{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

(Дикие) ягодки – империя Wildberries наносит очередной удар

Стать акулой бизнеса в России непросто — в гигантском этом водоёме не счесть подводных камней, запутанных лабиринтов из рифов и областей высокого давления, в которых выживают только самые сильные и приспособленные. Однако те, кому это всё же удалось, в награду получают в своё распоряжение целый мир со всеми его обитателями. Тут-то и возникает соблазн превратить некогда нейтральные воды в собственное охотничье угодье, жадно поглощая всех и вся, не считаясь с писаными и неписаными правилами (логика проста: правила для планктона, а не для больших хищников). Чаша сия не минула и гиганта отечественного онлайн-ритейла — Wildberries.

Компания не нуждается в представлении: шанс встретить человека, который никогда о ней не слышал, столь же мал, как найти сокровище на дне морском. Кстати о несметных богатствах: по словам представителей Wildberries, в первом полугодии 2022 г. их чистый оборот вырос на внушительные 94% до 628,7 млрд рублей, при этом в штуках рост продаж товаров составил 77%. Во II квартале 2022 г. оборот достиг 340,1 млрд руб. (+92%), что стало новым историческим максимумом.

Казалось бы, что плохого в том, что компания бьёт собственные рекорды и крепнет год от года? И здесь самое время вспомнить уроки биологии: жизнеспособность всякой экосистемы зависит не от отдельных живых организмов — пусть даже и очень сложно устроенных — но от всех и каждого. Негативные процессы даже на самом низшем уровне неизбежно скажутся на тех, кто прочно занял место на вершине этой пирамиды.

Что же мы видим в случае с Wildberries? Поставщики, без которых компания не обрела бы нынешнего своего статуса, воспринимаются ею сугубо инструментарно: они не более, чем средство для достижения собственных амбициозных целей, не партнёры, а добыча, от которой можно откусывать по чуть-чуть при каждом удобном случае, а когда та воспротивится, проглотить её целиком.

Представим, что вы — поставщик. При регистрации для работы с рителейром вы должны заплатить 30 000 рублей (ещё в сентябре сумма была в 3 раза меньше), и этих денег вы больше не увидите никогда — даже в случае прекращения сотрудничества. Акульи аппетиты компания пытается оправдать «борьбой с мошенниками». Да вот только тем самым бьёт как раз по честным поставщикам — в полном соответствии с принципом «бей своих, чтобы чужие боялись».

Но и это ещё не всё: спустя месяц «бездействия» ваш кабинет может быть заблокирован как «неактивный». Что делать? Конечно, послушно внести в кассу ещё 30 тысяч для разблокировки. При этом в оферте нет ни слова ни о критериях этой самой «неактивности», ни о сроках, которые должны пройти для блокировки кабинета: детали новых правил можно узнать только постфактум, пройдя семь кругов ада в виде проигнорированных обращений, отписок и невнятных комментариев в чате с компанией. Не будем голословными — ниже приведён фрагмент одной из таких переписок:

А вот и ответ представителя компании:

Подобных «конструктивных» диалогов тысячи — ошарашенные таким «сюрпризом» поставщики обращаются к Wildberries, чтобы получить один и тот же куцый бездушный ответ. Вот история одной из пострадавших от нововведений:

Тишина в диалогах с представителями компании больше всего походит на минуту молчания по очередному усопшему из-за действий Wildberries бизнесу. Ситуация, когда поставщику приходится узнавать о кардинальных изменениях в «правилах игры» от других пострадавших, да ещё и фактически платить «штрафы» (как бы они ни назывались) за то, о чём он не знал и не мог знать, кажется абсурдом, сюром и дурным сном. Однако же это самая что ни на есть осязаемая реальность: за каждым подобным ударом стоят совсем не иллюзорные убытки, растраченные попусту нервы и упущенное время.

Подобная реальность даже хуже кошмара, потому что всякий сон, в том числе и очень страшный, рано или поздно заканчивается. А эксперименты Wildberries, похоже, нет. 18 октября компания объявила о том, что с 3 ноября (обращаем внимание на дату) приёмка товаров на всех складах станет платной. После этого бочка с дёгтем, из которой ритейлер исправно потчевал своих «партнёров», наполнилась до краёв: во-первых, стоимость приёмки не зависит от стоимости товара. Что это значит? В случае с недорогими товарами поставщик может не получить и копейки запланированной прибыли — всё «съест» оплата приёмки. Во-вторых, уже через несколько дней, 27 октября в 11:00, вышел анонс, в котором сухо сообщалось о взимании платы за приёмку всех поставок, созданных после 11:00 того же самого дня! Правила были изменены, что называется, «на ходу», и поставщики были просто-напросто поставлены перед фактом (очевидно, что за одну минуту, даже моментально прочитав новость, они не могли ничего предпринять):

Ниже — крик души некоторых из тех людей, которых затронули эти внезапные изменения:

Также приводим более подробный комментарий от одного из поставщиков:

