Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

В начале весны ритейлеры заявляли о многократно возросших продажах электросамокатов, но предварительные итоги сезона выглядят не такими радужными. А будущее рынка в России и вовсе вызывает много вопросов.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Приветствую уважаемых читателей! Меня зовут Кирилл Семенов – и я возглавляю направление персонального электротранспорта в компании Neoline. А именно – разработку и производство электросамокатов. За прошедшие почти полгода на этом рынке в России произошел ряд интересных событий с неочевидными выводами – о чем мне и хотелось бы рассказать в данной статье.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Отрицательный интерес

Пик спроса на электросамокаты в России обычно приходится на конец весны – начало лета, после чего резко падает и выходит на «плато» до весны следующего года. В 2022 году из-за череды всем известных событий нам было крайне интересно увидеть, как и потребители, и наши конкуренты отреагируют на происходящее.

В начале мая российская розница бодро отрапортовала, что за январь-апрель 2022 года было продажно примерно вдвое больше электросамокатов, чем годом ранее. В частности:

  • Группа «М.Видео-Эльдорадо» заявила о двукратном росте продаж электротранспорта в штучном выражении (85% – электросамокаты) за январь-апрель 2022 года;
  • Об уровне спроса х2 сообщили Ozon и Яндекс.Маркет;
  • Рост на 91% подтвердил Ситилинк;
  • О восьмикратном росте продаж электросамокатов и гироскутеров сообщил «Сбермегамаркет»;
  • Wildberries – спрос на электросамокаты с 13 февраля по 13 марта вырос на 235%.

Объяснялось это как в принципе непрерывным ростом интереса к данному виду транспорта, так и желанием россиян заблаговременно спланировать покупку и встретить потепление в полной готовности к поездкам.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Среди названных ритейлерами причин роста продаж мне хотелось бы выделить выбор следующего электросамоката после первого, как правило недорогого и «базового». С полученным опытом пользователи понимают, что хотят колеса покрупнее для лучшей амортизации, более емкий аккумулятор, да и в принципе более надежный во всех аспектах аппарат. Если в 2021 году 72% потребителей приобретали в нашем интернет-магазине электросамокаты Neoline как свой первый электротранспорт, то за первое полугодие 2022 года этот показатель упал до 54%. То есть, теперь почти каждый второй потребитель обращался к нам за тем самым «следующим» электросамокатом.

Это логичное следствие того, что средний чек в зависимости от розничной площадки колеблется и в целом изменился за год крайне незначительно, закрепившись в районе 25 000 рублей. Где и присутствуют те самые модели начального уровня, в которых с одной стороны есть ожидаемо слабые характеристики вроде мизерного реального пробега до 15 км. А с другой, в силу все того же ценового фактора, встречается полный набор типовых проблем от повсеместного люфта и банально некачественной сборки до дешевых комплектующих, например, быстро выходящих из строя батарей.

Уже по озвученным показателям роста спроса очевидно, что в 2023 году количество и доля покупателей замены своего текущего электросамоката будет еще больше. И это логично. Скажем, в автомобильном мире преимущества «нормальной» первой машины более очевидны обычному покупателю. Тогда как в среде персонального электротранспорта чаще всего потребитель желает на личном опыте убедиться, что за вроде бы очень похожими внешне аппаратами за 20 000 рублей и за 50 000 рублей лежит огромная пропасть.

Что с ценами?

Представители ритейла называли одним из драйверов ажиотажного спроса ожидание повышения цен. И желание потребителей успеть сделать покупку до того как производители отреагируют на валютные колебания. Этот момент отлично виден в прозрачной и сухой статистике Wordstat Yandex.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

В сравнении с 2021 годом, в 2022 году как раз только февраль и март показали положительную динамику. Очевидно, совпала совокупность факторов – и упомянутое ожидание роста цен, и в принципе желание заранее спланировать покупку к весне.

В то же время не хотелось бы драматизировать, но вордстат недвусмысленно отражает серьезное фактическое падение интереса публики к электротранспорту. Во всяком случае, в текущем сезоне. В нормальной ситуации стоило ожидать как раз роста количества поисковых запросов на 15-20%. Однако в апреле-мае рынок не только потерял весь потенциальный рост, но и рухнул в минус. Можно было бы предположить, что весь рост продаж в количественном выражении ушел в февраль-март. Не получается – тогда бы наступивший год заметно выигрывал по запросам по сумме месяцев. Этого же, как видим, не произошло.

