(Дикие) ягодки – империя Wildberries наносит очередной удар

Стать акулой бизнеса в России непросто — в гигантском этом водоёме не счесть подводных камней, запутанных лабиринтов из рифов и областей высокого давления, в которых выживают только самые сильные и приспособленные. Однако те, кому это всё же удалось, в награду получают в своё распоряжение целый мир со всеми его обитателями. Тут-то и возникает соблазн превратить некогда нейтральные воды в собственное охотничье угодье, жадно поглощая всех и вся, не считаясь с писаными и неписаными правилами (логика проста: правила для планктона, а не для больших хищников). Чаша сия не минула и гиганта отечественного онлайн-ритейла — Wildberries.

Компания не нуждается в представлении: шанс встретить человека, который никогда о ней не слышал, столь же мал, как найти сокровище на дне морском. Кстати о несметных богатствах: по словам представителей Wildberries, в первом полугодии 2022 г. их чистый оборот вырос на внушительные 94% до 628,7 млрд рублей, при этом в штуках рост продаж товаров составил 77%. Во II квартале 2022 г. оборот достиг 340,1 млрд руб. (+92%), что стало новым историческим максимумом.

Казалось бы, что плохого в том, что компания бьёт собственные рекорды и крепнет год от года? И здесь самое время вспомнить уроки биологии: жизнеспособность всякой экосистемы зависит не от отдельных живых организмов — пусть даже и очень сложно устроенных — но от всех и каждого. Негативные процессы даже на самом низшем уровне неизбежно скажутся на тех, кто прочно занял место на вершине этой пирамиды.

Что же мы видим в случае с Wildberries? Поставщики, без которых компания не обрела бы нынешнего своего статуса, воспринимаются ею сугубо инструментарно: они не более, чем средство для достижения собственных амбициозных целей, не партнёры, а добыча, от которой можно откусывать по чуть-чуть при каждом удобном случае, а когда та воспротивится, проглотить её целиком.

Представим, что вы — поставщик. При регистрации для работы с рителейром вы должны заплатить 30 000 рублей (ещё в сентябре сумма была в 3 раза меньше), и этих денег вы больше не увидите никогда — даже в случае прекращения сотрудничества. Акульи аппетиты компания пытается оправдать «борьбой с мошенниками». Да вот только тем самым бьёт как раз по честным поставщикам — в полном соответствии с принципом «бей своих, чтобы чужие боялись».

Но и это ещё не всё: спустя месяц «бездействия» ваш кабинет может быть заблокирован как «неактивный». Что делать? Конечно, послушно внести в кассу ещё 30 тысяч для разблокировки. При этом в оферте нет ни слова ни о критериях этой самой «неактивности», ни о сроках, которые должны пройти для блокировки кабинета: детали новых правил можно узнать только постфактум, пройдя семь кругов ада в виде проигнорированных обращений, отписок и невнятных комментариев в чате с компанией. Не будем голословными — ниже приведён фрагмент одной из таких переписок:

(Дикие) ягодки – империя Wildberries наносит очередной удар

А вот и ответ представителя компании:

(Дикие) ягодки – империя Wildberries наносит очередной удар

Подобных «конструктивных» диалогов тысячи — ошарашенные таким «сюрпризом» поставщики обращаются к Wildberries, чтобы получить один и тот же куцый бездушный ответ. Вот история одной из пострадавших от нововведений:

Тишина в диалогах с представителями компании больше всего походит на минуту молчания по очередному усопшему из-за действий Wildberries бизнесу. Ситуация, когда поставщику приходится узнавать о кардинальных изменениях в «правилах игры» от других пострадавших, да ещё и фактически платить «штрафы» (как бы они ни назывались) за то, о чём он не знал и не мог знать, кажется абсурдом, сюром и дурным сном. Однако же это самая что ни на есть осязаемая реальность: за каждым подобным ударом стоят совсем не иллюзорные убытки, растраченные попусту нервы и упущенное время.