Подобное неуважение к поставщикам (да и к самим себе, к собственным обещаниям) — это не только вопрос этичности или же неэтичности бизнеса. Это вопрос сорванных планов, колоссальных убытков, загубленных бизнес-проектов. Такие отношения между компанией и теми, кого она снисходительно называет партнёрами, нельзя назвать здоровыми: в них явственно прослеживается нескрываемое потребительство и вещный подход к поставщикам. За каждым заблокированным и активным кабинетом на сайте, за каждым именем в переписке стоит живой человек, который хочет — и имеет право — вести прозрачный и эффективный бизнес, основанный на взаимном уважении. Но, похоже, желаниям этих людей сбыться не суждено. Wildberries начинает походить на финансовую пирамиду — в том смысле, что, однажды став её участником, выйти из неё без убытков смогут далеко не все.

Как ни прискорбно, но всё описанное в этой статье — лишь часть того, что уверенно тянет компанию на дно. Здесь можно вспомнить об увеличенной в два раза — до 50% — комиссии на все товары, о загадочных «потерях» на приёмке и о многом-многом другом. Можно сказать и о конкурентах, которые не дистанцируются от проблем поставщиков, не избегают ответов на неудобные вопросы и действительно дорожат репутацией. Можно. Но нужно ли? В какой-то момент, когда мелкие рыбёшки-поставщики (а следом за ними и покупатели) стройными косяками потянутся прочь, в более спокойные и чистые воды, даже самым кровожадным акулам бизнеса придётся самим, без подсказок, пересмотреть свой рацион. Впрочем, будет уже поздно.

И потому мы пишем эти строки, призывая Wildberries — пока ещё есть время и возможность — обратить внимание на творящийся разрушительный хаос. На наш взгляд, первым шагом должно стать возвращение бесплатной приёмки товаров до 3 ноября — ровно той даты, которую вы сами установили ранее, в анонсе от 18 октября. Так же мы просим рассмотреть возможность сделать стоимость приёмки товаров зависимой от категории товара и учитывать среднерыночную стоимость этих товаров, чтобы приёмка не была абсурдной и не приносила убытки поставщикам.

Основа здоровых отношений в бизнесе – это соблюдение договорённостей. Это позволяет двум сторонам понимать, что ожидать друг от друга и планировать свою дальнейшую деятельность. Очень важно при этом, чтобы существовали санкции, которые могут быть применены в случае несоблюдения договоренностей. А так как таких санкций в отношении Wildberries нет, то они могут делать всё, что удобно для компании. Необоснованные штрафы, наложенные на поставщиков, стоимость платной приёмки несоизмерима со стоимостью товара, многочисленные случаи потери товара, отсутствие обратной связи, нежелание решать проблемы, возникающие у поставщиков в процессе взаимодействия с площадкой. За всё это Wildberries должны нести ответственность.

0
72 комментария
Написать комментарий...
Kirill Rezraf

Ягодки гавно, Озон тема!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Владимирович

А чем он отличается от ВБ? Такая же пирамида , такое же отношение к поставщикам . Поддержка есть , да . Работает ли она ? Наверное . Есть результат ? Нет. За сгоревший товар , так и не расплатились и сидят отмалчиваются , десятки тем про потерянные поставки , не компенсируются . Договорные обязательства работают только в одну сторону , поставщики должны , а ОЗОН ничего никому не должен.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Павел Иванов

+15 баллов от Озона

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

А Вы с озоном работали , есть желание туда перебраться

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Мария Баринова

плюсую, с ягодками как-то не подружилась, там постоянно какой-то бардак творится

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виктор Осокин

Это голимый кейс для антимонопольщиков, 146% это понуждение (навязывание) к пользованию услугой (в чистом виде это касается только отношений с потребителями, но были разъяснения еще Президиума ВАС по подобным случаям и в любом случае, это разновидность злоупотребления правом со с стороны "дикИх" в силу ст. 10 ГК). Так что: "Пострадавшие, объединяйтесь!" (Составляйте групповой иск и вперед, в арбитраж! И попутно в ФАС)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

Виктор, большое спасибо за совет, Ваше мнение и что не остались в стороне !

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Валентина Голубова

Я прошла платную регистрацию , заплатила 30 и уже 10 дней не могу завершить регистрацию и попасть в личный кабинет!!!! Грабеж

Ответить
Развернуть ветку
Виолетта Комаревцева

Поделилась статьёй. Спасибо за подробный разбор.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

Большое спасибо , что не остались в стороне!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Маркетплейсы
На наш взгляд, первым шагом должно стать возвращение бесплатной приёмки товаров до 3 ноября — ровно той даты, которую вы сами установили ранее, в анонсе от 18 октября.

Куда складывать то?

Ответить
Развернуть ветку
Эля

Как все верно написано!

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

Вопрос не в том, куда складывать, а в том, что не соблюдаются договоренности. Если посмотреть лимиты по складам в штуках , то места везде есть, значит есть куда складывать.