В качестве краткосрочного прогноза я могу предположить, что пик сезона сдвинется с мая на июль или даже август, и рынок доберет то, что упустил в конце весны. Как раз по причине того, что ситуация с ценами, насколько это возможно, «устаканилась». В марте-апреле производители и продавцы зачастую закладывали впечатляющие ожидания по рискам, поэтому прибавка к цене доходила до 70-80%. Если же сравнивать цены июня с январем – картина выглядит более чем приемлемой. В отдельных случаях удорожание доходит до +30%, но по большому количеству популярных в России моделей не превышает даже 15%, а где-то даже 5%. И все это – на фоне продолжающихся сложностей с логистикой, объективным удорожанием комплектующих.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Конкретно в случае Neoline модельный ряд третьего поколения состоит из двух моделей, Neoline T26 прибавил всего 9% до 43 990 рублей, а Neoline T28 – 14% до 49 990 рублей. Причем окончательные цифры обусловлены не только озвученными выше и не зависящими от нас факторами, но и массой внедренных улучшений. Например, продвинутой 4-уровневой защиты от влаги, грязи и песка. Однако, как говорится, «чужая душа — потемки» – в то же время основной аппарат-конкурент (обойдемся без конкретных имен) подорожал на 23% и вместо прежних ~50 000 предлагается минимум за 65 000 рублей.

Существует неиллюзорная вероятность, что настоящее «веселье» с ценами еще впереди. В начале мая стало известно о том, что Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ») при участии дептранса Москвы уже подготовили первую версию ГОСТа с требованиями к «электрическим средствам индивидуальной мобильности». Проще говоря – стандарт с набором требований, по которым планируется в обязательном порядке сертифицировать все без исключения ввозимые в РФ электросамокаты (а также моноколеса и гироскутеры).

Это настолько болезненная тема для огромного количества импортеров электросамокатов, что в случае реального введения такого ГОСТа цены на модели автоматически получат примерно +20%. В выигрыше останутся те, кто изначально ввозил продукцию исключительно «в белую», включая Neoline. То есть, наши цены останутся неизменными.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Кстати, к нынешней версии ГОСТа есть очень много вопросов, которые частично поднял в своем обзоре документа ведущий независимый эксперт по СИМ Михаил Денисов.

Один из самых интересных моментов – в ГОСТе прописано требование установки в каждом электросамокате тех же систем отслеживания местоположения и ограничения скорости в определенных геозонах, что сейчас применяются в шеринговых моделях. Проблема в том, что дооборудовать подобными системами уже выпущенные/проданные электросамокаты невозможно. Разработка же новых, подходящих под требования такой сертификации, - процесс небыстрый. Однако мы в Neoline уже занимаемся проектированием электросамокатов, которые удовлетворят и таким запросам ГОСТа.

Отметим, что мы поддерживаем повышение безопасности на тротуарах, но в то же время за 2021 год в России было выписано 124 млн штрафов за превышение скорости. По статистике ВОЗ, 30‒50 % смертей в результате ДТП связаны именно с нарушением скоростного режима. Однако к автомобилям почему-то не торопятся предъявлять столь же строгие принудительные меры контроля как к электросамокатам.

В конце концов, у нас как у производителя есть полное непонимание того, как можно вести разработку подобных документов, не привлекая к ним непосредственно участников рынка или хотя бы не устраивая с ними круглый стол.

А судьи кто?

С происходящим на рынке ознакомились – теперь расскажем о себе. Компания Neoline уже 16 лет специализируется на разработке автоэлектроники, в частности видеорегистраторов, радар-детекторов и гибридов. Кстати, мы до сих пор остаемся единственным производителем, чей гибридный регистратор получил награду Red Dot Design Award.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Казалось бы, что мы забыли на рынке электросамокатов? Но примерно этот же вопрос нам задавали конкуренты в 2011 году, когда был выпущен наш первый радар-детектор («рынок уже поделен», «вы вообще куда» и т.д.). Спустя годы Neoline стал бессменным технологическим лидером в данной отрасли. В настоящее ситуация повторяется в сфере персонального электротранспорта.

Идея создания собственного электросамоката «зрела» в команде Neoline почти год. Произошла совершенно типичная ситуация для опытных разработчиков – когда вы желаете купить какую-либо вещь для личного пользования и понимаете, насколько далеко от совершенства все, что предлагают другие производители. Так было и с электросамокатами – отдел R&D Neoline не переставал удивляться тому, как лидеры рынка предлагают настолько очевидно непродуманные решения в своих моделях. Как гласит поговорка, хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам.

