Бизнес с другом: как сохранить отношения и не разориться

Вчера были друзьями, а сегодня — заказчик и исполнитель. Я прошел этот путь. В январе 2020 года открыл дизайн-студию Бред, а в 2023 году студию печати стикеров Бред Стикерс в городе Орел. Среди первых заказчиков были друзья, которым мы сделали логотипы, фирменный стиль, напечатали стикеры и наклейки в Орле и т. д. Со всеми мне удалось сохранить дружеские отношения, хотя порой это было и непросто.

Бизнес с друзьями: возможные варианты

Вариант 1: Друзья вместе открыли бизнес. Данный кейс я рассматривать не буду, потому что он заслуживает отдельной статьи.

Вариант 2: Один друг открывает бизнес, а второй приходит к нему за товаром или услугой. Друг-заказчик хочет максимальные скидки или бесплатные услуги. Именно об этой схеме я расскажу. На мой взгляд, она гораздо чаще встречается, чем первая. К тому же подпитана собственным опытом.

4 моих принципа работы с друзьями:

1. Договаривайтесь о работе по себестоимости. Например, для компании Раскат, которые занимаются натяжными потолками, мы делали брендбук и печатали стикеры. Владелец Раската — Влад, мой друг со школы. Я посчитал, сколько стоит работа графического дизайнера, моушн-дизайнера и озвучил цену. Разработка концепции, исследования конкурентного рынка и менеджмент проекта, которые на тот момент делал я один в дизайн-студии, обошлись Владу бесплатно. Но работа моих сотрудников и закупочная стоимость пленки для стикеров должна быть оплачена. Кейс здесь.

Брендинг для компании Раскат
Брендинг для компании Раскат

2. Обсудите детали на берегу. Этот пункт неразрывно связан предыдущим. Очень малая часть работ в бизнесе бывает бесплатной. Объясните, сколько стоят расходные материалы или час работы привлеченного специалиста на этапе обсуждения проекта. Выставление счета постфактум с высокой вероятностью повлечет недовольство и ругань.

Кстати, еще один кейс, который я делал с большими скидками, это дизайн для моих приятелей — кальянной Jager Lounge. Мы отрисовали логотип и стикер для мессенджеров с персонажем.

Логотип и стикер для Jager Lounge
Логотип и стикер для Jager Lounge

3. Предложите софинансирование от третьих лиц. Например, в нашем регионе работает центр “Мой бизнес”. Дизайн-студия Бред и студия печати стикеров в Орле Бред Стикерс являются партнерами организации, поэтому я знаю, как работает софинансирование. Для ИП или самозанятых центр предлагает меры поддержки бизнеса: 80% стоимости за услуги оплачивает “Мой бизнес” и только 20% необходимо доплатить самому заказчику. Поскольку у нас заключен договор с компанией “Мой бизнес”, я часто направляю в эту организацию знакомых. В итоге клиент знает, кто выполнит его заказ, при этом понесет минимальные затраты.

4. Используйте бартерные схемы. Снова вернусь к примеру с Владом и компанией “Раскат”. Влад делал натяжные потолки в доме моих родителей, за монтаж денег не взял. Мы заплатили только за материалы. Win-win: я разрабатываю концепцию для будущей компании друга, он помогает мне с ремонтом.

Если вы можете что-то сделать условно бесплатно для своих друзей — делайте. Помогайте развиваться им и одновременно формируйте портфолио и имидж для себя.
Безусловно, это не все кейсы, которые мне приходилось делать для друзей. Но рассказывать о каждом — долго, да и суть от этого не поменяется.

Бизнес с другом: как сохранить отношения и не разориться

Почему нельзя работать бесплатно

Во-первых, это путь к выгоранию. Правильнее говорить — переутомлению. В силу внешних обстоятельств: недооцененность, низкая зарплата или ее отсутствие, желание помочь всем, человеку трудно организовать себе достойный отдых, отвлечься от рабочих вопросов. Признаками переутомления служат безразличие и даже негатив к обязанностям, неудовлетворенность деятельностью, отсутствие сил и обесценивание себя, как профессионала. Ну о каком успешном бизнесе может идти речь.

Во-вторых, это обесценивание работы на рынке в целом. “Бесплатный” специалист дискредитирует всех коллег в своей области. Работать бесплатно — это худшее, что можно сделать для развития конкретной сферы.

В-третьих, зачастую хромает качество. Бесплатный проект может стать обузой на определенном этапе. Качественно довести до конца — нет желания, а бросить на полпути — совесть не позволяет. Можно сравнить с чемоданом без ручки: и бросить жалко, и нести неудобно.

Когда допустимы бесплатные проекты:

  • Волонтерство
  • Самообразование
  • Репутационный или имиджевый проект

Необходимо всегда оценивать контекст, свои возможности и цели.

Поделитесь вашими кейсами. Приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда друзья обращались за помощью вашей компании? Как решали вопросы?

88
7 комментариев

Лучше уж с друзьями бизнес, чем с родственниками

Ответить

Ну не знаю тут можно поспорить,а если в общем взять ,то ни с родственниками ,ни с друзьями лучше бизнес не открывать

1
Ответить

итог один - через время продаёшь свою часть бизнеса другу

Ответить

с друзьями в бизнесе надо быть аккуратными ,щепетильное дело

Ответить

Хорошие советы! Сам с недавнего времени стал их придерживаться и жалею, что не пришел к этому раньше)

Ответить

Я считаю неправильным продавать/покупать у друзей по себестоимости. Со скидкой, с неким индивидуальным подходом - да, по себестоимости - нет. Это неуважение - мол я у тебя куплю только если ты дашь мне внерыночные условия.

Ответить