Ответить
Развернуть ветку
D. Olko

Я так понял что мне писать эту фразу опять:

"Таня Бакальчук, ждём Ваших комментариев"

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

Не дождемся

Ответить
Развернуть ветку
Rony Backer

Это полный ужас. Вб сейчас похоже сам не понимает что происходит в его бизнесе. Все продавцы и покупатели в шоке от происходящего на площадке. Нет ни каких условий для хорошего сервиса. А руководство отказывается принимать свои косяки. Опомнитесь!

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Для нас ситуация тоже крайне досадная, создали поставку 26го на Краснодар, но лимиты поймали и поставили в план 27го утром, в итоге поставка числится от 27го числа, и сразу передали в ТК. И потом эта новость. Я уже молчу за весь этот цирк и беспредел, за переобувание в воздухе, на нас плюют с высокой колокольни. Ну делайте уже хотя бы с завтрашнего дня созданные поставки будут с платной прической. Кто до 27го сказали примут бесплатно, а мы чем отличаемся если поставили в план 27го но до этого объявления!!

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

Александр, очень жаль, что Вам так «не повезло» . Надеюсь, что эта статья поможет обратить внимание маркетплеса на этот беспредел

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Ну побунтуйте, побунтуйте.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Полностью поддерживаю, давайте передавать статью из рук в руки, может всё-таки услышат. Автору респект!)

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

Иван, большое спасибо за обратную связь. Я хочу опубликовать в оф чате. Если ВСЕМ КТО ОСТАВЛЯЕТ КОММЕНТАРИИ ИЛИ ПРОСТО ЧИТАЕТ НЕ СЛОЖНО СКИНУТЬ ЭТУ СТАТЬЮ СВОИМ СОТРУДНИКАМ ДРУЗЬЯМ ПАРТНЕРА, МЫ БУДЕМ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНЫ. Я УВЕРЕНА , ЧТО ВМЕСТЕ МЫ СИЛА!!!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Роман

Полностью поддерживаю! Планировал несколько поставок в общем кол-ве 28000 шт, подготовкой данных поставок занимались 17 сотрудников, из них 9 это сотрудники аутсорсинга, которые были привлечены для подготовки именно этих поставок, чтобы успеть уложиться в период бесплатной приемки - в итоге, поставки отгружены 27.10.22, а созданы они после 11:00. Итог следующий - я потратил дополнительные средства на то, чтобы в сжатые сроки подготовить поставки, а сегодня я их отгрузил за +- 900 000 руб!!! Общие затраты на эти поставки почти 1 млн, МИЛЛИОН за приемку товара, где-то еще может такое быть, кроме как на WB???!!!!!

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

Роман, ну Вы меня переплюнули, моя трагедия по сравнению с Вашей капля в море. Вы написали про 17 сотрудников . Я думаю , что вы не должны , Вы обязаны сделать так, чтобы и они сказали здесь , какую работу и сколько труда они вложили, а ВБ просто вытер ноги. Распространите эту статью всем кому только можно. Это сработает! И мы с Вами сможем отгрузиться. Пусть не только у нас с Вами будет океан проблем, давайте затопим и тех, кто их устроил!!!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кошелев

Вот это сильно! ВБ, даже не знаю какое слово применить, "красавчег" или "жжот".

Пока читал подумал о:
1. На Озон тоже бочку катят, там ппц что с утилизацией, возвратами, возможностью не предоплачивать за вещи и т.д. Не пришло ли время сделать своё казино, но "без складов и приемщиков" (почти цитата): ориентируясь на на модель, скажу по-озоновски, FBS.
2. Аккаунт на маркетплейсе внезапно стал активом. Взять ли что ли еще принципалов? Да хотя бы даже на тесты, м.б. кому-то и пригожусь.
3. Если идея платного входа станет заразной, то м.б. зря разорвал договор с яндексмаркетом и не надо торопиться разрывать договор с Озонам, ну и пусть там товары кончились. Нюанс - не понятно сколько живет аккаунт без оборотов.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

Я зашла на Озон, и не очень удачно, оказалось много неликвида. Хотя на вб товары летели . Меня спасло то, что товары сгорели. Мне все выплатили и вот я уже в плюсе. Но даже эта ситуация меня не отвернула от этого маркета. Я понимаю, что нужно выбрать другую стратегию работы с ним. И я думаю, что это все благодаря отношению Озона к поставщикам. Они действительно волнуются о репутации. На вб такого просто нет . Когда горел озон, первая мысль была «Спасибо, что не ВБ» .

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Дмитрий

Поддерживаю! Так же столкнулся с внезапной платной приемкой сегодня.

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Еремина

Полностью согласна

Ответить
Развернуть ветку
Alex Grayfield

Очередная пара кирпичей в глухой стене, которую вб активно строит между собой и поставщиками

Ответить
Развернуть ветку
Маркетплейсы

До тех пор пока количество приходящих поставщиков будет больше уходящих вряд ли что-то изменится

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ферапонтова

С каждым днём все хуже. Бизнес «по-русски»

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

Лучше и не скажешь

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

пх-ха-ха: "мы вас сюда торговать не приглашали!"

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда