел удостовериться в своем выборе, с профориентацией в Москве все было грустно: дорого, очень долго и очень скучно.

Круто, что в России есть проекты, которые борются с этой проблемой и выводят профориентацию на новый уровень.

2
Ответить