Эксперименты в SEO — как их проводить и повышать результаты

Эксперименты — одна из основ успешного SEO наравне с обучением, практикой и изучением справочной информации от Google и Яндекс.

Статья написана в первую очередь про эксперименты под Google, но также отлично подойдет и для Яндекса.

Сергей Горохов
SEO специалист, продвигаю сайты с 2009 года, работаю с западными рынками с 2019 года. Пишу статьи. Развиваю канал о зарубежном SEO https://t.me/goburzhseo

В чем ценность экспериментов?

Эксперименты нужны чтобы определить на практике:

  • Что работает в SEO, а что нет (также что можно отследить, а что нет).
  • С какой силой срабатывают правки внутри одной группы факторов (например, правки в разных текстовых зонах: title, заголовки H, текстовые блоки, верхняя часть статьи, нижняя и т. п.)
  • Скорость срабатывания (как быстро отрабатывают ссылки, 301 редирект и т. п.).
  • Влияние количества на эффект (сколько надо ссылок, чтобы дотянуть запрос с 30 позиции до 10).
  • Эффективны ли различные методики и лайфхаки от SEO-гуру.

Эксперименты повышают эффективность вашего SEO, а также просто необходимы для роста специалиста до middle и senior грейдов.

Почему мы не проводим эксперименты?

Если эксперименты столь полезны, то почему далеко не все их проводят? Очевидно есть ряд проблем:

  • Недостаток времени. Для проведения эксперимента нужно выделить время, несколько раз вернуться к нему чтобы проверить результат, а затем еще скорректировать устоявшийся процесс.
  • Непонимание важности экспериментов. Об этот было выше.
  • Непонимание как проводить эксперимент. А об этом как раз и будет эта статья.

Недостаток времени — большая проблема, особенно при работе в агентстве, либо при высокой загрузке специалиста. Тем не менее проведение экспериментов необходимо внедрять в SEO-процессы в любом случае.

Зачем маркетинговому агентству тратить время на эксперименты?

Лучший аргумент на мой взгляд — это следующая связь:

  1. Рост опыта и навыков сотрудников ≈ улучшение результатов.
  2. Улучшение результатов ≈ более довольные клиенты.
  3. Более довольные клиенты ≈ лучше работает «сарафан» для привлечения новых клиентов.

Как проводить эксперименты

С тем, что эксперименты важны и нужны мы разобрались. Далее рассмотрим как их проводить, отслеживать и фиксировать результаты.

1. Численно измеримая цель

Эксперимент начинается с цели, мы должны хотя бы примерно знать что должны получить. Например:

  • Рост позиций по запросу best forex broker с 30 до 20.
  • Рост трафика из Нигерии в день с ~1000 до ~1300 кликов.
  • Появление в сниппете Google звезд рейтинга.

Даже если мы сильно ошибемся в прогнозе, то все равно улучшим свое умения прогнозировать результат, а это очень полезный hard-скил для специалиста.

2. Чистота эксперимента

По сайту или страницам параллельно с экспериментом не должны проводиться другие работы, влияющие на SEO. В крайнем случае изменения должны быть шаблонными и касаться всего сайта в целом.

Например, при проведении эксперимента по линкбилдингу, возможна смена шаблона мета-тегов и добавление новых блоков для перелинковки на все страницы раздела. Такое допустимо, но нежелательно. Что однозначно недопустимо, так это ручная оптимизация контента части страниц.

3. Экспериментальная и контрольные группы

Для теста берем набор объектов (например, страниц или доменов) со сходными параметрами и выделяем из них случайным образом часть в экспериментальную и контрольные группы.

Например, для теста нового шаблона title берем 20 товаров из парфюмерии для экспериментальной группы и столько же для контрольной группы. Сходными параметрами здесь будут:

  • Спрос по каждой странице
  • Глубина вложенности
  • Наличие товара (in stock)
  • Позиция по основным запросам в одном диапазоне (например, берем страницы за топ-30 / 50, не миксуем страницы в топ-5 и топ-50)

4. Отслеживание результатов

Отслеживание начинается с фиксирования текущих результатов. Можно отслеживать результаты при помощи, например:

  • Трекера позиций, в текущем проекте создать тег или фильтр. Также можно создать отдельный проект с названием и датой эксперимента (Title товаров 01.04.24).
  • Трафик и показы в Google Search Console при помощи регулярного выражения* (не стоит отслеживать среднюю позицию в GSC, она крайне неточна).
  • Трафик с Google organic в Google Analytics при помощи регулярного выражения*.