Подобная реальность даже хуже кошмара, потому что всякий сон, в том числе и очень страшный, рано или поздно заканчивается. А эксперименты Wildberries, похоже, нет. 18 октября компания объявила о том, что с 3 ноября (обращаем внимание на дату) приёмка товаров на всех складах станет платной. После этого бочка с дёгтем, из которой ритейлер исправно потчевал своих «партнёров», наполнилась до краёв: во-первых, стоимость приёмки не зависит от стоимости товара. Что это значит? В случае с недорогими товарами поставщик может не получить и копейки запланированной прибыли — всё «съест» оплата приёмки. Во-вторых, уже через несколько дней, 27 октября в 11:00, вышел анонс, в котором сухо сообщалось о взимании платы за приёмку всех поставок, созданных после 11:00 того же самого дня! Правила были изменены, что называется, «на ходу», и поставщики были просто-напросто поставлены перед фактом (очевидно, что за одну минуту, даже моментально прочитав новость, они не могли ничего предпринять):

Ниже — крик души некоторых из тех людей, которых затронули эти внезапные изменения:

Также приводим более подробный комментарий от одного из поставщиков:

Подобное неуважение к поставщикам (да и к самим себе, к собственным обещаниям) — это не только вопрос этичности или же неэтичности бизнеса. Это вопрос сорванных планов, колоссальных убытков, загубленных бизнес-проектов. Такие отношения между компанией и теми, кого она снисходительно называет партнёрами, нельзя назвать здоровыми: в них явственно прослеживается нескрываемое потребительство и вещный подход к поставщикам. За каждым заблокированным и активным кабинетом на сайте, за каждым именем в переписке стоит живой человек, который хочет — и имеет право — вести прозрачный и эффективный бизнес, основанный на взаимном уважении. Но, похоже, желаниям этих людей сбыться не суждено. Wildberries начинает походить на финансовую пирамиду — в том смысле, что, однажды став её участником, выйти из неё без убытков смогут далеко не все.

Как ни прискорбно, но всё описанное в этой статье — лишь часть того, что уверенно тянет компанию на дно. Здесь можно вспомнить об увеличенной в два раза — до 50% — комиссии на все товары, о загадочных «потерях» на приёмке и о многом-многом другом. Можно сказать и о конкурентах, которые не дистанцируются от проблем поставщиков, не избегают ответов на неудобные вопросы и действительно дорожат репутацией. Можно. Но нужно ли? В какой-то момент, когда мелкие рыбёшки-поставщики (а следом за ними и покупатели) стройными косяками потянутся прочь, в более спокойные и чистые воды, даже самым кровожадным акулам бизнеса придётся самим, без подсказок, пересмотреть свой рацион. Впрочем, будет уже поздно.

И потому мы пишем эти строки, призывая Wildberries — пока ещё есть время и возможность — обратить внимание на творящийся разрушительный хаос. На наш взгляд, первым шагом должно стать возвращение бесплатной приёмки товаров до 3 ноября — ровно той даты, которую вы сами установили ранее, в анонсе от 18 октября. Так же мы просим рассмотреть возможность сделать стоимость приёмки товаров зависимой от категории товара и учитывать среднерыночную стоимость этих товаров, чтобы приёмка не была абсурдной и не приносила убытки поставщикам.

Основа здоровых отношений в бизнесе – это соблюдение договорённостей. Это позволяет двум сторонам понимать, что ожидать друг от друга и планировать свою дальнейшую деятельность. Очень важно при этом, чтобы существовали санкции, которые могут быть применены в случае несоблюдения договоренностей. А так как таких санкций в отношении Wildberries нет, то они могут делать всё, что удобно для компании. Необоснованные штрафы, наложенные на поставщиков, стоимость платной приёмки несоизмерима со стоимостью товара, многочисленные случаи потери товара, отсутствие обратной связи, нежелание решать проблемы, возникающие у поставщиков в процессе взаимодействия с площадкой. За всё это Wildberries должны нести ответственность.

1212
72 комментария

Ягодки гавно, Озон тема!

3
Ответить

А чем он отличается от ВБ? Такая же пирамида , такое же отношение к поставщикам . Поддержка есть , да . Работает ли она ? Наверное . Есть результат ? Нет. За сгоревший товар , так и не расплатились и сидят отмалчиваются , десятки тем про потерянные поставки , не компенсируются . Договорные обязательства работают только в одну сторону , поставщики должны , а ОЗОН ничего никому не должен.

2
Ответить

+15 баллов от Озона

2
Ответить

А Вы с озоном работали , есть желание туда перебраться

Ответить

плюсую, с ягодками как-то не подружилась, там постоянно какой-то бардак творится

Ответить

Это голимый кейс для антимонопольщиков, 146% это понуждение (навязывание) к пользованию услугой (в чистом виде это касается только отношений с потребителями, но были разъяснения еще Президиума ВАС по подобным случаям и в любом случае, это разновидность злоупотребления правом со с стороны "дикИх" в силу ст. 10 ГК). Так что: "Пострадавшие, объединяйтесь!" (Составляйте групповой иск и вперед, в арбитраж! И попутно в ФАС)

3
Ответить

Виктор, большое спасибо за совет, Ваше мнение и что не остались в стороне !

Ответить