В 2019 году Neoline провел в России онлайн-опрос среди владельцев электросамокатов с опытом эксплуатации от одного года – на предмет выявления самых существенных и раздражающих недостатков их техники. Самые популярные ответы подтвердили наше видение и стали основой для авторской концепции Neoline городских электросамокатов повышенного комфорта. Сразу уточню, что здесь мы подразумеваем класс моделей мощностью ~350 Вт для передвижения по тротуарам и обладающих достаточной надежностью для повседневной эксплуатации.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

В нашей концепции нет ничего гениального или фантастического – ничего не мешало другим компаниям хотя бы в 2022 году прислушаться к рекомендациям потребителей и так же, как и мы, воплотить их в жизнь в рамках одной модели. Вместо того чтобы создавать типичную линейку из десятка аппаратов, по которым удачные характеристики словно разбросаны рандомно.

Особенность №1. Чаще всего потребители жаловались на полнейшее отсутствие амортизации из-за маленьких и узких колес 8”/1,9”. Они (колеса, а не потребители) делают предельно жесткой и некомфортной поездку в городе по типичным тротуарам. Которые, за редким исключением, представляют собой череду разной степени разбитой плитки, треснутого или неровно уложенного асфальта, а также грунтовых дорожек с камнями и корнями, особенно в многочисленных новых кварталах в бывшей лесополосе.

Ровно уложенная свежая мелкая плитка – вариант ничуть не лучше, так как поездка по ней при 8-дюймовых колесах напоминает заезд по стиральной доске.

Решение в моделях Neoline номер один – крупные 10,5-дюймовые колеса, номер два – широкие покрышки 2,8 дюйма (привет владельцам полуфэтов), номер три – бескамерные tubeless для дополнительной амортизации за счет возможности ездить при пониженном давлении.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Без привязки к моделям Neoline – приведу мнение известного YouTube-блогера по тематике электросамокатов FastMotion, который перевел свой аппарат с камерных 8-дюймовых на tubeless 10-дюймовые покрышки.

За счет увеличенного диаметра и возможности ездить с пониженным давлением повысился сильно комфорт, тротуарная плитка не чувствуется теперь совсем. Данные покрышки не перетирают камеры и в два раза дешевле стоковых. За счет большего пятна контакта с дорогой сильно повысилась устойчивость, зимой такие покрышки скользят намного меньше. Все тесты показали разницу в расходе батареи 1-3%, в пределах погрешности.

FastMotion

И это даже не 2,8”, а гораздо более узкие покрышки!

Следующей важной особенностью стала защита от проколов – если залить через ниппель немного герметика, он будет купировать отверстия диаметром до 6 мм. При проколе камеры или если она перетерлась, не придется обращаться в сервис, покупать и менять ее.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Почему бескамерные покрышки остаются величайшей редкостью в стоке, для нашей команды все еще большая загадка. В отличие от велосипедов, здесь не нужен специализированный обод, проклейка ободной ленты. Другими словами, такой подход в производстве банально дешевле камерного варианта и выгоднее как для бренда, так и для потребителя.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Особенность №2. Вторая по популярности жалоба опытных владельцев электросамокатов – отсутствие в большинстве моделей хоть какой-либо защиты от влаги и пыли/грязи. Поэтому в случае, к примеру, внезапного дождя, аппарат приходится прятать до лучших времен, в том числе пока не высохнут лужи. Либо выкладываем в сервисе до 9 000 рублей за гидроизоляцию.

Некоторые производители указывают влагозащиту IPX5, но при ближайшем изучении оказывается, что это касается только помещенного в герметичный чехол аккумулятора с герметизацией отверстий вывода проводов. У нас такая защита присутствовала уже с первого поколения в 2020 году, в дополнение к наличию на всех платах трехслойного изоляционного лака.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя
Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

В 2022 году мы пришли к продвинутой комплексной гидроизоляции. Помимо указанной защиты батареи и плат, присутствуют резиновые пыльники для «охраны» подшипников и мотор-колеса, а также гидроизоляция деки и отверстий ввода кабелей.

Особенность №3. Когда не знаешь, что такое «хорошо», зачастую «плохо» воспринимаешь как «норма». Как это и происходит с клиренсом в электросамокатах, который обычно составляет всего 7-7,5 см, в редких случаях доходит до 11 см (конечно, за исключением двухподвесных моделей).