Пояснение: * — регулярное выражение в данном случае помогает увидеть статистику сразу по группе страниц одним запросом. Например, для url:

  • https://zarina. ru/man/clothes/outerwear/
  • https://zarina. ru/man/clothes/trousers/
  • https://zarina. ru/man/clothes/jeans/
  • https://zarina. ru/man/clothes/shirts/

Регулярное выражение будет выглядеть следующим образом:

\/man\/clothes\/outerwear\/|\/man\/clothes\/trousers\/|\/man\/clothes\/jeans\/|\/man\/clothes\/shirts\/

Если вы не разбираетесь в регулярных выражениях, то обязательно посмотрите вот это видео https://www. youtube. com/watch? v=_pLpx6btq6U, также вы можете попросить чат-бота написать регулярку для вас, но знать регулярки на базовом уровне все равно надо.

5. Фиксирование хода и результатов эксперимента

Для удобства можно использовать таблицу или специальный софт. В таблице рекомендую создать следующие столбцы:

  • Цель
  • Таск (ссылка на задачу)
  • Экспериментальная группа
  • Контрольная группа
  • Дата постановки задачи
  • Дата внедрения задачи
  • Результат
  • Вывод

Некоторые продвинутые трекеры позиций позволяют часть этих данных вносить в сам проект и выводить на графике позиций / видимости. Рекомендуется использовать эту возможность.

Отслеживание экспериментов в seowork

В seowork можно составлять сегменты для анализа правок и экспериментов. Страницы и запросы можно объединять в сегменты по различным параметрам, а также делать полностью ручные выборки.

<i>Скриншот из видео (ссылка выше) про А/Б тестам в SEO</i>
Скриншот из видео (ссылка выше) про А/Б тестам в SEO

Результаты удобно сравнивать по контрольной и экспериментальной группе. Контрольной группой, при этом, может выступать как противоположный сегмент («добавили seo-текст” и «нет seo-текста”) , так и общий сегмент всех страниц данного типа («листинг:добавили seo-текст» и »тип страницы: листинг»).

<i>Результаты тестовой и контрольной группы на графиках</i>
Результаты тестовой и контрольной группы на графиках

При проведении экспериментов совершенно не обязательно ограничиваться A/B тестами, можно внедрять A/B/C/D и так далее тесты. Например: вы заметили, что карточки товаров с изображениями ранжируются лучше, но какое количество изображений показывает лучший результат — неизвестно. В таком случае вы можете создать несколько сегментов, где в одном будет 2-3 фотографии, в другом 4-6, а в третьем 7+.

Отслеживание результатов в Rush Analytics

В Rush Analytics рекомендую создавать новый проект с датой и названием эксперимента. Можно создать 1 проект и разделить контрольную и экспериментальную группу при помощи тега.

<i>Добавление тега в Rush Analytics в настройках проекта</i>
Добавление тега в Rush Analytics в настройках проекта

Также для отслеживания эффекта глобальных работ рекомендую добавлять заметки на график позиций основного проекта.

<i>Добавление комментариев на таймлайн в Rush Analytics</i>
Добавление комментариев на таймлайн в Rush Analytics

Дисклеймер или так ли уж все прекрасно с получаемыми данными

Небольшой дисклеймер. При всей пользе экспериментов важно понимать, что полученные нами данные в результате — это не зависимость, а корреляция, то есть некая взаимосвязь. Поэтому запоминаем фразу “correlation is not causation” и когда клиент спрашивает как та или иная работа повлияет на позиции, то высказываем свое мнение, а потом добавляем эту фразу с максимально умным видом.

Бывает такое, что корреляции, полученные в Google одном гео и тематике, не работают для другого сайта, гео и тематики. Это может быть как из-за неточностей, так и из-за особенностей ранжирования Google в различном гео. Здесь поможет только накопление практического опыта, чтобы понимать что, как и где работает.

Заключение

Эксперименты в SEO — отличный способ прокачать hard-скилы и выйти на новый уровень мастерства (а может и зарплатный грейд). Вместе с этим надо понимать, что получаемые данные относительны и могут содержать неточности. Поэтому для достижения наилучших результатов эксперименты надо проводить систематически.

1010
Начать дискуссию