На первый взгляд кажется, что это не так важно и имеет значение разве что для внедорожных заездов. На деле же типичная городская среда – это обилие довольно высоких бордюров. С «пузотерками» постоянно приходится спешиваться, на руках поднимать их полностью при заезде либо долго придерживать на весу при съезде.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Поэтому мы поработали над рамой так, чтобы добиться высокого дорожного просвета – в передней части деки он составляет 14 см, а в задней почти 12 см. В результате можно либо вообще не спешиваться при встрече с бордюром, либо не придется постоянно держать/приподнимать электросамокат на руках.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Хотя на offroad-участках такой клиренс безусловно позволяет не бояться корней и крупных камней.

Особенность №4. Как известно, у всех городских велосипедов рукоятки руля значительно загнуты назад. В «горных» моделях это менее выражено, но backsweep-загиб также присутствует.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Потому что именно с ним снимается напряжение с локтевого и срединного нерва. Это предотвращает боль в запястье, а также затекание пальцев рук или части ладони.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

В электросамокатах в 99% случаев производители идут по пути наименьшего сопротивления, поэтому рули – сугубо прямые. Мы же разработали рулевой блок так, чтобы ручки ввинчивались в него с загибом в 12 градусов и не травмировали кисти райдера.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

С этой же целью мы отказались от традиционной педали газа под большой палец. Вместо нее был внедрен курок под указательный, который требует гораздо меньше усилий и не держит палец в напряжении. Также наш вариант не фиксирует кисть в одном-единственном положении и позволяет свободно выбирать варианты хвата грипс, чтобы кисть не затекала. Подобные курки часто встречаются в мощных электросамокатах, но с не самой удачной реализацией – «газ» располагается далеко от руля и к тому же заходит почти на половину грипсы, что мешает удобному удерживанию.

Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя

Постскриптум

Спустя три года после выпуска первой линейки мы сократили список моделей с четырех до всего одной «эталонной», в версиях с пробегом до 40 и до 50 км. Мы принципиально не желаем играть в низком ценовом сегменте со сплошными компромиссами, но и «залезать» в дорогостоящие мощные электросамокаты для дорог общего пользования не собираемся. Просто потому, что в городской среде наиболее востребованы именно «тротуарные» модели.

С другой стороны, знаний и опыта много не бывает, поэтому я был бы признателен уважаемым читателям vc.ru за ваше мнение о том, каким должен быть эталонный электросамокат для города и чего не хватает нынешним моделям.

7272
326 комментариев

Персональный электротранспорт - это перспективно.
Но! Даже в Анапе(!), где можно ездить на таких штуках круглый год, просто НЕТ инфраструктуры, вообще. В результате - аварии, недовольство, запреты.
Хотя сейчас в тренде принудительный отказ от машин будет, так что может на освободившиеся полосы пустят самокатчиков и всех остальных.

25

Я могу ошибаться, но мой взгляд очень часто проблема не в инфраструктуре, а в полнейшем отсутствии культуры вождения электросамокатов. Бесконтрольное чувство скорости без усилий чревато, увы.

38

"НЕТ инфраструктуры, вообще. В результате - аварии"
..
С одной стороны, аварии потому, что нет инфраструктуры.
С другой - потому, что при отсутствии инфраструктуры люди ведут себя так, будто она есть.
Это, знаете, как рассуждать "раз тира нет, я тут постреляю".

7

Даже на великах по городу особо не поездишь. Если ты не в Москве конечно

я за полный законодательный запрет самокатов или какую-то бюрократическую историю с правами, обучением и правилами вождения и т.д.

28

Заминусили и очень зря. Категорию М хотя бы, которая открывается с 16 лет и довольно легка в обучении, выделить под все самосходное реально не помешало бы. Меня два раза сбивали еб..е самокатчики. Один раз чувак втыкаю в телефон вместо руления, другой раз девка резко зашла в поворот, испугалась, завизжала и вместо тормоза нажала на газ сильнее, ушибла мне ногу.

Знали бы базовые правила управления техникой, таких моментов бы не было.

25

Мою маму сбил велосипедист удод. На огромной скорости мчал по тротуару и сбил ее на перекрестке, сломал руку, упал извинился и умчал в неизвестном направлении.

Почему до сих пор не запретили велосипеды или не выдают права на их вождение?

С Самокатами прямая аналогия думаю - скорости и масса примерно те же.
Я за аккуратное внимательное вождение в обоих случаях, но как этого добиться?

6